- Священный Коран — последняя Книга Откровения в монотеистических и авраамических религиях. Это — Священная Книга Ислама, изложенная подлинными словами Откровения, текст которой был сведён воедино без малейших изменений, с тщательностью, не имевшей претендентов в истории Небесных книг.
- В «БисмилЛяhи ррахмани ррахим» заключены все знания и вся мудрость от начала и до конца времён. Толкователем и учителем этого знания был святой Пророк (с), а вслед за ним его истинные преемники, включая Повелителя правоверных Али (а).
- Первое издание Корана было осуществлено Паганини в Венеции в период между 1503 и 1523 годами. Ещё несколько значимых изданий Корана: издание Абрахамсом Хинкельмана 1694 г. (Гамбург), издание Флюгеля (1834 г., Лейпциг), Санкт-Петербургское издание — первое издание, предназначенное для мусульман (1787 г.), табризское издание 1826/1828 г.
- По наиболее точным подсчетам, в Коране 6236 айатов.
- Количество слов в Коране — 77807.
- Слово Джалала (Величественность) [Аллаха] употребляется в Коране 2699 раз.
- Количество в Коране неповторяющихся корневых основ, по большей части трёхбуквенных, равно 1771.
- Производные от этой 1771 корневой основы в сумме дают 11794 слова. Иными словами, в Священном Коране встречаются 11794 различные грамматические формы, повторение каждой из которых даёт то самое число 77807 (количество слов в Коране).
- Коран состоит из 114 сур, разделяющихся на «мекканские» и «мединские».
- Определение «мекканские» и «мединские» носят скорее исторический характер, нежели географический. «Мекканское Откровение» связано с пророческим служением Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство) до времени переселения, а «Мединское Откровение» относится к эпохе переселения и последующего возвращения в Медину.
- Коран составлен не в хронологическом порядке ниспослания Откровения, но в соответствии с указаниями Посланника (да благословит Аллах его и его семейство), который, в свою очередь, получал наставления Откровения от Джабраила. Место айата в суре и место суры в своде было определено уже во времена Пророка (с), однако это не было оформлено в виде кодекса. Можно сказать, что текст Корана организован по принципу длины сур. Иными словами, за исключением «аль-Фатихи», «аль-Бакара» является самой длинной сурой, а суры-заклинания (аль-Фалак и ан-Нас), стоящие в самом конце Корана, а также несколько предшествующих им сур — самые короткие. Однако, встречаются суры, в отношении которых принцип длины недействителен.
- Коран разделён на тридцать джузов [=тридцать отрезков, частей], каждый из которых равен другому по длине. Вероятно, Посланник или его приёмник осуществили это деление ради облегчения ежедневного чтения Корана. В современной официальной редакции, принятой в мусульманском мире, каждый джуз занимает ровно двадцать страниц, на каждый из которых по пятнадцать строк.
- Каждый из тридцати джузов делится на два или четыре хизба (подчасть). Таким образом, весь Коран включает в себя шестьдесят или сто двадцать хизбов. Возможно, это деление также имело цель облегчить чтение Корана на молитвенных собраниях.
- Сказания о пророках излагаются в основном в мекканских сурах, а правовые предписания — в мединских.
- В Коране упоминается двадцать пять великих божественных пророков (мир им). Здесь подробно или кратко рассказывается о том, как они призывали свои народы к единобожию и добродетели. Вот их имена:
Адам (а);
Ибрахим (а);
Идрис (а);
Исках (а);
Йакуб (а);
Исмаил (а);
Илйас (а);
Аль-Йаса (а);
Айуб (а);
Дауд (а);
Зуль-Кифл (а);
Закарийа (а);
Сулейман (а);
Шуйаб (а);
Салих (а);
Иса (а);
Лут (а);
Мухаммад (с);
Муса (а);
Нух (а);
Харун (а);
Худ (а);
Йахйа (а);
Йусуф (а);
Йунус (а). - В начале всех коранический сур, за исключением девятой, носящей название «ат-Тауба» (Покаяние), помещается священная формула «БисмилЛяhи ррахманир ррахим» (басмала). Сура «Покаяние» содержит решительное отречение Господа и Пророка от язычников, поэтому, ради использования приёма «краткое содержание», то есть ради сильного начала, дающего представление о содержании текста, басмала здесь опускается. При этом есть суры, в которых басмала употребляется дважды. Это, например, сура «ан-Намл» (Муравьи). Здесь басмала первый раз помещается в начале айата, а второй раз — в айате 30. Только в начальной суре Корана (аль-Фатиха), басмала составляет самостоятельный, причём, первый айат суры. В остальных сурах басмала не считается частью айатов.
- Басмала или тасмийа — это произнесение формулы «БисмилЛяhи ррахманир ррахим» — «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!», поэтому, данную формулу называют айат ат-тасмийа (айат поминания имени Аллаха).
- Слово «иста’аза» происходит от корня «’аваза» (прибегать, взывать о помощи) и означает — искать прибежище у Господа от зла шайтана. Практически реализуется в произнесении фразы «а’уззу билЛяhи мин аш-шайтани рраджим» — «Господи, защити от шайтана, побиваемого камнями». Произнесение этой формулы, согласно пояснению айата 98 суры «ан-Нахл», считается обязательным перед чтением Корана, и даже по мнению некоторых правоведов, до начала молитвы и после басмалы.
- Самый короткий айат в Коране, состоящий из отдельных букв «та» и «ха» (таха), находится в начале суры «Та ха». То же самое относится буквам «йа» и «син» в начале суры «Йа син». Следует обратить внимание на то, что буква «каф» в начале суры «Каф» и буква «нун» в начале суры «аль-Калам» не являются самостоятельными единицами, то есть не считаются отдельным айатом. Если отвлечься от отдельных букв, стоящих в начале сур, самым коротким айатом в Коране является «темно-зелёные» (мудхамматани — Милосердный, 55:64), означающий два темно-зелёных листа или сада. Самым длинным айатом в Коране является айат ат-тадайун (долг-кредит) — Корова, 2:282, в котором говорится о необходимости долговой расписки. В Мединской редакции этот айат занимает целую страницу в пятнадцать строк. Кроме того, самой длинной сурой является «аль-Бакара», а самой короткой «Каусар», длиной всего в полторы строчки.
- В Коране есть два айата, в которых использованы все буквы арабского алфавита. Это айат — 154, сура «Семейство Имрана», начинающийся словами: «Потом Он низвёл на вас после огорчения для спокойствия сон, который покрыл одну часть вас…», и айат 29 (последний айат), сура «Победа», начинающийся со слов: «Мухаммад — Посланник Аллаха, и те, кто с ним, неистовы против неверных (и) милостивы между собой».
- Около трети всего Корана было ниспослано в Мекке, а чуть больше трети — в Медине. Количество «мекканских» айатов — 4468, а «мединских» — 1768.
- Коран сочетает в себе два этапа Откровения. Первое — однократное, второе — постепенное, продолжавшееся двадцать три года. Первый раз Коран, как «единое целое» (джумлатан вахидатан) был полностью низведён в Ночь предопределения из Хранимой скрижали (лаух махфуз) в Байт аль-‘Иззу или Байт аль-Ма’мур (на четвёртом небе), а затем постепенно, по порядку, отрывок за отрывком в течении двадцати трёх лет он был ниспослан Мухаммаду (с)». Мулла Мухсин ал-Файд ал-Кашани высказывал о двух этапах Откровения следующее мнение: «Ниспослание (первое) смысла Корана в сердце Пророка… Затем в течении двадцати трёх лет Джабраил (да будет мир с ним) являлся ему и всякий раз приносил Откровение, читая ему его текст. Так, часть за частью, оно изводилось из его сердца на его уста».
- Первой сурой, ниспосланной Пророку (да благословит Аллах его и его семейство) была сура «аль-Алак» (Сгусток), а последней — сура «ан-Наср» (Помощь).
- Хамидат (Прославляющие) — пять сур, начинающиеся словами «Хвала Аллаху»:«аль-Фатиха»;
«аль-Анам»;
«аль-Кахф»;
«Саба»;
«аль-Фатир». - Мусаббихат (Восхваляющие) — это суры:«аль-Исра»;
«аль-Хадид»;
«аль-Хашр»;
«ас-Сафф»;
«аль-Джуму’а»;
«ат-Тагабун»;
«аль-А’ла». - Перевод Корана на персидский язык (самый ранний из переводов на другие языки) был осуществлён ещё при жизни Посланника Аллаха (с), поскольку, в письма, которые последний писал правителям той эпохи, в частности, эфиопскому негусу, правителю Египта и Хосрову Парвизу, включались и коранические айаты. Естественно, что правителям читался перевод писем и айатов. Мухаммад (с) знал об этом и не высказался против. Далее, кое-кто из иранцев просил Салмана Фарси перевести для них на персидский язык суру «аль-Фатиха», а также ряд других айатов. Салман выполнил их просьбу. Так, слова «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!» — он перевёл как: «Во имя Бога Прощающего!» — «Бе нам-е Йаздан-е бахшайанде». Пророку (с) было известно об этом, однако, он не опроверг подобного деяния. В последующие века иранцы стали первым мусульманским народом, который перевёл Коран на свой родной официальный язык. Вплоть до открытия и исследования Корана «Кодс» Али Раваки — старейшим переводом Корана на персидский язык считался перевод Тафсира ат-Табари, выполненный в 345 г.х / 956 г. Коранические айаты здесь также подлежали переводу. Однако, перевод Корана «Кодс» — более ранний и относится к периоду 250-350 г.х / 864-961 г.
- Коран — универсален. Благословенный Коран охватывает все знания и истины эпитетов и атрибутов. Ни одна небесная и прочая книга не представила сущность и качества Всевышнего Творца так, как Коран. Таким образом, Коран содержит нравственность и призыв к началу и концу, аскетизму и отречению от мирского, избавлению от материального мира и направлению к истоку истины таким образом, что подобное ему невообразимо. Вместе с тем, в отличие от прочих книг, он не содержит глав и разделов, предисловия и послесловия, что указывает на полное могущество его автора, который не нуждается в этих методах для представления своих целей. Например, иногда мы видим, как бесподобным образом в полстроки разъясняется такой вопрос, для разъяснения которого мудрецам необходимы значительные предварительные условия.
- Коран — путеводитель человека в приближении к Богу. Знай, что это благословенная книга, как она сама гласит, есть книга руководства и наставления к человечности, воспитатель души, исцеление от болезней сердец и озарение пути, ведущего к Богу. Одним словом, Всевышний Господь ниспослал эту благословенную книгу из святая святых из-за бесконечной милости к своим рабам. Он упростил её соответственно мирам, пока она не дошла до этой темницы покрытого мраком мира и не облачилась в форму букв и слов ради того, чтобы спасти заключённых в темнице этого тёмного мира, избавить закованных цепями надежд и грёз, и привести их из низшей точки недостатка, слабости и скотства к пику совершенства, силы и человечности; увести их с пути Сатаны на путь ангелов, и даже привести его к приближённости к Богу и встречи с Ним, что является величайшей целью рабов Божьих. В этом отношении, эта книга есть призыв к истине, счастью и разъяснение способа достижения этой степени. В целом, её содержание это то, что касается божественного пути духовного усовершенствования или помогает идущему к Богу.
- После Пророка (с) самым крупным знатоком Корана и его комментатором в мусульманском сообществе эпохи раннего ислама является Имам Али (а), поклявшийся: «Если пожелаем, то изложим комментарий на суру «аль-Фатиха» в объёме, равном семидесяти верблюжьим вьюкам». Помимо всего прочего, он был хафизом и «писцом Откровения». Менее чем за неделю после смерти Пророка (с) он собрал свой свод Корана. Однако, поскольку в этом своде присутствовали пояснения и комментарии, а также приводились имена лицемеров (мунафиков), которые в самом Коране упоминались анонимно, свод Али (а), организованный в соответствии с хронологическим порядком ниспослания сур, принят не был. Али (а) это не понравилось, но убедившись в правильности собрания свода Усмана, а также в тщательности и осмотрительности, проявлявшейся при составлении свода единой редакции, он принял её, спрятав свою редакцию, сказав: «Если бы на меня была возложена та же ответственность, что и на Усмана, в деле собирания текста и составления свода Корана — я бы поступил точно также (как поступили со мной)».
- Автор Корана не Саккаки и не какой-нибудь шейх, чтобы его целью была риторика и красноречие; не Сибавайх и не Халил, чтобы его целью была грамматика и морфология; не Мас`уди и не Ибн Халликан, чтобы обсуждать вопрос мировой истории. Эта книга не подобна посоху Мусы (а) и белой руке этого предводителя и не подобна дыханию Исы (а), оживляющему мёртвых, чтобы явится в знак чуда и доказательства правдивости благородного Пророка (с). Это – божественный свиток; книга, оживляющая сердца вечной жизнью божественных знаний и мудрости. Это книга Бога и призывает она к богоугодным делам.
- Коран — это книга, которая хочет воспитать человека, высокое существо, сотворённое Богом. Хочет с помощью Аллаха вывести его из низменного уровня и довести до достойного его уровня. Коран ниспослан для этого, все пророки (мир им) пришли в мир для того, чтобы взять человека за руку и вытащить его из глубочайшей ямы, в которую он упал, ямы, которая глубже всего, ямы плотских желаний и показать ему проявление истины, чтобы он забыл обо всём прочем. Дай Бог каждому из нас этого счастья.
- Самыми ранними шиитскими комментариями являются Тафсир Али ибн Ибрахима аль-Куми, изданный в двух томах и Тафсир Фрата аль-Куфи, также выдержавший научное издание. Аль-Куми и Аль-Куфи были выдающимися деятелями… Также, самым ранним комментарием шиитско-имамитского толка является тафсир Абу аль-Футуха ар-Рази под названием «Рауд аль-джинан ва раух аль-джанан» [Райские сады и дух сердца]. Большая часть этого двадцатитомного комментария была издана трудами Алламы Мухаммада аль-Казвини, Кумшеи, аш-Шарани, Мухаммад-Джафара Йахаки и Махди Насиха.
- Самым годным из ранних шиитско-имамитских комментариев является десятитомный «Маджма аль-байан» [Собрание разъяснений] Абу Али Амин аль-Ислама Фадла ибн ат-Табарси. Труд написан на арабском языке и переведён на персидский.
- Важнейшим шиитским комментарием является аль-Мизан [Мерило] Алламы Табатабаи. Этот двадцатитомный комментарий написан на арабском языке и переведён на персидский.
- Книга шиитского корановеда доктора Абу Захра ан-Наджди называется «Мин ал-и джаз аль-балаги валадади лиль-Куран аль-Карим» [О неподражаемости Корана в красноречии и числах]. Как следует из её названия, она написана на арабском языке… Ниже приводится несколько числовых пропорций, найденных ан-Наджди и помещённых им в своей книге:
— слово ас-са’а (час) используется в Коране 24 раза, по количеству часов в сутках;
— словосочетание самават ас-саб’а (семь небес) встречается в Коране 7 раз;
— слово саджада (поклоняться, совершать земной поклон) и производные от него используются 34 раза, что соответствует числу земных поклонов в 17 ракатах ежедневной молитвы — по два в каждом ракате;
— слово салат (молитва), кийам (стояние) и производные от него используются в Коране 51 раз, что соответствует 17 обязательным ракатам ежедневной молитвы и 34 рекомендуемым;
— слово ши’а (партия) и производные от него встречаются 12 раз.
Источник: см. Баха ад-Дин Хуррамшахи, «Корановедение».