Пример болезни под названием «зависть»

В книгах об истории есть одна знаменитая притча. Во время правления одного из халифов некий состоятельный человек купил раба. С самого первого дня он обращался к нему не как к обыкновенному рабу, но как к господину. Угощал его лучшими яствами, одевал его в лучшие одежды, обеспечил ему всяческий комфорт, обращался к нему как к собственному сыну и кормил его так, будто это была его обязанность. И раб замечал доброту своего хозяина, его заботу о себе.
И вот хозяин решил освободить раба и выделить ему огромное состояние. Однажды ночью он решил пооткровенничать со своим рабом и сказал: «Я готов освободить тебя и дать тебе энную сумму денег. Но знаешь, с какой целью я оказываю тебе подобную услугу? У меня есть одна просьба, и если ты выполнишь эту просьбу, то да будет тебе во благо всё, что я делал для тебя, и одарю тебя я еще большими благами. Но если не выполнишь просьбы, я буду весьма недоволен тобой».
Раб сказал: «Я выполню все, что ты скажешь. Ты мой благодетель и ты подарил мне новую жизнь».
Затем хозяин добавил: «Нет, ты должен дать твердое обещание. Ибо я боюсь, что если выскажу мою просьбу, то ты откажешься выполнить ее».
Раб сказал: «Скажи все, что пожелаешь. Я выполню».
Хозяин, после того как добился твердого обещания от своего раба,
сказал так: «Моя просьба заключается в том, чтобы в нужное время и в нужном месте ты по первому моему требованию обезглавил бы меня».
«Это же невозможно!» — воскликнул раб.
«Но ты мне обещал, — возразил хозяин, — и ты должен выполнить мою просьбу!»
Среди ночи он разбудил раба, дал ему в руки острый кинжал, и они оба направились в строну двора одного из соседей. Там хозяин лег, отдал рабу мешочек с деньгами и велел: «Вот здесь отсеки мою голову и иди, куда желаешь».
Раб спросил: «Но почему?»
И сказал хозяин так: «Потому что я люто ненавижу этого соседа. И смерть для меня гораздо лучше, чем жизнь. Мы с ним всегда были врагами, но вдобавок он во многом опередил меня. У него все в лучшем состоянии, и потому огонь зависти сжигает мою душу. Хочу, чтобы его обвинили в моей смерти и бросили в темницу. Если такое случится, то я обрету спокойствие. Да, я успокоюсь, ибо завтра, когда на его дворе найдут мое мертвое тело, определенно решат, что именно он убил меня, и тогда мой враг будет арестован и казнен, а моя цель будет достигнута!»
Раб ему ответил: «Раз ты до такой степени глуп, почему бы мне не исполнить твое желание? Ты действительно достоин смерти».
Затем раб, обезглавив хозяина, взял мешочек с деньгами и ушел.
Весть об убийстве распространилась по всей округе. Соседа арестовали. Но все вслух твердили, что если бы он действительно злоумышлял на соседа, то не убил бы его у себя во дворе. Так в чем же дело? Неразрешимая загадка!
В это время раба замучила совесть. Он пришел к властям и заявил: «Я убил хозяина по его же собственной просьбе. Он до того горел в огне зависти, что предпочел смерть жизни». После выяснения действительного положения дел раба и арестованного соседа освободили.
И действительно, человек может хворать «недугом зависти».
В Священном Коране сказано: «Преуспел тот, кто душой очистился. Понес урон тот, кто [злое] в душе сокрыл»1. Первая цель Корана — совершенствование духовного мира человека, духовное очищение, очищение души от пороков, от темных сторон, от заблуждений и от предосудительных метаморфоз, то есть от превращения в животного. Человек, подвергшийся метаморфозам Вопрос о метаморфозах представляется важным. Что такое метаморфозы (превращения)? Вы слышали, что среди последователей различных пророков были люди, которые из-за чрезмерных грехов и множества предосудительных поступков вызвали гнев своих пророков и подверглись метаморфозам, то есть были превращены в обезьян, волков, медведей и других животных. Каким образом это происходило? Действительно ли эти люди на самом деле стали животными? Дадим некоторые пояснения.
Очевидно, что даже если человек физически, телесно не подвергается каким-либо метаморфозам, то в духовном и моральном плане он с легкостью может превратиться в животное. При этом может превратиться в такого зверя, хуже и гнуснее которого во всем мире сыскать невозможно.
В Священном Коране говорится о тех, кто подобен скотам, и о тех, кто «еще более заблудшие»2, то есть хуже всяких зверей. Личность человека зависит от его моральных и душевных особенностей. Если моральные и душевные качества человека ничем не отличаются от звериных, то о таком человеке можно сказать, что он подвергался метаморфозам и превратился в самое настоящее животное. Тело у свиньи во многом совпадает с ее душой, а у человека могут быть такие же поведенческие черты, как у свиньи, и можно утверждать, что по своему внутреннему миру данный человек не кто иной, как свинья. То есть порочный человек подчас может достичь уровня превращенного индивида. Некоторые могут подумать, что все сказанное — чистая аллегория, однако это правда.
Некто рассказывает: «Мы с имамом Зайн ал-‘Абидином3 (мир ему!) были у долины ‘Арафата4. Посмотрев с высоты, я заметил в долине огромное количество паломников (хаджжи) и, обратившись к имаму, сказал: «Слава Богу, как много в этом году хаджжи!» Имам в ответ молвил: «Как много шума и как мало хаджжи»». Затем тот человек рассказывает: «Я не знаю, что имам со мной сделал и каким зрением он меня одарил, но когда он велел мне повторно посмотреть на равнину, я увидел там огромное количество животных, среди которых лишь иногда попадались люди. Потом имам спросил: «Теперь видишь?»»
В этом и заключается смысл поставленного нами вопроса.
С точки зрения видящих внутреннее содержание и понимающих смысл явлений, суть данного вопроса ясна как день. Тем не менее модернистское сознание некоторых из нас не желает воспринимать смысл данного рассказа, и тогда мы впадаем в явное заблуждение. И в наше время были и есть лица, способные оценить истинную суть людей и узреть, что психика людей, думающих только о еде, сне и половых сношениях, ничем не отличается от психики животного. Подобные люди в духовном плане подвержены метаморфозам, то есть они лишены человечности, лишены тех человеческих качеств, о которых далее будет сказано. Вместо них они приобрели качества животных. В священной суре «Весть» говорится: «[Это тот] день, когда затрубят в трубу, и толпами прибудете вы [из могил на Судилище], разверзнется небо и сделается словно врата [распахнутые], придут горы в движение и превратятся в марево»5. В День Страшного Суда люди воскреснут во множестве множеств. И, как многократно утверждали религиозные учители, только одна часть людей воскреснет в человеческом обличье. Остальные люди воскреснут в виде муравьев, обезьян, скорпионов, змей и тигров. А почему? Разве возможно, чтобы Бог без всякой на то причины воскресил людей в таких формах?
Тот, кто в мире занимался лишь тем, что жалил и наслаждался чужими страданиями, будет воскрешен в свойственном ему обличье — в виде скорпиона; тот, кто при земной жизни вел себя как обезьяна, по воскрешении приобретет соответствующий ему облик обезьяны; человек, поведение которого при жизни напоминало собачье, воскреснет в виде собаки. Сказано: «Воскрешение людей соответствует их намерениям и помыслам».
Итак, люди в День Страшного Суда, воскреснут в облике, который соответствует их намерениям, помыслам, их реальным особенностям и качествам. Кем вы являетесь в этом мире? Чего желаете? Чего хотите? Являются ли ваши желания человеческими или это желания плотоядного или же травоядного животного? Каковы ваши желания и помыслы, таковыми являетесь и вы сами и воскрешены будете в подобающем облике.
Именно поэтому нам запрещено все, что не соответствует нормам богобоязненности. Чему мы поклоняемся, таковым и являемся. Если поклоняемся деньгам, то деньги станут частью нашей сущности, частью нашего естества. Деньги в День Суда означают раскаленный металл. Коран гласит: «А тем, кто накапливает золото и серебро и не расходует их на дело Божие, возвести [Мухаммад, что ждет их] наказание мучительное в день тот, когда будет раскалено в огне адском [золото и серебро] накопленное и заклеймены им лбы их, бока и спины»6. То есть для подобного человека деньги станут средством мучения в мире ином7. Деньги (поклонение им) способствуют тому, чтобы человек подвергался метаморфозам, трансформировался.
На этой лекции я хотел в краткой форме рассмотреть вопрос о полноценном и ущербном человеке. Человек ущербный или порочный — это неполноценный человек. Человек, который поклоняется какому-либо предмету из вещного мира (не использует его, но поклоняется ему), является порочным, трансформированным человеком.

[1] Священный Коран, сура «Солнце», айаты 9, 10.
[2] Священный Коран, сура «Ограды», айат 179.
[3] ‘ А л и и б н а л — Х у с а й н и б н ‘ А л и — внук имама ‘Али, мир ему, четвертый имам мусульман-шиитов.
[4] ‘ А р а ф а т — долина, расположенная в 20 км от Макки (традиционно — Мeккa), место проведения главного обряда хаджжа (предстояниe перед ликом Бога).
[5] Священный Коран, сура «Весть», айаты 18—20.
[6] Священный Коран, сура «Покаяние», айаты 34, 35.
[7] Не говорите, что упомянутые формы металлических денег выведены из обращения и заменены бумажными купюрами. Ибо в том мире важны суть, смысл и предназначение вещей и явлений (примеч. автора).

Источник : книга «Совершенный человек в исламе»

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.