В Священном Коране, в послании, обращённом к мусульманам, говорится: «Вы – лучшая из общин, созданная на благо людей, вы велите вершить одобряемое [по шариату и разуму], запрещаете творить неодобряемое и веруете в Аллаха …».
Коран, несмотря на то, что не раз подвергает критике обладателей Священного Писания [иудеев и христиан] за их неуместный фанатизм, извращения и искажение, запрещённые по шариату, напрасные надежды и ожидания, всё же воздаёт должное некоторым из них, из-за их веры и чтения священных аятов о совершении благих деяний и запрете предосудительного. «Иудеев постигнет унижение, разве, что они обратятся за покровительством к Аллаху и к мусульманам. Поражены они гневом Аллаха, постигла их бедность. И всё это за то, что они отвергали знамения Аллаха, и убивали незаслуженно пророков, за то, что были ослушниками и преступниками. Люди писания неодинаковы, среди них есть праведные люди, которые читают стоя по ночам аяты Аллаха, и падают ниц».
Призыв совершать праведные деяния – дело, которое вершит сам Господь. «Воистину, Аллах велит вершить справедливость, добрые деяния и одаривать родственников. Он запрещает непристойные и предосудительные деяния и беззакония …».
И наоборот, призыв совершать непристойные и предосудительные деяния – дело дьявола. «Шайтан сулит вам бедность и велит быть скаредными».
Призыв к совершению праведных дел является всеобщей обязанностью, потому что в Священном Коране говорится: «Верующие, как мужчины, так и женщины – друзья друг другу, они призывают к одобряемому и отговаривают от порицаемого, совершают молитву, вносят закят [налог с имущества в пользу бедных мусульман], повинуются Аллаху и Его Посланнику». В этом аяте наше внимание привлекает несколько моментов:
С начала Божественного предписания люди различных возрастов, сословий и рас обладают правом руководства по отношению к другим верующим. То есть, призыв к дозволенному и запрет непристойного лежит в основе этого права, которое им дано Всевышним. И никогда не дозволяется вмешательство в эти дела без надобности, причинение беспокойства другим, навязчивость и назойливость.
Вера даёт это право мусульманам и другие люди не обладают такими возможностями.
Призыв к дозволенному всегда первенствует над запретом предосудительного для того, чтобы мы могли понять то, что необходимо проявлять упорство и настойчивость на полезном, заслуживающем одобрения пути. Мы не должны быть в обществе людьми, которые только лишь подвергают критике все и вся.
В этом аяте призыв к дозволенному и запрет непристойного выносится на обсуждение ранее молитвы и закята, так как выполнение молитвы и уплата закята нуждаются в ряде вопросов пропаганды, один из которых и является призыв к совершению праведных дел. Для примера: в начале молитвы во время призыва мы очень чётко и внятно произносим: «Спешите на молитву». Это и есть призыв к совершению праведных деяний, которое является вступлением в молитву. Священный Коран считает совершение молитвы, защитой от мерзкого и предосудительного: «Читай им, [Мухаммад] то, что дано тебе через откровения в Писании, верши обрядовую молитву, ведь она оберегает от мерзких поступков и предосудительного…».
Конечно, мы должны обращать внимание на главенствующие положения, но более всего в Исламе заслуживает одобрения предписание к совершению всего одобряемого и запрет непристойного. То есть, в наше время мы должны донести до общества заветное желание.
1-Каждый, будь то мужчина или женщина, должны восстать.
2-В основе руководства и любви должен быть призыв к одобряемому и запрет непристойного.
3-Начать с хорошего.
4-Обращать внимание на все вопросы, как положительные, так и отрицательные.
Всё это является всеобщей задачей мусульман. Однако из некоторых аятов Священного Корана становится ясно, что для выполнения этих двух важнейших обязанностей так же необходима особая группа людей.
Специальная группа
Священный Коран говорит: «И образуется из вас община, которая будет призывать к добру, побуждать к благому и отвращать от дурного. И будет таким людям блаженство».
Предположения по поводу этой группы стоят отдельно от всеобщего долга общества. Эта группа располагая властью и возможностями должна приступить к действиям и преградить путь непристойному. В качестве примера приведём машину, которая движется по трассе против движения транспорта. Здесь мы имеем две обязанности. Первая — задача обычных водителей звуковыми и световыми сигналами дать понять водителю данной машины, что он совершает нарушение. Вторая — обязанность полиции, которая должна арестовать нарушителя. О важности призыва к одобряемому и запрета порицаемого достаточно сказать то, что Священный Коран называет таких людей, которые велят поступать по справедливости, рядом с именами Божьих пророков. Возмездие их убийцам – равносильно возмездию убийц пророков. «Воистину, [Мухаммад] «обрадуй вестью» о мучительном наказании тех, которые отрицают знамения Аллаха, убивают несправедливо и пророков, и тех из людей, кто велит поступать по справедливости». Вопреки предположениям тех, кто считает, что спастись можно, только пребывая в уединении и удалении от мира, Коран спасёнными называет только тех людей, которые призывают других к выполнению благого и дозволенного. «И образуется из вас община, которая будет призывать к добру, побуждать к благому и отвращать от дурного. И будет таким людям блаженство».
Конечно, время призыва к благому и запрета порицаемого – это наилучший знак и великодушие, потому что это деяния – основа веры и является Божественным стимулом. «Вы лучшая из общин, созданная на благо людей; вы велите вершить одобряемое [по шариату и разуму], запрещаете творить неодобряемое и веруете в Аллаха».
Ответственность учёных и людей, праведных в этом вопросе, больше чем у других, но всё же этот призыв является обязанностью двух сторон, и каждый должен заповедовать другому истину и терпение. «И заповедовали друг другу истину и терпение».
Так же мы все должны удерживать друг друга от выполнения предосудительного. «Они не удерживали друг друга от свершения порицаемых поступков. И как мерзки их деяния».
Человек, в которого Всевышний вдохнул от своего духа, являющийся наместником Бога на земле, обладающий особым превосходством и милостью, всё же по своей непокорной природе высокомерия, надменности и науськивания дьявола имеет огромную необходимость в контроле. Всемогущий Аллах предоставил в его распоряжение различные виды контроля для укрощения мятежной натуры.
1- Священное слово разум – в смысле путы, как средство контроля человека, так как если не будет «уздечки» для сдерживания разума, то очень скоро человек уничтожит себя.
2- Человеческая природа так же способна побуждать к благому и удерживать от дурного.
3- Все Божественные пророки и ангелы так же ниспосылались Всевышним с этой целью.
4- Призыв к одобряемому и запрет непристойного — лучшее средство для наставления людей. Поистине, если человек не будет иметь этих средств для своего укрощения и будет действовать, только основываясь на свои внутренние страсти и влечения, то следы безнравственности и интриг достигнут небес. «И если бы истина следовала их [низменным] страстям, то сгинули бы небеса, земля и те, кто на них».
Источник: книга «Призыв к благому и запрет предосудительного»