В человеческой душе сокрыты силы, которые, если правильно ими воспользоваться, дают верное понимание высокой нравственности и её необходимости для обеспечения блага общества и развития личных достоинств в человеке. Тогда же постигаются и отрицательные нравственные и моральные качества, а также их губительные для человека и общества последствия. Эта сила приводит к пониманию необходимости избегать аморальных поступков и называется она – прикладной разум или совесть. В Благословенном Коране это постижение трактуется как естественное для человека и заложенное в его природу при его сотворении.
В Коране сказано: «Клянусь душой, и Тем, кто её сотворил совершенной, наделив её силой и разными способностями. Он разъяснил ей, что такое добро и что такое зло, и наделил её способностью совершать из них то, что она пожелает. Поистине, преуспел тот, кто очищал её повиновением Аллаху и совершением благочестивых деяний. А тот, кто оскудил свою душу, не будучи добродетельным, и погубил в ней способность вершить добро, несомненно, потерпел убыток»[1] .
Эта сила, в той или иной степени, присутствует во всех людях. И ею можно воспользоваться, если, конечно, свет разума ещё не померк в результате победы животных инстинктов. Таковых инстинктов несколько: эгоизм, самолюбование, честолюбие, алчность, завышенные требования, вожделение, гнев, мстительность, злопамятность и т.п. К сожалению, некоторые люди настолько поддались этим низшим качествам, что забыли о своей человеческой сущности, попали под управление животных страстей, и свет их человеческой природы померк. Настолько, что они более не различают действительно ценное от преходящего и мнимого и временное принимают за вечное. Именно поэтому человек постоянно имеет нужду в руководстве людей непорочных, чтобы пробудить свою человеческую природу и не сбиться в пути познания достойного и недостойного.
Эти избранные люди – это пророки и непорочные имамы. Имамов называют также пречистыми, т.к. разум их безупречен и они не подвержены ошибкам и грехам. Они знают истинную ценность добродетели и её последствий для этого и иного миров, сами проникнуты добродетелью и других призывают к ней. Известна им также суть низших человеческих качеств, своим внутренним взором они наблюдали их губительное воздействие на человека в обоих мирах, сами они избегают совершения недостойных деяний и других призывают воздерживаться от их совершения.
Таким образом, прикладной разум или совесть можно назвать одним из источников понимания нравственности имамами. Непорочные имамы, кроме Корана и хадисов, переданных им Пророком, опираются также и на свой прикладной разум, который в сочетании с внутренним видением сути вещей позволяет верно оценить положительные и отрицательные нравственные качества и их последствия для человека. В многочисленных сборниках хадисов собраны тысячи примеров высоконравственной жизни, которые могут стать богатым источником сведений о безупречной жизни.
Источник: книга «ИМАМАТ И ИМАМЫ»
1) Коран: 91(7-10)