Причина различий между хадисами шиитов и их противников

Абан ибн Абу Айяш передал от Сулейма ибн Кайса аль-Хиляли, который сказал Повелителю верующих (а): «О Повелитель верующих! Поистине, я слышал от Салмана, Микдада и Абу Зарра толкование Корана и хадисы от Посланника Аллаха (с), затем ты подтвердил мне их слова. Но среди людей есть толкование Корана и хадисы, переданные от Посланника Аллаха, которые противоречат тому, что я слышал от вас, и вы утверждаете, что эти хадисы ложные. Неужели люди умышленно возвели ложь на Посланника Аллаха и толкуют Коран по своему разумению?»

Сулейм сказал: «Али приблизился ко мне и сказал: „О Сулейм, ты задал вопрос, так постигни же ответ! Воистину, среди людей есть как истина, так и заблуждение, правда и ложь, отменяющее и отменённое, общее и частное, явное и неявное, запомненное и измышленное. Ещё при жизни Посланника Аллаха люди возводили на него ложь, и ему пришлось обратиться к ним с такой речью: «О люди, распространилась ложь людей от моего имени! Кто намеренно возведёт на меня ложь, тот пусть приготовится занять своё место в [адском] огне!» И после его кончины люди продолжили измышлять ложь от его имени. Да благословит Аллах и помилует Пророка милости и его род!

Четыре вида передатчиков хадисов

До тебя могут донести хадисы лишь четверо, не более. Первый — лицемер, внешне похожий на верующего и относящий себя к Исламу, который не считает грехом и не стыдится лгать на Посланника Аллаха. Если бы люди узнали, что он лицемер и лжец, то они не приняли бы от него хадисы. Но они говорят о таком: «Он был сподвижником Посланника Аллаха, видел его и слышал его речь — не может он лгать на него». Но Всевышний Аллах сказал о лицемерах и их качествах: «И когда видишь ты их, восхищают тебя тела их. Если говорят они, слушаешь ты слова их[1]». Эти лицемеры остались после Посланника Аллаха, и приблизились к имамам заблуждения и призывающим в огонь ложью, измышлениями, лицемерием и клеветой. И они назначили их своими ставленниками и губернаторами, посадив на шеи людей, с [имущества] которых они питаются в этом мире. Поистине, люди в этом мире находятся на стороне правителей, кроме тех, кого оберёг от этого Аллах. Таков первый передатчик хадисов.

Второй передатчик слышал какой-либо хадис от Посланника Аллаха, но не запомнил его должным образом и выдумал некоторые вещи, солгав непреднамеренно. Затем стал он передавать его и поступать в соответствии с ним, заявляя: «Я слышал это от Посланника Аллаха». Если бы мусульмане узнали, что этот хадис является выдумкой, то никогда не приняли бы его, и сам передатчик отверг бы его.

Третий передатчик слышал, как Посланник Аллаха что-то приказал сделать, а затем запретил это, но этот человек не знает [о запрете]. Или же он слышал, как Посланник Аллаха запретил что-то, а после велел совершать это, но человек не знал об этом. Запомнил он отменённое, но не знал об отменяющем. Если бы он узнал, что это отменено, то обязательно отказался бы от него. И если бы мусульмане узнали, услышав его, что оно отменено, то отвергли бы его.

Четвёртый же передатчик — это тот, кто не возводит лжи ни на Аллаха, ни на Его Посланника, ибо ненавидит он ложь, боится Аллаха и почитает Его Посланника. Запомнил он точно услышанное и передал его, ничего не добавив от себя и ничего не удалив, поступая в соответствии с отменяющим, отвергая отменённое.

Повеления Посланника Аллаха подобны Корану: есть как отменяющие, так и отменённые, частные и общие, явные и неявные. Иногда слова Посланника Аллаха имели два значения: частное и общее, подобно Корану. Услышавший же это не понимает, что именно Аллах и Его Посланник подразумевали под этим. И не всякий сподвижник Посланника Аллаха, спрашивая его о чём-то, понимал ответ. Они любили, чтобы к Посланнику Аллаха приходили бедуины, спрашивали его о чём то, а они слушали, [что он отвечал им].

Я приходил к Посланнику Аллаха каждый день и каждую ночь. Он находился со мной наедине, я находился там, где был он. Сподвижники Посланника Аллаха знали, что он не поступал ни с кем подобным образом, кроме меня. Иногда он приходил в мой дом, а когда я приходил в один из его домов, он освобождал помещение от всех людей, говорил своим жёнам уйти, и мы оставались с ним вдвоём. Когда он приходил в мой дом, то он не говорил уйти ни Фатиме, ни моим детям. Когда я спрашивал его о чём-то, он отвечал, если же я молчал, то он начинал первым. И всякий аят, ниспосланный ему, он не зачитывал мне, я записывал его своей рукой, и он просил Аллаха, чтобы я запомнил этот аят, и чтобы Он даровал мне его понимание. Я не забыл ни одного аята, и Посланник Аллаха обучил меня их толкованию. Он не забыл обучить меня ни одной вещи из тех, которым его обучил Аллах, будь то вопросы дозволенного и запретного, повеления и отвращения, повиновения и ослушания, а также всего другого, что произойдёт до дня Воскресения. Затем он возлагал свою руку мне на грудь и взывал к Аллаху, прося Его наполнить мою грудь знанием, пониманием, осознанием, мудростью и светом, чтобы я познал, а затем не забыл.

Однажды я спросил его: «О Пророк Аллаха, ты обратился к Аллаху с просьбой, чтобы я не забыл ничего из того, чему ты меня обучил. Так почему ты велишь мне записывать это? Ты опасаешься, что я забуду?» Он ответил мне: «Брат мой, я не опасаюсь, что ты забудешь! Аллах сообщил мне, что принял мою молитву о тебе и твоих сотоварищах, что будут после тебя».

Источник: книга »Тайны рода Мухаммада»


[1] Священный Коран. 63:4.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.