Пределы знаний имамов следует определять рамками знаний пророчества, выполнением функций посланников Всевышнего и необходимостью руководства человечеством. И в этом проявляется божественная милость, ведь люди не знают всех превратностей пути для достижения счастья своего в этом и ином мирах, а потому нуждаются в божественном руководстве и направлении им посланников. Всё, что необходимо людям для следования по дороге преданности и праведности, пророк получает от Всевышнего и передаёт людям. Имам, как наследник пророка и продолжатель его пути, должен владеть всеми соответствующими знаниями. Знания, необходимые для выполнения миссии посланника и имама в кратком виде можно изложить следующим образом:
1. Дела поклонения. Они чрезвычайно много значат для обеспечения счастья в последующем мире. Это такие дела как намаз, пост, хадж, молитва, пожертвования и милостыня, джихад и др. Это все обязательные (ваджиб) и поощряемые (мустахаб) дела по Шариату. Пророк и имам абсолютно осведомлены о качестве выполнения таковых дел, об их условиях и всем сопутствующим вопросам и наставляют людей в них.
2. Недозволенные деяния. Это такие поступки, которые не поощряются Шариатом и являются препятствием на пути, в том числе: ростовщичество, взяточничество, употребление вина, притеснение своих слуг, посягательство на имущество других, обман в операциях купли-продажи, завышение цен, прелюбодеяние, содомизм и многие другие. Пророк и имам знают суть и природу этих грешных поступков, от них не укрыты все особенности и специфика подобных дел и поэтому они призывали людей воздерживаться от совершения недозволенных деяний.
3. Принципы веры. Одними из главных принципов веры является признание единства Бога и признание предстоящего Судного дня. Эти два принципа лежат в основе призыва Пророка и имама. Обращение к Богу и ощущение предстоящего Страшного суда заложено в человеческой природе и, размышляя над этими вопросами, можно прийти к определённым выводам. Однако это является делом непростым, и часто по отношению к нему проявляют небрежность и невнимательность. Поэтому вопросы, связанные с принципами веры крайне нуждаются в указаниях пророка и имама. Они пробуждают человеческую природу и помогают людям в понимании этих важных и судьбоносных вопросов. Таким образом Всевышний являет своё доказательство для предавшихся ему. Именно поэтому первый человек на земле был пророком. Пророк и имам сами должны быть абсолютно уверены в принципах веры и осведомлены во всех вопросах, которые могут возникнуть в этой связи. Только так они могут вести людей в направлении, предписанном Всевышним.
4. Нравственные качества. В обеспечении счастья в этом мире и последующем играет очень важную роль соблюдение требований высокой морали и избегание низких и недостойных поступков. В человеке изначально заложено понимание добропорядочности и нравственной низости. Обратившись к разуму также можно прийти к пониманию этих качеств, их места и последствий их совершения. Однако так как люди в большинстве своём оказались пленниками потребностей тела и животных инстинктов, теперь для полного понимания добра и зла они нуждаются в наставнике. Очищение животного начала в человеке считается одной из целей пророческой миссии божественных посланников. Пророк и имам должны иметь полные и всесторонние познания во всех тонкостях вопросов морали и нравственности, сами они должны быть украшенными благодетельностью и безупречно чистыми от низких моральных качеств. Только в этом случае они в действительности смогут стать истинными предводителями людей на пути, предначертанном Всевышним.
5. Общественно-политические дела. Одним из направлений деятельности, возложенной на Пророка ислама (с) являлось управление общественно-политическими делами мусульманской общины. В этот разряд дел входит осуществление правосудия (возмещение компенсаций, определение пределов наказаний, плата за кровь, наказание в воспитательных целях и др.), джихад и оборона, определение и передача пятой части от захваченного имущества для обеспечения жизнедеятельности семьи Пророка, его потомков и сирот в общине, обязательные пожертвования, военные трофеи, государственная собственность и т.п. Управление общественно-политическими делами требовало определённых законов и правил. Некоторые из них были получены в божественных откровениях, другие же определялись и вводились в действие самим Пророком, но в рамках дозволенного Всевышним и с соблюдением интересов мусульманской общины. Все эти законы именуются законами правления. Они обязательны к исполнению. После кончины Пророка (с) обязанность руководства общественно-политическими делами ложится на плечи его наследника – имама. Имам также получает право устанавливать и приводить в действие законы и правила, соответствующие интересам мусульманской общины, т.е. он должен быть осведомлён во всех тонкостях таковых законов и их специфики.
6. Бытовые дела. Это дела, связанные с различными торговыми сделками, вопросами наследования, бракосочетаниями, разводами и многим другим. Подобные вопросы являются мирскими и занимают общество во все времена, в том числе и во время жизни Пророка. Однако, так как многие подобные вопросы Пророком были пересмотрены – утверждены, изменены или вообще отменены, они стали считаться частью исламского законодательства, и знание этих вопросов во всех деталях является обязательным для имама. С большой долей вероятности можно утверждать, что имам также имеет право изменять, совершенствовать или отменять законы и правила бытового уровня в случае, если это связано с требованиями определённого времени, места и соответствует интересам мусульманской общины.
Источник : книга ИМАМАТ И ИМАМЫ