Это первый шаг на пути познания Господа. И как сказано в хадисе: «Кто познает себя, познает своего Господа». Значит самопознание — ключ к Богопознанию. Познание Господа является целью мироздания. Священный Коран по этому поводу говорит: «Мы создали джиннов и людей лишь для того, чтобы они Мне поклонялись». Большинство ученых толкуют фразу «чтобы они Мне поклонялись» в значении «чтобы они познали Меня». Значит поклонение является лишь средством для познания.
Как же познать себя и что это значит?
Познать себя, т. е. познать заложенные внутри себя качества и таланты, познать их применение на пути своего Создателя. Раб Аллаха, прежде всего должен знать, что является его началом, т.е. откуда он, где он находится и куда направляется. Имам Али (а) сказал: «Да простит Аллах того, кто знает, откуда он, где он и куда направляется».
Познать: 1-Свое начало, 2-Нынешнее положение, 3-Свой конец и исход.
1-Познать свое начало:
У человека есть животное начало и есть Божественное.
Животное начало — это то, что мы созданы из капли спермы, и что наша внешность животная, поэтому, внешние наши отличия от животного, не являются каким-то преимуществом и преобладанием над другими существами. Имам Али (а) сказал: «Я удивляюсь гордецу, чье начало было (скверной) спермой, серединой его является то, что он постоянно несет в себе скверну, и чей конец является скверной (покойнику, если не произвести специальное ритуальное омовение тела, того его тело с точки зрения шариата будет скверным /наджис/».
Божественное начало человека — это то, что сказано в Священном Коране, в суре Ас-Саджда: «Он — Тот, Кто знает сокровенное и явное, Великий, Милостивый, Который сделал прекрасным все сущее, что сотворил, и сотворил в первый раз человека из глины, а потом уж породил его потомство из выжимок презренной влаги, потом Он придал ему форму, вдохнул в него частицу Своего духа и даровал вам слух, зрение и сердце. Но мало вы благодарны».
В человеке обитает Божий дух и он, словно капле, отделившейся от Океана, должен вернуться в него и окунуться в этот Безбрежный Океан, вернуться к своему Истинному Началу.
Священный Коран говорит: «Все мы от Аллаха и к Нему мы все возвратимся». — 2:156.
2-Познать нынешнее положение:
Здесь, раб должен познать свое местопребывание, и понять, что он тут должен делать. Какие обязанности на него возложены и какую ответственность он несет перед своим Создателем, Его Посланником и т.п. Здесь ему помогут следующие хадисы:
«Мир (сей бренный) является нивой Иного мира». т.е., что здесь посадишь, то и пожнешь в Судный День. Из этого хадиса явствует то, что раб должен познать, что ему надо сажать (т.е. делать) для своего будущего.
«Мир (сей бренный) подобен змее, которая гладкая на ощупь, но яд ее смертелен». т.е. рабу надо быть внимательным и осторожным в пути к Истине, чтобы он не попал в капканы, заложенные сатаной.
Раб должен знать, что мир и все, что есть в нем, являются для него испытанием. Каждая секунда должна быть дорога для него, так как бесполезная трата сего капитала обречет его на разлуку с Любимым.
Человек – существо, несущее ответственность
Так как человек наделен разумом и свободой, поэтому является ответственным существом: ответственным перед Аллахом, Пророком (с), перед другими людьми и миром. Коран в многочисленных аятах говорит о человеческой ответственности:
«Будьте верны обещанию, ибо за обещание требуют ответа» (17:34).
«Воистину, слух, зрение и сердце будут призваны к ответу» (17:36).
«Неужели человек полагает, что он будет предоставлен самому себе [безо всяких обязанностей]?» (75:36).
Милостивый Пророк (с) изволил сказать:
«Знайте, что все вы показываете друг другу путь, и все вы несете ответственность перед другими (в их улучшении)».
Священный Коран, указывает верующему следующее: «Стремитесь же обрести прощение Господа вашего и рай, шириной которого — небеса и земля. Уготован он для богобоязненных, которые расходуют средства [на дела богоугодные], будь в достатке они или в бедности (в радости и в горе), которые сдерживают гнев и являют снисходительность к людям. Воистину, любит Аллах тех, кто творит деяния добрые». — 3:133-134
3-Познать свой конец и исход.
Раб должен знать, к чему и к Кому он исходит, чем кончится вся его жизнь. При смерти, человек начинает ощущать, видеть истину. Если при жизни он был верующим и соблюдал предписания религии, то не будет у него страха, но если он провел свою жизнь бесчинствуя, в разврате, то его ожидают очень страшные муки.
В хадисе сказано: «Люди все спят и когда наступает смерть, они просыпаются». Это означает, что все находятся во сне и забвении и лишь немногие просыпаются от сего сна забвений. В другом хадисе сказано: «Умрите, пока не настигнет вас смерть». И этот хадис означает, очнись от сна забвений в этом мире и лишь тогда ты сможешь познать Истину. В Коране сказано: «…и к Нему мы все возвратимся». — 2:156.
Источник: https://erfan.ir