Земной поклон бесспорно является одним из самых ярких проявлений повиновения и покорности Всевышнему Аллаху. Земной поклон – одно из обязательных действий ритуальной молитвы, выполнение которой отличает искреннего мусульманина от всех остальных людей. Поэтому верующие люди каждый день совершают данное действие, чтобы этим путем показать свою покорность Творцу, который в свою очередь дарует им бесконечные блага и милости. В хадисах сказано, что земной поклон является самым близким состоянием раба к своему Господу.
Все без исключения мусульмане убеждены в том, что в каждом ракате ритуальной молитвы необходимо совершить два земных поклона. И эти поклоны необходимо совершать Всевышнему Аллаху – Творцу небес и земли. Но их мнения расходятся относительно того, на что нужно совершать земной поклон, то есть на что нужно прикладывать лоб во время поклона. Шииты убеждены, что при земном поклоне лоб необходимо прикладывать на землю, глину, камень или на то, что произрастает из земли, например, дерево, растения, при условии, что произрастаемое не будет использоваться в качестве пищи или одежды человека. В то время как сунниты считают, что, помимо всего упомянутого выше, земной поклон можно также совершать на ковер, одежду и им подобные предметы.
В сборнике фетв аятоллы Макарема Ширази «Разъяснение шариатских положений» сказано: «Во время совершения земного поклона лоб необходимо приложить к земле, глине или к чему-либо, что произрастает из земли (например, дерево и лист дерева). Однако запрещается совершать земной поклон на предметы, которые являются пищей и одеждой, даже если они произрастают из земли. Также запрещается совершать земной поклон на металлы, например, на золото или серебро. Но не запрещается совершать земной поклон на камни, например, на мрамор, белый и черный камень, и даже на агат».
Алляме Хилли – величайший шиитский факих 8-ого века по лунной хиджре – писал: «Все шиитские ученые запрещают совершать земной поклон на что-либо, что не относится к земле и не произрастает из нее, например, на кожу и шерсть. Но все суннитские ученые дозволяют делать это» (Тазаккуруху, т.2 стр.434).
В многочисленных хадисах от безгрешных имамов из пророческого рода содержатся указания, гласящие, на что можно и на что нельзя совершать земной поклон. Однажды Хишам ибн Хакам спросил Имама Садыка (а): «На что дозволено совершать земной поклон, а на что запрещено?» Имам ответил: «Земной поклон дозволено совершать лишь на землю и на то, что относится к земле и выходит из нее, при условии, что это не будет являться пищей и одеждой». Хишам сказал: «Да буду я жертвой за тебя. В чем причина этого предписания?» Имам ответил: «Земной поклон – это проявление покорности и смиренности перед Всевышним Аллахом. Не пристало совершать земной поклон на что-либо, что является пищей и одеждой, ибо обитатели мира являются рабами того, что они едят и одевают. Совершающий земной поклон совершает его Аллаху, поэтому ему не следует прикладывать свой лоб к чему-либо, рабами чего являются обитатели мира и что обольстило их» (Васаиль аш-шиа, т.3, глава 1 из глав о том, на что совершается земной поклон).
В хадисе, включенном в суннитские и шиитские сборники, запечатлены слова Посланника Аллаха (с), сказавшего: «Земля была установлена для меня местом совершения земного поклона и очистителем» (Сахих Бухари, т.1 стр. 91). Из данного высказывания Пророка Ислама следует, что Всевышний Аллах установил для него и его последователей чистую землю как место, на которое совершается земной поклон, и как предмет, которым совершается таяммум.
Внимательное исследование суннитских и шиитских сборников хадисов, а также изучение истории Пророка Ислама (с) показывает, что в течение длительного времени Пророк и остальные мусульмане совершали земной поклон только на землю, глину или камни. Они терпели горячий жар земли в знойную погоду, сырость глины во влажную погоду, а также стойко переносили шероховатость и неровность камней. В этот период никто из них не совершал земной поклон ни на пальмовые листья, ни на травяной коврик, не говоря уже об одежде. Пол мечети в Медине тогда был земляной, усыпанный мелкими камушками. Максимум, что они могли сделать в жаркую погоду, это взять горсть мелких камней в руку, остудить их, чтобы приложить на них свой лоб во время совершения земного поклона.
Джабир ибн Абдулла Ансари говорил: «Я выполнял полуденную молитву вместе с Посланником Аллаха. Из-за сильной жары я взял в ладонь горсть мелких камней, затем переложил их в другую ладонь, чтобы они немного остыли. Потом я положил их перед собой на землю, чтобы совершить земной поклон» (Муснад, Ахмад Ханбал, т.3 стр.327).
Об этом же говорили и другие сподвижники, например в хадисе от Анаса ибн Малика сказано: «В жаркую погоду мы были с Посланником Аллаха. Один из нас взял в руки горсть мелких камней, а когда они немного остыли, он положил их перед собой и совершил на них земной поклон» (Сунан, Байхаки, т.2 стр.106).
Хаббаб говорил: «Мы пожаловались Посланнику Аллаха на то, что из-за сильной жары нам тяжело располагать на земле лоб и ладони. Однако он не обратил никакого внимания на наши жалобы» (Сунан, Байхаки, т.2 стр.105). В комментариях к данному хадису суннитский ученый Ибн Асир писал: «Они пожаловались Посланнику Аллаха на жар земли, но он не разрешил им совершать земной поклон на края своих одежд» (Ан-нихайа, т.2 стр.497).
Айад ибн Абдулла передает: «Посланник Аллаха увидел мужчину, который совершал земной поклон на край своей чалмы. Он жестом указал ему на то, чтобы тот приподнял свою чалму и приложил лоб к земле» (Сунан, Байхаки, т.2 стр.105).
В хадисе от Умм Саламы говорится: «Посланник Аллаха заметил юношу по имени Афлях, который во время совершения земного поклона дул на землю. Он сказал ему: «Афлях, приложи лоб к земле» (Канз аль-уммаль, т.7 стр.459).
От Абу Ваила передается: «Я видел Посланника Аллаха, совершающего земной поклон на землю, а его лоб и нос в это время были расположены на земле» (Муснад, Ахмад Ханбал, т.4 стр.317).
В хадисе от Абу Хамида Саиди сказано: «Когда Посланник Аллаха совершал земной поклон, он прикладывал лоб и нос на землю» (Сунан, Тирмизи, т.1 стр.59).
Эти и множество других хадисов свидетельствуют, что в тот период мусульмане должны были совершать земные поклоны только на земле и на том, что относится к земле, то есть на глине, камнях, песке. Посланник Аллаха тогда не дозволял им совершать земные поклоны на чем-либо ином, ибо он не мог сделать этого без повеления своего Господа.
Но спустя некоторое время Всевышний Аллах облегчил мусульманам их обязанность и разрешил им совершать земной поклон на траве и листьях. После этого мусульмане уже могли в жаркую и влажную погоду совершать свои молитвы на пальмовых листьях, травяных ковриках и на всем, что произрастает из земли. Огромное количество сподвижников засвидетельствовало, что после данного предписания Посланник Аллаха иногда совершал свои молитвы и земные поклоны на пальмовом коврике.
Ибн Аббас говорил: «Посланник Аллаха совершал свои земные поклоны на пальмовом коврике» (Муснад, Ахмад Ханбал, т.1 стр.269).
В хадисе, переданном Аишей, сказано: «Посланник Аллаха совершал свои молитвы на пальмовом коврике» (Муснад, Ахмад Ханбал, т.6 стр.179).
Исхак ибн Фудайл задал Имаму Садыку вопрос о совершении земного поклона на травяном коврике. Имам ответил ему: «Это не запрещено. Но совершение земного поклона на землю лучше для меня. Посланник Аллаха любил прикладывать лоб к земле, и я также люблю то, что любил Посланник Аллаха» (Васаиль аш-шиа, т.3 стр.609).
Таким образом, предписания о том, на что должны совершаться земные поклоны, были ниспосланы в два этапа. На первом этапе мусульмане были обязаны прикладывать лоб только на землю, глину, камни. На втором этапе им было дозволено прикладывать лоб на то, что произрастает из земли, при условии, что это не будет являться пищей и одеждой. Это и есть пророческая традиция, которой неукоснительно придерживаются шииты всех поколений.
Поклоняются ли шииты камням
Клеветой в адрес шиитов является утверждение о том, что они якобы поклоняются камням. Данная клевета исходит из уст недалеких людей, которые не проводят различия между тем, кому совершается земной поклон, и тем, на что совершается земной поклон. Обвинять в язычестве единобожников, поклоняющихся Всевышнему Аллаху и совершающих Ему свои земные поклоны, является одним из величайших грехов. Сунниты совершают земные поклоны на ковер, шииты же, следуя традиции Посланника Аллаха и безгрешных имамов, о которой было сказано ранее, совершают земные поклоны на землю. В наше время полы всех мечетей устланы коврами. Это удобно, тепло и красиво. Но шииты убеждены в том, что прикладывать лоб на ковер во время земного поклона не дозволенно. Поэтому они носят с собой небольшой кусок спрессованной глины, который называется мухр, и при посещении мечети ставят его перед собой и во время выполнения молитвы прикладывают на него свой лоб. В этом действии нет никаких проявлений язычества и никакого запрещенного нововведения.
Земной поклон на глину Кербелы
Шииты считают, что лучше всего совершать земные поклоны на глину Кербелы. В сборнике фетв аятоллы Макарема Ширази сказано: «Наилучшим предметом, на который совершается земной поклон, является глина, взятая с Кербелы, с места мученической гибели имама Хусейна (а) и его сподвижников».
Прикладывая свой лоб на глину из Кербелы, совершающий молитву мусульманин вспоминает о доблестном имаме и его верных сподвижниках, которые отдали свои жизни ради довольства Аллаха, ради торжества истины, ради победы над злом и заблуждением. Ценой своих жизней они защитили Ислам от искажения. Они не пожалели ни себя, ни свои семьи, оставив в истории послание ко всем свободолюбивым поколениям мусульман.
В хадисе сказано, что земной поклон является самым близким состоянием раба к своему Господу. А что может быть ближе, когда при этом сердце смиренного и покорного раба очаровано подвигом героев, пожертвовавших своими телами и душами на пути Аллаха. Вспоминая об этом, этот ближний мир становится для них незначительным, а его соблазны никогда не смогут обольстить их.
Источник: https://maaref.makarem.ir