Большинство людей живут только настоящим и им достаточно того, что они имеют на сегодняшний день. На самом деле эти люди, несмотря на кажущее внешнее благополучие, бедны и несчастны. Немало и тех, кто живет прошлым, постоянно прокручивая в голове горестные и радостные события давно ушедших лет, которые уже давно пора забыть. Вспоминая эти события, они проливают горькие слезы или же вновь испытывают забытую радость. Но тех, кто живет будущим, очень мало.
Откуда же берется это нежелание, иногда похожее на бегство, знать то, что ждет нас в будущем. Возможно, причина подобного нежелания кроется в том, что будущее всегда находится за пределами наших чувств, а большинство людей понимают лишь те истины, которые можно ощутить. А может быть завеса неясности будущего создала в нашем воображении страшный образ, пугающий своим приближением? Или же это нежелание исходит из осознания того, что будущее каждого человека, хочет он того или нет, неразрывно связано со старостью и последующей смертью, чего он так сильно желает избежать. Но мир подчинен своим законом и, несмотря на наши страхи, наши дела неизменно связаны с будущим и в нем заложена наша судьба. Прошлое пребывает в прошлом. Настоящее, прежде чем мы успеем моргнуть, погрузиться в океан прошлого. А вот загадочное и непрошеное будущее непременно настигнет нас. Так почему бы нам не задуматься над ним и не постараться постичь его?
Смерть не так уж и страшна
Какими бы не были разногласия, существующие среди народов мира, откуда бы они не начинались, и как бы ни различались друг от друга сами народы, в конце концов все сводится к одному – в конце жизни всех нас ждет смерть. Как бы ни прошла наша жизнь, в бедности или богатстве, в болезни или здоровье, в невежестве или знании, в счастье или несчастье, после смерти все мы неожиданно окажемся в месте, в котором царит абсолютное равенство, которым не обладал никто при жизни. Мы еще знаем что-то о долгой жизни и можем говорить о ней, так как не раз встречали долгожителей или хотя бы слышали о них. Но о смерти мы не знаем практически ничего, однако она наступит. Даже если мы найдем источник живой воды и выпьем его до дна, смерть обязательно настигнет нас, ибо жизнь, какой бы долгой она ни была, не есть вечность.
Поэтому в одной истине у всех народов мира разногласий нет. И эта истина – наступление смерти; в этом убеждено все человечество, все мы придерживаемся относительно смерти одного общего мнения. Возможно по этой причине слово «убежденность», упоминающееся в аятах Священного Корана, указывает на слово «смерть».
В одном аяте Всевышний Аллах обращается к своему Пророку: «Поклоняйся Господу твоему, пока убежденность (смерть) не явится к тебе» (Сура «Аль-хиджр», аят 99).
В другом месте говорится о грешниках, оказавшихся в аду, которые, перечисляя причины своей незавидной участи, говорили: «Мы считали ложью Последний день, пока к нам не явилась убежденность (смерть)» (Сура «Завернувшийся», аяты 46 – 47).
Что испытывает человек в момент смерти?
Никто не знает достоверно, что именно происходит с человеком в момент смерти, ибо еще никто не возвращался оттуда, чтобы поведать нам о своих ощущениях. Каково оно расставание с жизнью? Похоже ли оно на удаление зуба профессиональным стоматологом с применением эффективной анестезии, которое проходит без боли и каких-либо неприятных ощущений? Или же оно подобно удалению зуба без анестезии, удалению, связанному с мучительнейшей болью, которую невозможно описать словами? Отчего же зависит легкость или тяжесть расставания с жизнью? Для кого-то смерть подобна вдыханию аромату прекрасных цветов, а для кого-то похожа на волочение неимоверного груза в гору. Быть может, это зависит от нравственных качеств человека и совершенных им в течение жизни деяний. Возможно, в момент смерти человек испытывает нечто, что находится за пределами нашего понимания, и эти ощущения невозможно описать, даже если бы умершие обладали возможностью возвращаться обратно в этот мир. Это подобно тому, как если бы первый из родившихся близнецов снова вернулся в утробу матери и рассказал своему брату о том, что испытал во время рождения и какой он новый мир. Смог бы он сделать это? Или же смог бы немой, увидев сон, красочно описать слепому о своем сновидении?
Избегать реальности не разумно
Наихудший метод борьбы с горькой реальностью, к которому временами прибегают некоторые люди, – не задумываться о ней и пытаться забыть ее. Но ведь не разумно пытаться предать забвению то, что никогда не забудет нас. Почему мы не задумываемся над смертью и над тем, что связано с ней? Почему мы не пытаемся размышлять над событиями, которые произойдут после нее. Ведь мы должны признать, что в будущем смерть неизбежна. Если мы обратимся к истории человечества и вспомним жизнь великих тиранов (Наполеона, Чингисхана, Гитлера), если мы вспомним о выдающихся ученых, писателях, поэтах, общественных деятелях, мы поймем, что все они преклонили колени перед смертью и покорились ей. Никто из них не смог избежать ее. Поэтому в высшей степени не разумно забывать о ней или безосновательно бояться ее. Повелитель правоверных Имам Али (да будет мир с ним) говорил о смерти: «И как вы пренебрегаете тем, что вами не пренебрежет?! И как вы ожидаете того (ангела смерти), кто отсрочки вам не даст?!» (Нахдж аль-балага) Так не лучше ли нам отбросить в сторону свои страхи, вооружиться здравомыслием и предпринять шаги для того, чтобы постараться объяснить себе это загадочное явление смерть?
Две точки зрения о смерти
Смерть человека – что это? Одни говорят, что смерть это расставание со всем тем, что окружает человека. Конец его жизненного пути и бытия. Отчуждение навеки и абсолютная разлука с жизнью. Разложение тела и возвращение всех его частиц в первоначальный природный вид.
Другие убеждены, что смерть это второе рождение. Переход в более просторный мир, прекрасный и вечный. Обрушение страшной тюрьмы, освобождение из маленькой тесной клетки, избавление от тягот жизни. Начало подлинных благ, наслаждений и радости. Очищение от грусти и печали, страданий и зла, лжи и несправедливости, жестокости и алчности, бедствий и войн. Избавление от всего ограниченного и несовершенного, несущего за собой беды и головную боль, что чуждо чистой человеческой природе.
Которая из двух вышеприведенных точек зрения ближе к здравомыслию, истине и чаяниям человека? Первая точка зрения рисует нам темную и страшную картину небытия, не вызывающую ничего кроме ужаса. Вторая же изображает для нас светлое и радостное будущее. Первого описания смерти достаточно для отравления сладости жизни в этом мире, какой бы безмятежной она ни была. Подобное отношение к смерти побуждает сдаваться при любых обстоятельствах. Тогда как второе описание смерти может сделать жизнь человека более приятной и вдохновляющей, даровать ему духовные силы для борьбы с любыми жизненными неурядицами, давая ему понять, что они временны и не вечны. Подобное отношение к смерти делает человека подлинно свободным и бесстрашным. Смерть не всегда страшна, жизнь порой бывает страшнее.
Почему мы боимся смерти?
Две категории людей бояться смерти. Те, кто воспринимает смерть как абсолютное небытие. И те, чья книга деяний черна от множества совершенных грехов. Тогда почему страшатся смерти те, кто не относится ни к первой категории, ни ко второй? Всем людям известен миф о живой воде. С давних времен человечество лелеет мечту об эликсире молодости и ищет его. Эти мечты повествуют нам о том, что сущность человека любит жизнь и страшится смерти как небытия. Такие же корни имеет легенда о философском камне – загадочном веществе, которое превращает в золото все, к чему оно прикоснется. Миф об эликсире молодости это проявление любви к жизни и боязни старости и смерти. А легенда о философском камне это признак стремления к достатку и страха перед бедностью.
Большинство людей боятся слова смерть и всего, что связано с ней. Они сторонятся кладбищ, а если и вынуждены посещать своих близких и родных, ушедших из этой жизни, то обманывают себя, стараясь забыть предназначение могил. Рядом с предметами, представляющими опасность, люди вешают таблички «Осторожно, смерть!» Проявления страха перед смертью можно наблюдать и в литературе. Такие выражения как призрак смерти, коса смерти, страшна как смерть и десятки иных литературных оборотов указывают, что и писатели не остались в стороне от других людей.
Известна история об аббасидском халифе Харуне ар-Рашиде, которому однажды приснился сон, где у него выпали все зубы. После этого халиф собрал известных толкователей снов. Один из них сказал: «Всех твои родные умрут до тебя». Другой толкователь сказал: «Жизнь халифа продлится дольше, чем у его родных». Рассказывают, что услышав эти слова, халиф наградил второго толкователя сотней динаров, а первому толкователю велел всыпать сто плетей. Реакция Харуна ар-Рашида показывает, что причиной его поступка было не что иное, как страх перед упоминанием о смерти.
Конечно же, нельзя отрицать существование людей, которые никоим образом не бояться смерти, более того, они с распростертыми объятиями спешат к ней навстречу. Однако таких людей очень мало. И их гораздо меньше числа тех, кто утверждает о своем бесстрашии перед лицом смерти.
Причины страха перед смертью
Человек боится отсутствия и страшится небытия. Он боится бедности, потому что бедность это отсутствие богатства. Он страшится болезней, потому что они это отсутствие здоровья. Он испытывает ужас в абсолютной темноте, потому что темнота это отсутствие света. Он боится пустой степи и пустого дома, потому что там никого нет. Он робеет, оставшись наедине с мертвецом, потому что тот не имеет души. Если человек и боится смерти, то только вследствие того, что смерть в его представлении это абсолютное небытие и отсутствие живого начала. Он дрожит от страха перед землетрясениями, молниями и хищными животного, ибо они угрожают главной опасностью – смертью, которая в его глазах есть небытие. Конечно, в подобной реакции человека нет ничего плохого, ибо его жизнь это бытие и существование. Тогда как небытие это отсутствие жизни, которого он стремится избежать.
Здесь остается добавить следующее. Если быть убежденным в том, что смерть никак не связана с небытием, а трактовать ее как переход из одного мира в другой, более яркий, насыщенный и просторный, наполненный многочисленными благами, то страх перед смертью как перед отсутствием жизни лишается смысла. Человек, воспринимающий смерть как второе рождение, никогда не скажет, что она бессмысленна и не станет страшиться ее так, как страшатся люди не уверовавшие. Напротив, он будет жить и в то же время спешить навстречу смерти, которая освободит его от несчастий и оков бренного мира.
Как было сказано ранее, существует и другая категория людей, боящаяся смерти. Но они боятся смерти не потому, что связывают ее с небытием или отрицают вечную жизнь после нее, а потому что осознают тяжесть совершенных ими грехов и мерзких поступков. Они видят свою книгу деяний настолько черной, что представляют, какие их ждут невыносимые муки в следующем мире. По крайней мере, они допускают вероятность этого. Страхи этой категории людей не лишены оснований, ибо они подобны преступнику, вышедшему из тюрьмы. Только преступник этот вышел из тюрьмы не на свободу, а на эшафот, где его ждет смертная казнь.
Но тот искренний верующий, который чист в помыслах, вершит благие деяния, кается перед Творцом и всем сердцем устремляется к Нему, почему должен бояться смерти? Причин для страхов перед ней у него нет.
Источник: http://alhassanain.org