Посланник Аллаха (с) является главнейшим фактором единства во все периоды исламской истории. Божий Пророк (с) является очагом и осью эмоций и убеждений исламской уммы.
Именно его стержневая роль служит фактором сближения сердец мусульман и сближения исламских толков. Поэтому, благословенное рождение этого великого божьего посланника является самым подходящим временем для того, чтобы делать эффективные шаги в направлении объединения мусульман.
Объединение в том значении стать единым целым является основным элементом для воплощения в жизнь идеалов какой-то уммы или какого-то народа. Поэтому, одна из миссий пророков, с которыми назначает их Аллах заключается в создании единства в обществе. Коран очень сильно подчеркивает значимость единства и предъявляет разные пути для создания и сохранения единства среди уммы. Коран обращает внимание людей на существующую между ними общность и призывает их объединиться вокруг этой общности. Божьи аяты напоминают, что все люди сотворены из почвы и от одних родителей и все люди достойны человеческого достоинства в независимости от цвета кожи, расы и прочих черт различия.
Священный Коран в своем самом откровенном аяте о единстве, призывает всех верующих держаться за вервь Аллаха, избегая разъединения. В 103-ем аяте суры «Семейство Имрана» говорится: «Держитесь все за вервь Аллаха, не распадайтесь и помните о милости Аллаха к вам в то время, когда вы враждовали друг с другом. Он примирил ваши сердца, и вы стали братьями по Его милости…».
По мнению толкователей, наилучшим олицетворением верви Аллаха скорее всего является сам Коран, так что Пророк (с) в предании уподобил Коран верви Аллаха, протянутой между небом и землей.
К тому же, Коран также призывает верующих в устранении своих разногласий обращаться к Аллаху. Священный Коран считает разъединение результатом эгоизма и злопамятности людей друг другу и напоминает, что предшественники также остались от достижения своих возвышенных целей из-за этих недостойных качеств. Это божье писание напоминает о сердечном единстве между людьми как об одном из божьих благ, под сенью которого Аллах наставляет людей к счастливой жизни.
159-ый аят суры «Семейство Имрана» считает существование Пророка (с), его возвышенное поведение и нрав представляет осью солидарности и единства между мусульманами. Коран напоминает, что при возникновении разногласий, обратитесь к Аллаху и Его Пророку (с). Поскольку коранические аяты толкуются и разъясняются со стороны Пророка (Да благословит Аллах его и его род), Коран подчеркивает его правосудие при возникновении споров и разногласий. Пророк (Да благословит Аллах его и его род) с добрым нравом, сеял в сердца семена любви и дружбы и с целью укрепления уз между мусульманами, прежде всего заключил братский союз между мохаджирами и ансарами. Его светлость под сенью исламских учений объявил братьями и крепко объединил две группы Оус и Хазрадж, которые долгие годы воевали друг с другом.
Еще одним из средств единства является обращение к членам семейства Пророка (да благословит Аллах его и его семейство).
Коран упоминает об имамах (мир им!) выражением «олол амр», что означает «владельцы приказов» и считает подчинение им равнозначным подчинению Аллаха и его Пророку (ДБАР), а их слова считает законом. В 59-ом аяте суры «Женщины» Аллах говорит: «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и носителям власти среди вас…».
Несомненно, члены семейства Пророка (с) являются самыми близкими людьми к его светлости и самыми знакомыми с Кораном и религиозными учениями. Повиновение этим великим людям означает повиновение божьему Пророку (с) и оказание на пути, ведущему к блаженству и счастью. Они играют бесподобную роль в возрождении Ислама и создании духа единства среди людей. Призывая мусульман к избежанию разъединения, Коран рекомендует им поощрять других к одобряемому и удерживать их от неодобряемых. Коран предупреждает мусульман в отличие от приверженцев предшествовавших религий не поддаваться разъединению в своем вероисповедании. Это показывает, что поощрение к одобряемому и удержание от неодобряемого играет особую роль в установлении единства и предотвращении разъединения. Мусульманский толкователь Фахр Рази считает в этой связи, что расхождение в религии и разделение на несколько толков проистекает либо из неправильного понимания религиозной литературы, либо из страстности характера лиц или групп, в то время как поощрение к одобряемому и удержание от неодобряемого как рычаг наблюдения может предотвращать повиновение плотским желаниям, а также разъединение.
Коран призывает верующих как братья соблюдать взаимоуважение и взаимные права. Рекомендует им не выискивать недостатки друг друга, не иметь подозрение друг к другу и избежать клевет. Божьи аяты считают злословие о других верующих как съедание мяса своего мертвого брата и призывает людей от сердца любить друг друга и в своих богослужениях просит у Аллаха прощения для своих братьев по вере и удаления злопамятности из сердец. В 10-ом аяте суры «Собрание» мы читаем: «Господи наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти к тем, кто уверовал…».
В Исламе все виды богослужения организованы так, что призывают личность или общество, волей-неволей, к интеграции и практическому единству. Намаз является символом богослужения в Исламе и каждый мусульманин обязан 10 раз в сутки читать суру «Открывающая книгу» в своих намазах. Несмотря на то, что слова суры произносятся устами личности, в ее обращениях употребляется местоимение во множественном числе, например «Тебе мы поклоняемся и Тебе взываем о помощи…». мусульмане также призываются во время намаза стоять лицом к кибле.
Это свидетельствует о том, что Коран поставил себе целью создать у мусульман дух интеграции и коллективности, хотя если человек один стоит для совершения намаза.
Одной из причин обязательности хаджа (паломничества в божий храм) Коран считает наблюдение его польз со стороны народа. В нынешних условиях главной пользой хаджа для мусульман является укрепление братских связей и единства, а также демонстрация силы и могущества мусульман. Во время паломничества, когда все паломники одновременно рядом друг с другом, они преследуют одну и ту же цель, а именно единодушие и единогласие. Великий толкователь Корана Алламе Табатабаи, указывая на эти общие дела, говорит: «Надо все время напоминать о том факте, что шииты и сунниты расходуются в второстепенных принципах религии. Между мусульманами нет разногласий в основных принципах. Во второстепенных принципах также они единогласны в намазе, соблюдении поста, хадже, джихаде и т.д. Все они считают Коран и каабу одним и тем же???
Великие исламские улемы после многолетних усилий разработали и утвердили устав исламского единства. На основе этого устава, разработанного настаиванием духовного лидера исламской революции, мусульманские ученые и мыслители берут на себя обязательство, сохраняя приверженность к средствам единства, гарантировать величие и торжество мусульман. Устав единства призывает улемов и ученых руководить движением исламской бдительности и в рамках согласованного планирования и единой позиции перед лицом общего врага, предотвратить проникновение чужеземцев в исламские страны. Важным моментом в уставе единства является настаивание на воздержании мусульман от обвинения друг друга в ереси и неосквернение святынь друг друга.
Устав единства призывает организации и государства признать исламские толки , а также гражданские права их приверженцев, чтобы между мусульманами установилось практическое единство.
Аятулла Хаменеи говорит: «Те, которые исключают возможность объединения суннитов и шиитов, ничего об Исламе не знают. Сегодня всякое раскольническое действие в исламском мире считается историческим грехом. Те, которые под пустыми предлогами обвиняют большие группы мусульман в ереси, те, которые, исходя из необоснованных предположений, оскверняют святынь некоторых исламских толков, волей-неволей оказываются в одном разряду с грешниками, о которых грядущие поколения будут напоминать с ненавистью, считая их наймитами противника».
Председатель Высшего координационного центра духовных управлений мусульман России шейх Аширов говорит: «Мы нуждаемся взглянуть на период появления Ислама и на дорогого Пророка Ислама (с), чтобы возродить единогласие в новой форме и новом виде. Сегодня надо поступать так, чтобы сунниты и шииты были рядом. По-моему, разногласия, которые возникают между мусульманами, проистекают из незнания коранических аятов и исламских учений».
Господин Аширов считает: «Все мусульманские народы сильно склоняются к дружбе и единодушию. Однако, некоторые улемы подстрекают их путем оскорбления и противоречивости в словах. Наличие этих алимов, а также некоторых политических правителей, является главной проблемой исламской уммы».
Источник: https://erfan.ir/ru