Во имя Аллаха милостивого, милосердного. В первой части программы «Истинные молитвы» предлагаем вашему вниманию одну из коранических молитв. Краткое толкование 201 аята суры Бакара:
В переводе этот аят звучит следующим образом:
Но и такие есть, кто говорит:
«Владыка наш!
Даруй благодать нам в этой жизни
И в будущей — даруй нам благодать
И защити от мук Огня!»
Некоторые из людей помышляют лишь о бренном мире. Все их усилия направлены на благоустройство своей жизни и на использование временных даров этого мира. Такие люди могут и добьются благополучия в бренном мире, но лишатся бесконечных божьих даров в потустороннем. Поскольку этот мир является временным нашим убежищем, а загробный мир – вечным пристанищем человека, эта группа людей несет огромный убыток.
Другая группа людей считает, что для того, чтобы удостоиться благ в потустороннем мире, они должны полностью игнорировать бренный мир. Эти две группы людей видят мир в одномерной плоскости. Ислам не подтверждает ни одно из этих двух воззрений.
Этот аят учит нас тому, чтобы мы просили у Милостивого Господа благословения и в этом и в потустороннем мирах. Слово «благодать», которое дважды встречается в этом священном аяте, означает всё самое прекрасное и в материальном и в духовном понятии этого слова. Честный и богатый заработок, физическое и духовное здоровье, хороший характер, достойные дети и супруга, благоприятное общественное положение – всё это блага этого мира. Между тем обретение божьего довольства и благословения, загробное спасение, и наконец попадание в рай – это наилучшие блага загробного мира.
Просим Милостивого и Милосердного Господа избавить нас от адского пламени и даровать нам мирские и потусторонние блага.
Истинные молитвы (часть2)
Во имя Аллаха милостивого, милосердного. Мы прокомментируем еще одну кораническую молитву. 74 аят суры аль-Фуркан (т.е. Различие).
В переводе этот аят звучит следующим образом:
И те, кто говорит: «О наш Господь!
Дай нам отраду наших глаз
В супругах наших и потомстве,
И сделай нас вожатыми для тех,
Кто, гнева Господа страшась, творит благое.»
Это молитва избранных людей, которые во всех аспектах своей жизни, и в частности молитве, добиваются наилучшего результата. Они хотят иметь хорошую и здоровую семью. Они просят у Всевышнего, чтобы он ниспослал им удачу, сделал их избранными среди праведных и добродетельных людей.
Когда человек имеет достойную супругу и детей, в семье устанавливается прекрасная и здоровая атмосфера, что оказывает оздоравливающее влияние и на все общество.
Говоря иначе, хорошая семья – это благоприятная почва для развития человека во всех областях. Достойные дети, помимо того, что являются украшением своих родителей в этом мире, служат предметом их гордости в загробном мире. Поэтому родители должны приложить все свои усилия, чтобы воспитать достойное потомство. Опыт показывает, что благочестивый нрав родителей в семейном кругу, с одной стороны, и пропитание, заработанное дозволенным путем, с другой, являются очень важными факторами правильного воспитания детей.
В заключительной части этого аята мы просим Господа, чтобы он ниспослал нам удачу быть избранными из числа праведных и добродетельных людей. Вера и благочестие – это основные духовные ценности. В исламе, благочестие и добродетель считаются критерием превосходства человека над другими людьми. В Священном Коране говорится: «Самые дорогие из вас пред Господом – это самые верующие». Человек, работающий над своей волей, постепенно достигает таких вершин, что становится эталоном для подражания других людей. В любом обществе есть благочестивые люди, которые оказывают позитивное влияние на окружающих.
Истинные молитвы (часть3)
Во имя Аллаха милостивого, милосердного. Приветствуем вас, дорогие друзья. Мы прокомментируем еще одну кораническую молитву. 193 аят суры Али-Имран (т.е. Семейство Имран).
В переводе этот аят звучит следующим образом:
Владыка наш!
Прости грехи нам,
Очисти нас от злодеяний,
И с праведными наши души упокой.
Мы, люди, постоянно подвергаемся опасности совершения греха или проступка. Сатана все время влечет нас к совершению недостойных деяний. Мы обязаны бороться с этими порочными влечениями. Порой мы попадаем в западню своих вожделений и грешим. В таком случае, нам следует покаяться и просить прощения у Милосердного Господа.
В этом священном аяте мы просим Господа простить нам наши грехи. Надежда на то, что наши покаяния будут приняты Всевышним, весьма велика благодаря тому, что мы осведомлены о бесконечной доброте Господа. Милосердие Аллаха опережает его гнев. Поэтому человек, которому не безразлична его судьба, если и совершит грех, то сразу же искренне просит Господа о прощении.
В заключительной части этого аята мы просим Господа, чтобы он ниспослал нам успех в том, чтобы, умирая, мы оказались в числе праведников. Вы наверное слышали о том, как некоторые люди вели достойный образ жизни, но внезапно оступились и сошли с верного пути, и таким образом покинули этот мир с плачевным исходом. И наоборот, есть люди, которые большую часть своей жизни пребывали в невежестве, но под конец своего жизненного пути благодаря милости Господнему обрели верный путь и вечное счастье.
Поэтому надо всегда молить Бога о том, чтобы он ниспослал нам удачу, чтобы, умирая, мы были в числе праведников и тем самым обрели вечное благополучие.
Истинные молитвы (часть4)
Во имя Аллаха милостивого, милосердного. Приветствуем вас, дорогие друзья. Мы прокомментируем еще одну кораническую молитву.
40 аят суры Ибрагим.
В переводе этот аят звучит следующим образом:
Господь мой, сделай меня так,
Чтоб я исправно совершал молитву
И чтобы из моих потомков
(Молились лишь Тебе они);
Владыка! Прими мои молитвы.
В священной суре Ибрагим указывается на семь просьб его светлости Ибрагима (мир ему), обращенных к Господу. В одной из своих просьб его светлость молит Господь ниспослать ему и его семье удачу в совершении намаза. Намаз – это самое крепкое звено, связующее человека с единым спасителем.
В отношении с намазом люди делятся на три группы. Первая группа людей – это те, кто игнорирует намаз и лишает себя божественного наслаждения. Таким людям Господь обещает великую кару. В Коране, в 42 и 43 аятах суры аль-Муддассир (т.е. Покрытый одеянием) жители рая спрашивают у обитателей ада:
«Что привело вас в преисподнюю?»
Они ответят: «Мы не были средь тех,
Кто совершал молитву».
Вторая группа – это те, кто, хотя и совершают намаз, но делают это без особого энтузиазма и должного уважения. Коран осуждает подобное деяние. Об этих людях в 4 и 5 аятах священной суры аль-Маун (т.е. Подаяние) говорится:
И горе верующим тем,
Кто небрежен в своих молитвах.
Третья группа – это благочестивые люди, которые обращаются с намазом как с самим дорогим жемчугом на свете. Они своевременно совершают намаз, стараются это делать коллективно и от всего сердца. Они также уведомляют и других людей о значимости намаз в совершенствовании человеческой души. Поскольку принятие намаза – это предварительный акт принятия других деяний человека в Судный День, эти люди обретут благословение Господнее и будут объектом зависти тех, кто не относился с должным уважением к намазу.
В этом священном аяте его светлость Ибрагим (да будет мир с ним) просит у Аллаха, чтобы он и его дети были истинными приверженцами намаза. Это свидетельствует о важной роли намаза в обретении счастья в этом и загробном мирах. Люди, осознавшую эту истину, ни в коем случае не допускают небрежного отношения к намазу и молят Всевышнего о том, чтобы они и члены их семейства достойным образом совершали этот священный обряд.
Истинные молитвы (часть5)
Во имя Аллаха милостивого, милосердного. Приветствуем вас, дорогие друзья. Мы прокомментируем еще одну кораническую молитву.
15 аят суры аль-Ахкаф (т.е. Песчаные дюны).
В переводе этот аят звучит следующим образом:
Внуши мне быть признательным Тебе за милость,
Которую родителям моим и мне Ты оказал,
Чтобы добро, угодное Тебе, я делал!.
Изъявление признательности Творцу Вселенной имеет три этапа:
Первый этап состоит в том, чтобы понять, что источником всех благ, материальных и духовных, является Всевышний.
Второй этап – это устное изъявление благодарности за божьи дары.
Третий этап признательности, который считается самым ответственным, — это выражение благодарности Господу в форме деяний.
Выполняя божьи указания, человек может истинно отблагодарить Господа. Если признательность Богу ограничится лишь устным выражением благодарности, то это не будет настоящей признательностью Господу. Священный Коран считает, что человек должен выполнять все три указанных выше этапа признательности.
Мы должны быть признательны Богу за такие дары, как наша вера, молодость, здоровье, безопасность, нравственность, жизнь и за многие другие дары Господние. Поэтому в этом аяте мы просим Господа, чтобы он ниспослал нам удачу быть признательными за все его дары.
В продолжении этого аята мы просим Единого Творца, чтобы он ниспослал нам удачу совершать благочестивые деяния, чтобы тем самым мы могли удостоиться божьего благословения. Во многих коранических аятах «вера» и «благочестивые деяния» приводятся рядом друг с другом, так как они являются двумя крыльями, которые помогут человеку совершить полет к совершенству и вечному спасению. Поэтому одна лишь «вера», т.е. вера без свершения благочестивых деяний, не может привести человека к вечному блаженству и счастью.
Истинные молитвы (часть6)
Во имя Аллаха милостивого, милосердного. Приветствуем вас, дорогие друзья. В этой части мы прокомментируем еще одну кораническую молитву. 114 аят суры Та-Ха.
В переводе этот аят звучит следующим образом:
И говори: «Господь мой,
Увеличь мои познанья!»
Наука и знания имеют большое значение в учениях исламской религии. Великий Пророк ислама (да благословит Аллах его и род его) сказал по этому поводу: «Развитие знаний – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки». Он также поясняет: «Преимущество ученого над аскетом подобно преимуществу лунного света в полнолунье над светом всех звезд».
В одном из преданий о великом мусульманском ученом Абу-Рейхане Бируни говорится:
«Перед смертью он задал научный вопрос. Его спросили: «Как может тебя интересовать ответ на этот вопрос, когда ты сам находишься в таком тяжелом положении?» В ответ он сказал: «Не лучше ли умереть, зная ответа на этот вопрос, чем уйти не зная ответа?»
Знания имеют большую пользу. Знания – это маяк, который освещает тернистый путь человека в этой непростой жизни. Тот, кому помогает свет науки и познаний, тот найдет путь истины. Священный Коран говорит, что одним из результатов познаний является трепет, который испытывает человек перед Творцом Вселенной. 28 аят суры Фатир (т.е. Творец) гласит:
Поистине, испытывают (благовейный) страх пред Богом
Те из служителей Его,
Кто обладает разуменьем.
Человек, познавший неоспоримые факты божьего творения, осознаёт свою ничтожность перед величием Создателя, и поэтому постоянно испытывает благовейный страх перед Всевышним и потребность преклоняться перед его величием. Страх перед Господом означает тревогу, которую испытывает человек от того, правильно ли он исполнил свои обязанности пред Богом.
Смирение и покорность также являются следствием увеличения знаний человека. Чем тяжелее сладкий плод познаний, тем смиреннее склоняет свою голову человек перед величием Творца.
Возможно, вы встречали ученых, которые, несмотря на свои богатые познания в науке, ведут смиренный образ жизни. Так, давайте же помолился Богу для того, чтобы Он ниспослал нам возможность вкусить плод знаний.
Истинные молитвы (часть7)
Во имя Аллаха милостивого, милосердного. Приветствуем вас, дорогие друзья. В этой части мы прокомментируем еще одну кораническую молитву. 10 аят суры аль-Хашр (т.е. Переселение).
В переводе этот аят звучит следующим образом:
«Наш Бог! Прости Ты нам и нашим братьям!
Не оставляй в наших сердцах обиды к тем,
Которые до нас уверили (в Аллаха).»
Одна из лучших молитв, которая играет важную роль в обретении счастья человеком. Никто не может утверждать, что ни разу не поскользнулся и не сделал ошибки в жизни и что полностью выполнил свои обязательства по отношению к Господу и его рабам.
Одним из обычаев молитв является обобщение. Когда мы молимся, не следует думать лишь о себе, надо заботиться и о других верующих. Например, обратите внимание на эту молитву: «Владыка наш, помилуй всех верующих мужчин и женщин Востока и Запада».
В молитве, которую мы прочли вначале нашей передачи, особо ярко выделяется этот аспект. В этой коранической молитве мы просим Господа простить нас и наших братьев по вере, которые до нас вступили в исламскую религию.
В продолжении этой молитвы мы просим Бога очистить наши сердца от обиды и враждебности по отношению к другим верующим.
Враждебность неверных по отношению к верующим основана на религиозных мотивах. Однако антипатия братьев по вере может основываться на почве личной неприязни и может быть вызвана такими аспектами, как расхождением во взглядах, семейными проблемами, классовыми различиями, завистью и тому подобное.
Вера в Бога призывает нас любить братьев по вере, и даже если есть какие-то разногласия между нами, это не должно создавать атмосферу враждебности между нами. Все умные люди знают о вреде зависти. В нашей общественной жизни мы должны быть благожелательны по отношению к окружающим нас людям. Мы вновь просим Бога очистить наши сердца от обиды и наполнить их доброжелательностью к нашим братьям по вере.
Источник : http://alhassanain.org