Программа благословенного месяца рамазан, направленная на созидание человека

Главная цель благословенного месяца Рамазан заключается в созидании человека: в течение этого месяца ущербные люди должны стремиться к тому, чтобы стать духовно здоровыми, а духовно здоровые, полноценные люди должны устремиться к совершенствованию. Цель этого благословенного месяца состоит в духовном очищении людей, устранении пороков и изъянов, обеспечении победы разума, веры и воли над духовными пороками и предосудительными страстями; это своего рода программа, состоящая из молитв, богопоминаний и стремления к богобоязненности, это программа вознесения к Богу, программа совершенствования духа.
Если ограничить программу этого месяца тридцатидневным голоданием, недосыпанием, хождением по различным собраниям и отмечанием праздника разговения (‘Ид ал-фитр) и если эти дни ничем не отличаются от обычных дней последующего месяца (ша‘бана), то пост окажется для человека бессмысленным и бесполезным. Главная цель поста заключается в преобразовании и улучшении человеческой природы. Почему в некоторых наших преданиях говорится о постящихся, которые, кроме голодания, никакой иной выгоды не извлекут?
Воздержание от дозволенной пищи в течение тридцати дней должно сочетаться с воздержанием от недозволенных речей, от злословия, от сквернословия и от вранья, ибо это одно из важнейших духовных и священных предписаний. Приводим соответствующую притчу.
Однажды к Пророку (с) пришла одна постящаяся женщина. Досточтимый Пророк предложил ей молоко и другие яства. Она сказала: «О Посланник Аллаха, я соблюдаю пост». Пророк сказал ей: «Нет, ты не постящаяся. Возьми и ешь». Она отказалась и повторила: «Нет, о Посланник Аллаха, я соблюдаю пост». Ибо она по-своему, но постилась. Досточтимый Пророк настаивал и снова предложил ей яства со словами: «Каким же образом ты соблюдаешь пост, когда час тому назад питалась мясом своего брата (или сестры) по вере (то есть злословила в их адрес)?»
Таким образом, постящийся человек, занимающийся злословием в чей-либо адрес, отказавшись от материальной пищи, позволяет своему духу питаться недозволенной, оскверненной пищей (злословием). Не зря же сказано, что когда человек врет, из его рта исходит скверный запах, терзающий ангелов на семи небесах[1]. А теперь спрашивают, почему человек в аду ощущает неимоверное зловоние? Зловония адские суть те же зловония, которые мы сами создали в этом мире: это вранье и сквернословие, которые мы допускаем. Самое худшее из названного — клевета. Ибо клевета заключает в себе и вранье и злословие. Тот, кто злословит, говорит правду, но в то же самое время поносит кого-то за глаза; тот, кто врет, хотя и не сквернословит напрямую, но говорит неправду, сочиняет небылицы. Клеветник же врет и злословит одновременно, то есть совмещает два великих порока.
Разве позволительно, чтобы мы в течение всего священного месяца Рамазан клеветали друг на друга? Месяц рамазан предназначен для того, чтобы мусульмане чаще собирались вместе, совершали коллективные моления в мечетях, а не для того, чтобы сеять раздоры и распри.

Источник : книга «Совершенный человек в исламе»

[1] Здесь подразумеваются не внешне зримые небеса, но Царство небесное.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.