Человек бывает здоровым или увечным. Здоровье и увечье относятся к человеческому телу. Несомненно, некоторые люди физически здоровы, а некоторые больны или увечны. Однако все это относится к человеку как к индивиду. Вы же не ставите в упрек человеку его слепоту, глухоту, паралич или то, что он некрасив и мал ростом. Эти качества от человека не зависят, даны ему природой. Например, древнегреческий философ Сократ внешне был очень некрасивым, но никто в чисто человеческом плане не упрекал его за безобразную внешность. Или, к примеру, Абу-л-‘Ала Ма‘ари 1 и Таха Хусайн 2 были незрячими. Разве этот физический изъян каким-либо образом влияет на характеристику их личности? Конечно, нет. Отсюда следует, что мы различаем в человеке индивидуальность и личность, тело и дух, физическую оболочку и духовный мир, который отделен от материальной оболочки.
При этом некоторые ошибочно считают, что психологический мир человека полностью зависит от его телесной оболочки. Согласно воззрению тех, кто опровергает подлинность духа, все свойства духа, психики человека являются прямым и непосредственным следствием функционирования нервной системы; психологический мир ничего не значит, он целиком подчиняется телесной оболочке. С их точки зрения, если тело больное, то и дух также обязательно подвержен болезни, а психическая болезнь равнозначна телесному недугу. Кстати, сегодня уже доказано, что человек, будучи телесно и нервно здоровым, безупречным по составу крови, не испытывающим недостатка витаминов, с прекрасным обменом веществ, одновременно может страдать тяжелым психическим недугом. Сегодня наука признает человека с психическими отклонениями больным. У такого человека в психическом аппарате возникают определенные отклонения, тогда когда в чисто физическом плане у него никаких патологических изменений не наблюдается. Лечить подобные болезни посредством обыкновенных лекарств, рассчитанных на чисто физическое воздействие, невозможно. Например, может ли человек, страдающий таким психическим отклонением, как высокомерие и спесивость (доказано, что высокомерие есть болезнь психического характера), лечиться от этого недуга при помощи лекарств? Можно ли при помощи каких-либо таблеток излечить его душу, сделать из гордеца и спесивца скромного и простого человека? Разве возможно посредством таблетки или ампулы превратить такого безжалостного палача, каким был Шимр ибн Зи-л-Джавшан3, в доброго и милосердного человека? Да, лечить подобных людей возможно, но делается это иначе. Иногда физические недуги лечатся психологическим воздействием, так же, как и психические недуги порою устраняются путем применения физического воздействия. К примеру, бывает и так, что какую-либо физическую болезнь устраняют путем внушения и психологической поддержки. Это удивительное явление может быть предметом особой беседы. Но данное положение отчетливо показывает, что человек есть существо, состоящее из тела и духа (души или психики), при этом дух человека свободен от его тела и не является абсолютно зависимым от тела, равно как и тело не является абсолютно зависимым от духа. Тем не менее они находятся во взаимном влиянии.
По утверждению мудрецов, душа влияет на тело и тело оказывает на нее влияние, тело может совершить какое-либо действие независимо от души, но и душа может действовать независимо от тела. Отсюда следует, что психологический аппарат человека сам по себе самостоятелен.
Поэтому, приступая к рассмотрению вопроса о «совершенном человеке», мы начинаем с рассуждений о полноценном (безупречном) и неполноценном (ущербном) человеке. Подобное введение было необходимо для выяснения того, что целью нашей беседы является не вопрос о физическом здоровье или телесных недостатках человека. То есть мы не намерены вступать в медицинские споры и рекомендовать кому-нибудь пройти медицинское обследование, чтобы выяснить
состояние телесного здоровья. Не это предмет нашей беседы.
Важно отметить другое, что человек, будучи психически больным и ущербным, физически может быть вполне здоровым. Коран утверждает наличие подобного положения: «В сердцах их — болезнь. Да усугубит Господь болезнь их!»4 Под словом «сердце» Коран подразумевает душу и психику, а не анатомическое значение этого термина. Кроме того, в Коране сказано: «Ниспосылаем Мы Коран как исцеление и милость верующим»5. Коран — исцеление для верующих. Повелитель верующих ‘Али (мир ему!) говорит: «Худшее из бедствий, это нищета. Хуже нищеты — телесный недуг, а хуже телесного недуга — недуг сердечный». Сердечный недуг тяжелее и хуже всякого телесного недуга. Одна из целей Корана — воспитание безупречного, полноценного человека. Прежде чем претендовать на достижение степени «совершенного человека» или быть ближе к достижению этой цели, мы должны выяснить, к какой категории людей мы принадлежим, то есть полноценные ли мы люди или неполноценные (ущербные).
Горизонты духа человеческого
Вкратце сообщаю вам об основных корнях ущербности человеческого духа. С психологической точки зрения причиной психических болезней становятся лишения, то есть причиной многих психических проблем и недугов является именно то, что человек чувствует себя обманутым и обездоленным. Так, известно, что Фрейд слишком рьяно опирался на эту идею, особенно в половых (сексуальных) вопросах. Тем не менее нельзя отрицать, что лишения являются причиной возникновения многих болезней. Что это за злоба, когда человек, испытывающий к кому-то ненависть, желает мстить и не успокоится, пока не увидит врага потопленным в крови? В чем причина подобной мстительности у человека? Завистливый человек, увидев благополучие других, всем своим существом мечтает, чтобы они благополучия лишились; в этом случае он не о себе думает. Здоровому, полноценному человеку чужда злобная зависть, напротив, он постоянно думает о том, чтобы не отставать от других и быть впереди, быть лучше. Человек, думающий о том, чтобы всегда быть впереди, — полноценен, здоров; а тот, кто мечтает о провале и отставании от других, болен, неполноценен. Известно, что порой встречаются люди, готовые понести стопроцентный урон, лишь бы другой понес ущерб на пятьдесят процентов.
[1] а л — М а ‘ а р и , А б у — л — ‘ А л а А х м а д б . ‘ А б д А л л а х б . С у л а й м а н а л — Т а н у х и (973—1057) — известный арабский поэт и мыслитель, философ, гуманист и критик социальной несправедливости.
[2] Т а х а Х у с а й н — современный египетский литератор и критик; ослеп в трехлетнем возрасте.
[3] Ш и м р (или Ш а м и р ) и б н З и — л — Д ж а в ш а н — один из участников трагедии под Карбалой, который по поручению Й а з и д а и б н М у ‘ а в и й и участвовал в убийстве сына имама ‘Али, мир ему, третьего имама мусульман-шиитов ал-Хусайна ибн ‘Али.
[4] Священный Коран, сура «Корова», айат 10.
[5] Священный Коран, сура «Путешествие ночью», айат 82.
Источник : книга «Совершенный человек в исламе»