Махрам (арабский: مَحرَم) или махарим — это те люди, с которыми брак по причине родства является запретным, и согласно мнению факихов (исламские правоведы) ношение хиджаба перед ними не является обязательным. В Коране упоминаются махрамы и заповеди, относящиеся к ним. Родство, брак и кормление грудью являются причинами становления махрамом, и на основе этого махрамы делятся на родственников по крови, родственников по браку и родственников по кормлению грудью. Мать, бабушка, сестра, дочь, внучка, племянница (дочь брата), племянница (дочь сестры), тетя по отцу и матери являются кровными родственниками мужчины. Отец, дедушка, сын, брат, племянник (сын сестры), племянник (сын брата), дядя по отцу и матери, являются кровными родственниками женщины. Также, жена, тёща, бабушка (жены), падчерица, мачеха и невестка являются махрамами по брачному родству для мужчины, а муж, отец мужа, дедушка мужа, сын мужа, отчим и зять являются махрамами по брачному родству для женщины. Согласно фетвам факихов, запрет брака с женщинами из-за кровного родства также распространяется на женщин из-за родства вскармливания грудью. Следовательно, кормилица (женщина, кормящая грудью) её мать, бабушка, сестра, дочь, внучка, тетя по отцу и матери считаются махрамами для мужчины, который был вскормлен грудью этой женщины. Муж кормилицы, дедушка, брат, дядя по отцу и матери, сыновья, внуки и братья мужа кормилицы, а также братья кормилицы, внуки, отец и дедушка, дядя по отцу и матери являются махрамами для женщины которую она вскормила грудью.
Терминология
Под махрамами понимаются те люди, которые по родству не могут вступать в брак друг с другом. В двух аятах Корана упоминаются махрамы и его заповеди: 23 аят суры «Ниса» указывает на махрамов и запрете на брак с ними; в 31 аяте суры «Нур» также перечислены некоторые махрамы из женщин. В шиитских источниках, таких как «Васаиль аш-Шиа» и «Мустадрик аль-Васаиль», присутствует раздел под названием «Абваб ан-Никах аль-Махрам», в котором собраны придания Святых Имамов (а) о заповедях брака или заповедях о взгляде на махрамов. Вопрос махрама и его заповеди изложен в главах фикха, посвященных браку, разводу и заповедям умерших.
Заповеди
После становления и утверждения шариатского родства, махрамам разрешается обнародовать и смотреть на зинат (красоты) между собой, а их брак друг с другом становится запретным. С точки зрения факихов, кроме супругов, для остальных махрамов запрещено смотреть на ураты (интимные места) других махрамов, а также смотреть на другие части тела, если взгляд будет сопровождаться с намерением получения удовольствия и похоти. Также женщины не обязаны скрывать свое тело перед махрамами, за исключением определенных его частей.
Причины родства
Махрамами являются лица, между которыми образуются родственные отношения, вследствие чего устанавливаются соответствующие заповеди. В книгах по фикху упоминается 11 причин, установления родства и запрет на брак, которые делятся на три категории: махрам по кровному родству, махрам по брачному родству и родству из-за вскармливания грудью.
- Кровное родство: это тип родственных связей, который возникает при заключении правильного брака или брака «ват би шибх (отношения по незнанию, когда женщина выжидает определенный срок после развода)»[примечание 1]. Махрамами по кровному родству являются те люди, родство которых является с момента рождения;
- Родство из-за вскармливания грудью: это тип родственных связей, возникающий в результате вскармливания ребенка молоком женщины, которая не является кровной матерью. Естественно это родство имеет определенные условия — кормилица должна быть беременной по законам шариата, кормление должно быть многократным и последовательным, и в период кормления, ребенок не должен питаться от другой кормилицы или иным питанием, а также возраст ребенка должен быть меньше двух лет по лунному календарю;
- Брачное родство: При заключении никаха (брачный договор), помимо образования родства между супругами, некоторые родственники мужчины и женщины также становятся махрамами друг для друга, и их называют махрамами по брачному родству.
Категории махрамов
Махрамы делятся на три категории в зависимости от причины родства:
Махрам по кровному родству Согласно точке зрения факихов, на основании 23 аята суры «Ниса», семь категорий женщин являются махарамами по отношению к семи категориям мужчин в связи с кровным родством.
- Мать и бабушка по отцу и матери;
- Дочь и внучка, их потомки;
- Сестра;
- Племянница (дочь брата), дети, внуки и все их потомки;
- Племянница, (дочь сестры) дети, внуки и все их потомки;
- Тётя (по отцу) и тёти отца и матери;
- Тётя (по матери) и тёти отца и матери.
Также отец и дедушка, сын и внук, брат, племянник (сын сестры), племянник (сын брата), и дядя по отцу и матери считаются махрамами для женщины.
Родство (махрам) из-за вскармливания грудью С точки зрения факихов, основываясь на придании от Пророка (с), — «То, что запрещено в кровном родстве, также запрещено и в родство по причине вскармливания грудью», то есть женщины, которые запрещены для брака из-за кровного родства, также считаются запретными из-за родства при вскармливании грудью. В родстве при вскармливания грудью, кормилица и близкие родственники кормилицы, такие как мать, бабушка, сестра, дочь, внучка, тети по отцу и матери становятся махрамами для ребенка (мальчика) вскормленного молоком . А в отношении ребёнка (девочки) вскормленного молоком кормилицы, махрамами будут являтся муж кормилицы, отец мужа, брат мужа, дяди мужа по отцу и матери, сыновья мужа и внуки мужа. Также для неё становятся махрамами брат, сын, внук, отец и дедушка, дядя по отцу и матери кормилицы.
Махрам по брачному родству
Женщины, которые становятся махрамами для мужчин через брак: жена, тёща, бабушка жены, дочь жены, мачеха жены, невестка (жена сына). Таким же образом муж, свёкр, дедушка мужа, сын мужа, отчим (муж матери мужа), зять становятся махрамами для женщины через брак. Брак мужчины с сестрой жены (пока она находится в браке с ним или жива) запрещён, но на неё распространяются заповеди ношения хиджаба в отношении мужа сестры.
Источник: https://ru.wikishia.net