Необходимость повиновения имаму

В Священном Коране покорность по отношению к непорочным имамам расценивается подобно покорности перед Всевышним или Его Посланником и считается обязательной. В Коране говорится: «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас. Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то верните это Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний День. Это – лучше и прекраснее по исходу 1 ».

В этом аяте сказано, что правоверные обязаны повиноваться по отношению к следующим трём лицам:

1. Всевышний Аллах, ведь Он сотворил людей и предоставил в их распоряжение различные блага, а благодарность по отношение к тому, кто всё это подарил – дело разумное.

Одно из самых главных благ – это направление пророков и божественные наставления. Милость Аллаха заключена в том, что для обеспечения счастья людей в этом мире и в последующем Он создал необходимые наставления, которые посредством Его избранных пророков были переданы людям, чтобы те шли прямым путём, избегая падений и заблуждений. Таким образом, повиновение пророкам и исполнение божественных предписаний в интересах самих людей, и наличие пророков и предписаний – дело разумное.

2. Пророк, он — второе лицо, повиновение по отношению к которому, в соответствии с указанным стихом Корана, является обязательным. Пророк получал обращения к людям от Всевышнего и передавал им эти божественные откровения. Кроме того, пророк имел позволение Всевышнего устанавливать законы и правила двух типов. Во-первых, ему дозволено было в пределах, указанных в откровениях, вводить правила по различным вопросам религиозного права и предоставлять эти правила людям для следования им и их соблюдения. Во-вторых, исходя из того, что пророк также был правителем мусульман и обязан был заниматься социально-политическими вопросами, он имел позволение в интересах общины и в определённых рамках устанавливать свои законы и правила по тем вопросам, относительно которых не было прямых указаний Всевышнего. Эти законы предоставлены пророком людям для соблюдения их, и называются они «законами правления».

Таким образом, опираясь на этот стих Высокочтимого Корана, повиновение пророку является обязательным. Тогда, говоря о непогрешимости пророка, можно опираться и на это указание Корана. Ведь если бы пророк не был непогрешим, то и не было бы указаний о необходимости полного ему повиновения.

3. Обладатели власти. На первый взгляд, «обладатели власти» – это все правители и властители, однако, если исходить из того указания, что говорится о полном им повиновении, можно сделать вывод, что в данном стихе имеются в виду только непогрешимые правители. Абсолютное повиновение повелителям, которые не являются непогрешимыми, не может считаться делом законным и разумным. Таким образом, следует сказать, что в данном стихе под «обладателями власти» имелись в виду наследники Пророка и непорочные имамы, которые после Пророка берут на себя управление общиной и руководство миром ислама. Имеются хадисы, в которых прямо говорится, что под «обладателями власти» следует понимать «людей Дома Посланника Аллаха».

Хусейн бен Аби аль-Ала передаёт: «Обратился я к имаму Садику (а): “Обязательно ли повиновение по отношению к преемникам Посланника Аллаха(с)?” Ответил он мне: “Да, ведь они это те, о которых сказано Великим и Славным: “Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди 25 вас”2 , и о которых говорится: “О вы, которые уверовали! Ваши покровители — только Аллах, Его посланник и те, которые уверовали, совершают молитву, дают очистительную милостыню и преклоняются перед Аллахом”3 » 4 .

Таким образом, непогрешимые имамы были носителями пророческих знаний и прилагали усилия по распространению их. Кроме того, Пророк им разрешил устанавливать соответствующие законы и правила по вопросам, относительно которых не было прямых его указаний, с соблюдением интересов общины и конкретных требований определённого места и времени. Такие законы и правила также называются «законами правления».

1) Коран, 4:59:

2)  59:4, Коран

3)  55:5, Коран

4 ) Осул-е кафи, Т.1, С.189

Источник : книга «ИМАМАТ  И  ИМАМЫ»

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.