Хурр ибн Йазид ибн Наджийа Тамими Йарбуи Рийахи – сторонник имама Хусейна (а), шахид битвы при Кербеле и один из авторитетных людей Куфы. Он пользовался большим уважением среди горожан и считался одним из лучших мусульманских воинов. В битве при Кербеле руководил одной из частей войска Убайд Аллаха ибн Зийада, но, пожалев об этом, перешёл на сторону имама Хусейна (а), за что шииты его особо почитают и считают примером веры в искупление грехов.
Происхождение
Хурр ибн Йазид ибн Наджийа ибн Канаб ибн Аттаб ибн Харис ибн Амр ибн Хаммам ибн Бану Рийах ибн Йарбу ибн Ханзала происходит из одного из родов племени Тамим[1] . Поэтому его называют Рийахи, Йарбуи, Ханзали и Тамими[2]. Его род был одним из самых влиятельных как в доисламский, так и исламский периоды[3] .
Жизнь до битвы при Кербеле
Хурр был именитым воином Куфы[4] . В некоторых источниках его ошибочно представляют надзирателем наместника Куфы Убайдуллаха ибн Зийада[5] . Вместе с тем его назначение начальником одной из частей войска Ибн Сада, выставленного против имама Хусейна (а) [6] , а также дисциплинированность и точное выполнение приказов начальства[7] подтверждают его присутствие в правительственном аппарате Ибн Зийада, но не обязательно в качестве надзирателя.
Это предположение подкрепляется тем, что он не имел отношения к политике и ни один источник не сообщает о его политических взглядах или позиции относительно сложной ситуации в Куфе в 60 г. л. х. Только Балами приводит сомнительное предание о том, что он был одним из тех шиитов, которые скрывали свою принадлежность к шиизму[8] .
Руководство войском Куфы
Когда Убайдуллах ибн Зийад узнал о том, что имам Хусейн (а) направляется к Куфе, он вызвал к себе Хурра и, поставив его во главе тысячи конных воинов, отправил на битву с имамом. Согласно другому преданию, он отправил Хусейна ибн Нумайра в Кадисийу с четырьмя тысячами солдат, чтобы контролировать территорию от Кадисийи до Хаффана и от Лалаа до Куткутанийи и быть в курсе того, что там находится и передвигается. Хурр со своими воинами входил в эту армию и был отправлен на пресечение движения имама к обозначенному району.
Глас, услышанный Хурром
Сообщается, что Хурр сказал: «Когда я вышел из дворца Ибн Зийада в Куфе и отправился к Хусейну ибн Али, то услышал, как голос за спиной трижды повторил мне: «О Хурр! Возрадуйся благой вести о рае». Повернувшись, я никого не увидел, и подумал про себя: «Клянусь Аллахом, это не благая весть. Как это может быть благой вестью, если я иду воевать с Хусейном ибн Али?» Приехав к Хусейну ибн Али, я всё ему рассказал, и он сказал мне: «Ты действительно обрёл путь к наградам и благам”»[9] . [10]
Встреча с Хусейном ибн Али (а)
Имам Хусейн (а) встретился лицом к лицу с Хурром и его воинами в Зу Хусме[11] . Источники сообщают, что Хурр прибыл не для сражения, а для сопровождения имама к Ибн Зийаду. Поэтому он приказал солдатам лишь построиться перед стоянкой каравана и не нападать на него[12] . Вот что рассказывает Абу Михнаф о встрече Хурра с имамом Хусейном (а) со слов двух мужчин из племени Бану Асад:
Когда караван имама Хусейна (а) выступил со стоянки Шараф, в полдень он увидел вдали знаменосцев вражеского войска и спросил своих людей: «Есть в этой местности убежище, куда мы могли бы отойти, встать к нему спиной и противостоять этим людям только с одной стороны?» Они ответили ему: «Да, слева от нас есть место под названием Зу Хусм». Имам приказал свернуть налево. Враги погнались за ними, но они первыми добрались до этого места, и имам приказал разбить там шатры.
Мучимые жаждой Хурр и его воины догнали шиитов и выстроились напротив них. Несмотря на их враждебный настрой, имам показал свою миролюбивость и приказал напоить своих противников и их лошадей. И когда Хурр пожелал совершить молитву со своими воинами за имамом Хусейном (а), он с радостью согласился. После молитвы Хурр передал имаму послание Ибн Зийада. Имам ответил, что жители Куфы пригласили его к себе. Затем рассказал ему о переписке с ними и их многочисленных просьбах приехать в Куфу и взять бразды правления в свои руки. И добавил, что если они пожалели об этом, то он вернётся назад. Хурр сказал, что не знает о существовании таких писем, потому что он и его воины ничего ему не писали, и что он должен привезти его к Ибн Зийаду.
Когда имам решил выступить со своими спутниками, Хурр встал у него на пути и не позволил направиться в Куфу и вернуться в Медину. Он предложил выбрать иной путь, чтобы он смог оправдать себя перед Ибн Зийадом. Хурр сказал имаму: «Я не обязан сражаться с вами, но обязан сопроводить в Куфу. Если вы не хотите ехать к нему, то следуйте тем путём, который не приведёт вас ни в Куфу, ни в Медину, чтобы я написал об этом Ибн Зийаду. Если хотите, то тоже можете написать Йазиду. И тогда, может быть, всё закончится мирно и благополучно. Для меня это лучше, чем вступать с вами в битву».
Тогда имам Хусейн (а) и его спутники направились к Узайбу и Кадисийе. Хурр ехал вместе с ними[13] .
Несмотря на то, что Хурру не было велено вступать в бой, вероятность сражения мучила его. Даже сообщается, что он предостерегал имама о том, что если тот станет сражаться, то погибнет. При каждом удобном случае он говорил ему: «Ради Аллаха, берегите себя. Я уверен, что если случился война, вы будете убиты». Но имам неизменно отвечал ему, что не боится смерти на пути Аллаха.
Во время пребывания имама в Узайбе к нему из Куфы приехали четверо последователей. Хурр хотел задержать их, но имам не позволил ему. Они сообщили плохие новости о том, что Кайс ибн Мусаххар Сайдави (гонец имама в Куфу) убит и что снаряжается большое войско против имама[14] .
Договор между Хурром и имамом закончился 2 мухаррама[15] . Когда они добрались до села Найнава, Хурр получил письмо от Ибн Зийада, в котором говорилось о том, чтобы он был более жёстким к имаму и его спутникам и остановил их на пустынной, безводной земле. В письме было написано: «Когда мой гонец доберётся до тебя и моё письмо окажется в твоих руках, будь более жёстким к Хусейну и не позволяй ему остановиться, кроме как на пустынной и безводной земле[16]. Я приказал гонцу не отлучаться от тебя, чтобы сообщить мне потом о выполнении моего приказа. Мир тебе». Хурр пришёл к имаму Хусейну (а) и всё ему прочитал, и имам сказал: «Пусть тогда мы остановимся в Найнаве или Гадирийе».
Оказавшись в безвыходном положении, Хурр, за которым следил гонец Ибн Зийада, был вынужден остановить караван и отказать имаму и его спутникам в просьбе разбить лагерь в селе Найнава (по некоторым версиям, Гадирийа или Шуфайх/Шукайх). Поэтому имаму пришлось разбить лагерь в Кербеле (по некоторым преданиям, близ села Акр) недалеко от реки Евфрат[17] . Зухайр сказал ему: «Клянусь Аллахом, я вижу, что дальше нам будет хуже. Нам легче сейчас сразиться с этим войском, чем с тем, которое прибудет вслед за ним. Я клянусь своей жизнью, что за ними приедут те, с кем мы не в силах будем сражаться». На что имам ответил: «Да, ты прав, но я не начну сражение первым».
Он стал ехать за Хурром, пока они не достигли Кербелы. Там Хурр остановил караван и не разрешил ему продолжить путь. «Остановитесь здесь, потому что Евфрат близок», – сказал Хурр. «А как называется это место?» – спросил имам. «Кербела», – ответили ему, и он стал разбивать там свой лагерь. А Хурр со своими воинами стал располагаться на другом краю. После этого он написал письмо Ибн Зийаду, в котором сообщил ему о стоянке каравана имама Хусейна (а) в Кербеле.
Покаяние Хурра в день Ашуры
Несмотря на свои жёсткие меры в отношении имама Хусейна (а), Хурр ибн Йазид проявлял к нему должное уважение и даже упоминал об особом почитании её светлости Фатимы (с) [18] .В день Ашуры Умар ибн Сад выстроил своё войско и назначил командующих каждой частью. Так, он поставил Хурра ибн Йазида во главе представителей племён Бану Тамим и Бану Хамадан. Дав всем необходимые указания, Умар ибн Сад приготовился к битве с войском имама Хусейна (а).
Убедившись в окончательности решения куфийцев сразиться с имамом, Хурр подошёл к Умару и спросил: «Ты действительно хочешь сразиться с этим человеком?» Он ответил: «Да. И клянусь Аллахом, я так буду сражаться, что отрубание рук и голов покажется тебе самым простым из того, что произойдёт». Хурр снова спросил: «Разве его предложение не понравилось тебе?» На что Ибн Сад ответил: «Если бы всё зависело от меня, то я принял бы его, но твой эмир (Убайдуллах ибн Зийад) не принял».
Тогда Хурр отошёл в сторону и медленно направился к войску имама. Увидев его в таком состоянии, Мухаджир ибн Аус, который был в войске Умара ибн Сада, спросил его: «Ты хочешь начать атаку?» Но Хурр, которого трясло, ничего не ответил. Поражённый этой картиной, Мухаджир сказал ему: «Клянусь Аллахом, я ни на одной битве не видел тебя в таком состоянии. И если бы спросили, кто самый храбрый человек в Куфе, то я бы назвал тебя. Так что же с тобой такое?» И Хурр ответил ему: «Поистине, я вижу себя между раем и адом. И клянусь Аллахом, даже если меня порубят на мелкие куски и сожгут на костре, я выберу лишь рай». Сказав это, он погнал коня к лагерю имама.
Сообщается, что он пришёл к имаму в смятении и, сказав, что никогда не думал, что дело дойдёт до войны, стал просить у него прощения. Имам простил его и сказал, что в этом и в грядущем мире он действительно свободный человек (Хурр – «Свободный»)[19] .
Хурр вошёл в шатёр имама, держа щит наоборот, и сказал: «Да паду я жертвой за тебя, о внук Посланника Аллаха (с)! Я тот, кто не дал тебе вернуться (на свою родину) и сопровождал тебя, чтобы ты вынужденно остановился здесь. Я никогда не думал, что они не примут твоё предложение и обрекут на такую участь. Клянусь Аллахом, если бы я знал, что дело дойдёт до этого, то никогда не взялся бы за него. Теперь я жалею о содеянном и каюсь перед Господом. Примет ли Он моё покаяние?» И имам ответил ему: «Да, Господь примет твоё покаяние».
Причины покаяния
Перемена позиции одного из военачальников Ибн Зийада была настолько удивительной, что некоторые стали объяснять её такими факторами, как небесный глас, обращённый к Хурру, и вещий сон[20] . Разумеется, такие мнения, независимо от верности или неверности, никоим образом не умаляют заслуги самого Хурра, сделавшего сложный выбор в сложное время[21] . Некоторые его слова, сказанные до его перехода на сторону имама, подтверждают добровольность его действий. Так, например, он сказал, что видит себя между раем и адом и ни за что не откажется от рая[22] .
Речь Хурра к войску Куфы
После того как Хурр покаялся, он обратился к войску Куфы с такой речью: «Люди! Разве предложение Хусейна (а), сделанное вам, не удержало вас от сражения?» Они ответили: «Ты спроси это у эмира Умара». Хурр повторил свой вопрос Ибн Саду, и он ответил: «Я не жажду сражения с Хусейном (а), и если бы у меня был другой вариант, я бы выбрал его». Тогда Хурр обратился к воинам: «О жители Куфы! Да будут оплакивать вас ваши матери! Разве вы не звали к себе этого достойного мужа и не сказали ему, что будете сражаться на его стороне против врагов его? А теперь, когда он приехал к вам, вы отказываетесь помочь ему и, выстроившись против него, хотите убить? Вы прибрали к рукам его жизнь, не давая свободно дышать. Вы окружили его и не позволяете ехать к обширным городам и землям Господним. Вы словно пленили его, и он не может ни принести себе пользу, ни отвратить от себя вред. Вы преградили ему, его жёнам и детям путь к Евфрату, из которого пьют все евреи и христиане и в котором даже купаются свиньи и собаки. И жажда так измучила их, что они падают без сознания. Как же скверно вы относитесь к потомкам Мухаммада (с)! Всевышний Аллах не напоит вас в Судный день!» В это время лучники вражеского войска пустили в его сторону несколько стрел, и он отошёл к имаму Хусейну (а).
Мученическая смерть
От покаяния Хурра до его мученической смерти прошло немного времени. По некоторым преданиям, он попросил имама позволить ему первым атаковать и стать шахидом, так как он был первым, кто выступил против имама[23] .
Примкнув к имаму, он тут же вышел на поле битвы, вновь поговорил с Ибн Садом и, не добившись никакого результата, осудил поведение куфийцев и стал сражаться с ними до тех пор, пока не пал мучеником[24] .
Он храбро сражался и, несмотря на то, что его конь был ранен, а с его ушей и лба текла кровь, бился с врагами, читая обличительные стихи. Он сразил около сорока врагов, пока пехота Ибн Сада не пошла на него разом и не убила его. Сообщается, что его убили двое: Аййуб ибн Масрах и некий всадник из числа куфийцев.
Другие источники сообщают, что когда Хабиб ибн Музахир пал мучеником до полудня, Хурр ибн Йазид и Зухайр ибн Кайн вместе вступили в битву. Они сражались, прикрывая друг друга, а когда Хурр был убит, Зухайр вернулся в лагерь.
Когда сподвижники имама принесли тело Хурра, он присел у него, стёр кровь с его лица и, сказав: «Ты свободен, как назвала тебя твоя мать, в этом мире и в грядущем», завязал ему челюсть.
Сыновья и братья
Согласно поздним источникам, сыновья, братья и слуга Хурра перешли на сторону имама Хусейна (а) вместе с ним и умерли в битве при Кербеле[25]. Но это сообщение сомнительно, потому что не встречается в ранних источниках.
Потомки
О потомках Хурра также имеется некоторая информация. Он считается основателем двух родов: Муставфийанов из Казвина[26], самым ярким представителем которых был историк Хамд Аллах Муставфи[27] , и Алу Хурр из ливанского Джабал Амил[28] , самым знаменитым представителем которых является шейх Хурр Амили, автор книги «Васаил аш-шиа»[29] .
Погребение
По словам Сайид Мухсина Амина[30] , когда люди из племени Бану Асад стали хоронить шахидов, группа людей из племени Хурр не позволила им хоронить Хурра вместе с ними. Они предали его тело земле в местечке, которое называлось Нававис[31] . Следовательно, он похоронен на расстоянии одной мили от гробницы имама Хусейна (а). Его могила находится примерно в семи километрах западнее города Кербела.
Вскрытие могилы
В X веке его могила была найдена, и, говорят, шах Исмаил I построил над ней мавзолей[32]. Сообщается также, что когда Исмаил I завоевал Ирак и посетил Кербелу, он усомнился в величии Хурра из-за невзрачности его могилы. Поэтому он приказал вскрыть её[33] . Когда она была вскрыта, присутствующие увидели тело Хурра в окровавленной одежде. Раны на нём были свежи, на голове был след от удара мечом, и челюсть была завязана платком. И тогда шах приказал развязать старый платок и заменить его новым[34] , так как в исторических книгах было сказано, что этот платок принадлежал имаму Хусейну (а). Когда старый платок развязали, хлынула кровь и залила всю могилу. Челюсть Хурра тут же завязали новым платком, но поток крови не остановился. И тогда её снова завязали старым платком, и кровь перестала течь. Шах взял себе небольшой кусочек платка имама Хусейна (а) и приказал возвести над могилой величественный мавзолей[35] .
Ремонт мавзолея
В эпоху Каджаров мать Ага Хана Махаллати начала ремонт мавзолея и выстроила вокруг него нечто наподобие крепостной стены, чтобы она защищала паломников от грабителей[36] . В 1325 г. с. х. Хусейн Хан Шуджа ас-Султа реконструировал гробницу, а в 1330 г. с. х. Сайид Абд аль-Хусейн Калиддар отремонтировал террасу мавзолея[37] .
В настоящее время этот мазар находится в нескольких километрах западнее мавзолея имама Хусейна (а). Там находится мавзолей, над которым высится купол[38] . Но исследователи расходятся во мнениях относительно того, принадлежит ли он Хурру ибн Йазиду или нет. Одни считают, что он похоронен рядом с имамом Хусейном (а) вместе с другими шахидами битвы при Кербеле[39] . Но Сайид Мухсин Амин уверен[40] , что люди не беспричинно считают это место мазаром Хурра.
В зиярате[41] «Нахийа мукаддаса» встречается фраза: «Мир аль-Хурру ибн ар-Рийахи»[42] .
Источник: http://pomnihuseyna.ru
1. Ибн Калби. Т. 1. С. 213. Давадари называет его Джарир ибн Йазид (Т. 4. С. 87–89), а Йафии – Харис ибн Йазид (Т. 1. С. 108) и Ибн Имад (Т. 1. С. 67).
2. См.: Балазури. Т. 2. С. 472, 476 и 479; Динавари. С. 249; Табари. Т. 5. С. 422.
3. См.: Самави. С. 203.
4. См.: Табари. Т. 5. С. 392 и 427; Ибн Касир. Т. 8. С. 195.
5. См.: Ибн Джаузи. Т. 5. С. 335; Ибн Варди. Т. 1. С. 231.
6. Табари. Т. 5. С. 422.
7. См.: Балазури. Т. 2. С. 473; Динавари. С. 252; Табари. Т. 5. С. 402–403.
8. Табари. Т. 4. С. 704.
9. Мусир ал-ахзан. С. 44.
10. Нафс ал-мафхум. С. 231.
11. Балазури. Т. 2. С. 472; Табари. Т. 5. С. 400; Муфид. Т. 2. С. 69 и 78; Ахтаб Харазм. Т. 1. С. 327–330.
12. См.: Балазури. Т. 2. С. 473; Динавари. С. 249–250; Муфид. Т. 2. С. 80; Ахтаб Харазм. Т. 1. С. 332.
13. Балазури. Т. 2. С. 472–473; Динавари. С. 249–250; Табари. Т. 5. С. 402–403; Муфид. Т. 2. С. 78–80.
14. См.: Балазури. Т. 2. С. 473–474; Табари. Т. 5. С. 403–406; Ахтаб Харазм. Т. 1. С. 331–333.
15. У Динавари – 1 мухаррама. С. 253.
16. Динавари. С. 251; Табари. Т. 5. С. 408–409; Муфид. Т. 2. С. 81–84; Ахтаб Харазм. Т. 1. С. 334.
17. Динавари. С. 251–252; Табари. Т. 5. С. 408–409; Муфид. Т. 2. С. 84; Ахтаб Харазм. Т. 1. С. 334.
18. См.: Балазури. Т. 2. С. 475–476; Табари. Т. 5. С. 392, 422, 427–428; Муфид. Т. 2. С. 100–101; Ахтаб Харазм. Т. 2. С. 12–13.
19. Те же источники. Ср.: Ахтаб Харазм. Т. 2. С. 14. Там он пишет, что фраза имама была сказана после битвы.
20. См.: Ибн Бабавайх. С. 218; Ибн Нима. С. 59; Хаири Хурасани. С. 96.
21. См.: Байдун. Т. 1. С. 678–679. Он считал правильное воспитание, полученное Хурром, главным фактором его решения.
22. Подробнее см.: Балазури. Т. 2. С. 475–476; Муфид. Т. 2. С. 99; Ахтаб Харазм. Т. 2. С. 12.
23. См.: Ибн Асам. Т. 5. С. 101; Ахтаб Харазм. Т. 2. С. 13.
24. См.: Балазури. Т. 2. С. 478, 489, 494 и 517; Табари. Тарих. Т. 5. С. 428–429, 434–435, 437, 440–441; Муфид. Т. 2. С. 102–104.
25. См.: Ахтаб Харазм. Т. 2. С. 13; Кашифи. С. 281–282; Хаири Хурасани. С. 120–127. Ср.: Шамс ад-Дин. С. 84–85.
26. См. Хамд Аллах Муставфи. Тарихи гузида. С. 811. Со ссылкой на: Даират ал-маарифи бузурги ислами. С. 314–315.
27. Тарихи гузида. С. 812.
28. Тарихи гузида. С. 794.
29. См.: Ахмад Хусайни. Мукаддима бар «Амал ал-амал» Хурр Амили. Т. 1. С. 8–10. Со ссылкой на: Даират ал-маарифи бузурги ислами. С. 314–315.
30. Амин. Т. 1. С. 613.
31. Ибн Калби. Джамхарат ан-насаб. Т. 1. С. 216.
32. См.: Нимат Аллах ибн Абд Аллах Джазаири. Ал-Анвар ан-ну‘маниййа. Т. 3. С. 265–266.
33. Давадари. Т. 4. С. 89.
34. Танких ал-макал. Т. 1. С. 260.
35. Джазаири. Т. 3. С. 265; Танких ал-макал. Т. 1. С. 260; Турасу Карбала. С. 115.
36. Адиб ал-Малик. С. 213.
37. Хусайни Джалали. С. 97.
38. Амин. Т. 4. С. 614; Шамс ад-Дин. С. 142.
39. См.: Муфид. Т. 2. С. 114, 126; Нури. С. 106.
40. Амин. Т. 1. С. 613.
41. Приветственный текст, читаемый как на могиле имама или его родственника, так и вдалеке от неё, в котором верующий свидетельствует своё почтение исламским пророкам и имамам.
42. Икбал. Т. 3. С. 79; Бихар ал-анвра. Т. 45. С. 71.