Одним из хадисов, часто встречающихся в сборниках хадисов и указывающих на то, что во всех вопросах мусульманам следует обращаться к Али ибн Аби Талибу(а), является хадис, который получил название «Город знаний». Пророк Мухаммад (с) говорил: «Я – город знаний, а Али – ворота этого города. Каждый, кто желает войти в город, должен войти в него через ворота». (Мустадрак, Хаким Нишабури, т.3, стр.126)
Также Пророк говорил: «Я – город мудрости, а Али – его врата». (Сунан, Тирмизи, т.5, стр.596)
Хадис «Город знаний» привели в своих трудах множество других суннитских ученых, таких как Ахмад ибн Ханбал, Ибн Асир, Хайсами, Хатыб Багдади. Шиитский исследователь Али Асгар Ризвани в своей книге «Имамат в сунне» приводит ссылки на 235 трудов суннитских ученых, в которых имеется этот хадис.
По свидетельству истории Али ибн Аби Талиб(а) был самым знающим и самым мудрым среди всех сподвижников Пророка. Не согласны с этим разве что те, кто не знаком с историей. Когда Посланник Аллаха(с) выдавал свою дочь Фатиму замуж за Али, он сказал ей: «Я выдаю тебя замуж за человека, который раньше всех принял Ислам, и познания которого превышают познания всех остальных людей». (Муснад, Ахмад ибн Ханбал, т.1, стр.146; Маджма аз-заваид, Хайсами, т.5, стр.101)
Пророк Ислама(с) говорил: «Мудрость поделена на десять частей. Девять из них дарованы Али, а одна часть распределена между остальными людьми». (Хилиятуль-аулия, т.1, стр.65)
Многие сподвижники обращались за помощью и советом к Имаму Али(а), будучи уверенными в том, что он разрешит все их трудности. Одним из них был Умар ибн Хаттаб, часто говоривший по этому поводу: «Если бы не было Али, то пропал бы Умар». (Аль-истигаб, Куртуби, т.3, стр.39)
Также Умар говорил: «Али наилучший в суждении». (Сахих, Бухари, т.6, стр.187)
Ибн Аббас рассказывал: «Мы всегда говорили, что Али ибн Аби Талиб был наиболее знающим правосудие среди всех жителей Медины». (Мустадрак, Хаким Нишабури, т.3, стр.135)
Сам Имам Али(а) говорил мусульманам: «Спрашивайте меня, пока я нахожусь среди вас. После меня вы не сможете спросить у подобного мне». (Мустадрак, Хаким Нишабури, т.2, стр.466)
Хадис «Город знаний» указывает на следующие важные моменты:
1. По словам Посланника Аллаха(с) Али ибн Аби Талиб обладает высочайшими знаниями и мудростью, что делает его самым лучшим из сподвижников.
2. Знания Пророка защищены от любых ошибок и погрешностей, ибо он сам является безгрешным и никогда не ошибается. А так как Имам Али является вратами в город пророческих знаний, то его знания также защищены от ошибок и погрешностей.
3. Посланник Аллаха говорил, что каждый, кто желает войти в город его знаний, должен войти через ворота, то есть через Али. Только у Али истинные знания и понимание Ислама, только через него можно окунуться в море знаний Посланника Аллаха. Именно по этой причине во всех религиозных вопросах шииты обращаются к Али и следующим безгрешным имамам, ибо через них шииты черпают чистое учение последнего небесного Пророка.
4. Имам Али(а) – хранитель учения Пророка Ислама. Учение Пророка это истинная религия, вследствие чего Али и остальные имамы являются хранителями истинной религии.
5. Данный хадис обязывает мусульман обращаться за знаниями к Али и следующим за ним имамам, ибо, если они желают прикоснуться к подлинному учению Пророка, они должны войти в город через ворота.
6. Одного этого хадиса достаточно для осознания того, кто является истинным предводителем исламской общины после ухода Посланника Аллаха в иной мир. Ибо только тот человек может вести общину по пути совершенства, кто обладает глубочайшими познаниями и совершенным пониманием религии.
Источник: https://maaref.makarem.ir