Преграды на пути брака

Каждый молодой человек, естественно, хочет вступить в брак и создать семью. К этому его призывает и половой инстинкт. Поэтому он должен как можно раньше удовлетворить это желание и создать свой тёплый очаг. Однако на практике всё происходит иначе. Возраст многих женихов и невест значительно превосходит брачный возраст, что вызвано некоторыми реальными и воображаемыми проблемами и преградами на этом пути. Ниже мы укажем на некоторые из них.

Прежде надо сказать, что брак — это естественная потребность человека. Главные лица брака — это жених и невеста, которые заключают союз о совместной жизни, чтобы общими усилиями управлять своей семьёй и быть верными друг другу до конца жизни. Жених по мере своих возможностей преподносит невесте некоторую сумму денег или подарки в качестве калыма. Это основа бракосочетания, простая и скромная по своей сути. Поэтому желание создания семьи должно быть удовлетворено так же просто, как и другие обычные потребности. Но, к сожалению, сейчас процесс вступления в брак потерял свою простоту. Он превратился в ряд сложных и ненужных обычаев и традиций, как, например, требование непомерно большого калыма, проведение дорогостоящей пышней свадьбы, предоставление всех видов мебели и домашней утвари, а порой и отдельного жилья. Эти сложные и тяжёлые условия стали неотъемлемой частью создания семьи, многократно усложнив это простое по сути явление. Корень большинства проблем и преград на пути брака кроется именно в них. И если не устранить их, то имеющиеся проблемы так и не будут решены. Теперь укажем на некоторые из этих проблем.

1. Бедность.

Каждый молодой человек хочет вступить в брак и наладить свою жизнь. Его половой инстинкт требует этого и даже давит на него. Но многие из них, противореча своему естественному желанию, не заключают брак своевременно, оправдываясь тем, что не имеют средств для свадьбы, жилья, быта и обеспечения достойной жизни. Этими отговорками они проводят лучшие свои годы вне брака и создают семью тогда, когда уже не слишком нуждаются в ней, а некоторым приходится навсегда лишиться этой великой милости и до конца жизни быть в одиночестве.

Бедность может помешать своевременному браку, но не все одинаковы в этом отношении. Одни действительно бедны, не могут найти работу, не могут работать по состоянию здоровья или их доход ниже даже их собственного прожиточного минимума. Они вынуждены отложить брак. Нельзя советовать скорее создать семью тому, кто не может её содержать. Будет лучше, если такие люди сохранят свою целомудренность, проявят терпение и постараются с Божьей помощью больше зарабатывать, чтобы потом вступить в брачные отношения. Господь говорит в Коране: «А те, у которых нет возможности сочетаться браком, пусть соблюдают целомудрие, пока Аллах не обеспечит их достатком от Своих щедрот»[1].

Такие молодые люди находятся в очень сложной ситуации. С одной стороны, им как и всем хочется создать свою семью и начать самостоятельную жизнь, к тому же половой инстинкт довлеет над ними. С другой стороны, они не имеют финансовой возможности и необходимых материальных средств. Поэтому они должны проявлять терпение и стараться, пока Господь не изменит их состояние к лучшему.

Попечители этих молодых людей также обязаны стараться по мере своих возможностей решить их проблемы, найти хорошую работу, оплатить хотя бы часть брачных расходов. И в этом отношении исламское правительство прежде всех обязано предоставить таким людям соответствующее место работы, а до тех пор, пока они не устроены выплачивать им пособии, и даже оплачивать расходы на создание семьи и её содержание.

Не все люди поздно вступают в брак по финансовым причинам. Бывает, что следование  моде усложняет молодым людям создание семьи. Сегодня в моде огромные калым и приданое, пышные свадебные церемонии превратили брак в ужасно дорогое удовольствие. Молодые люди считают эти сложные мероприятия неотъемлемой частью вступления в брак и признаком своей личности. Они думают, что для того, чтобы жениться или выйти замуж, надо иметь свой собственный обставленный дом, надо сыграть шикарную свадьбу, а после жить со всеми удобствами. И поскольку такое редко бывает, возможно, они предпочитают отложить создание семьи.

Но все эти мысли неправильны. Не одно из этих условий необязательно для брака. Если нет своего дома, то можно жить и в съёмной квартире. Если нет возможности снимать, можно жить в своей комнате в доме родителей. Если нет кровати, можно спать и на полу. Если нет шикарных удобств в доме, можно жить скромно и экономно. Лучше своевременно вступить в брак и жить просто, чем ждать ради торжественного проведения всех предсвадебных мероприятий. Простая жизнь при простом браке не имеет вредных последствий, а поздний брак может вызвать негативные физические и психические последствия и навредить вере и нравственности.

Если юноши и девушки осознают своё положение, откажутся от завышенных требований, «протянут ножки по одёжке» и договорятся довольствоваться тем, что имеют, то смогут с самой ранней молодости наслаждаться многочисленными благами супружества, защитить себя от негативных последствий одинокой жизни, постепенно приобрести все необходимое и через некоторое время достичь роскошной жизни.

В общем, создание семьи и удовлетворение полового инстинкта такая же естественная потребность, как еда и питьё, которая должна быть удовлетворена своевременно. Ведь когда голодный человек находит пищу, он не отказывается от нее из-за того, что нет красивого кухонного сервиса. Также и потребность в браке должна быть удовлетворена вовремя, а не подавлена из-за чрезмерно высоких ожиданий.

2. Безработица.

Одна из преград на пути женитьбы — это безработица. Половой инстинкт молодых людей очень силён и потому требует своего законного удовлетворения и создания семьи. Но если у них нет ни работы, ни заработка, они не могут покрывать расходы свадьбы и семейной жизни, то они вынуждены откладывать женитьбу и подавлять свой инстинкт. Когда юноши долго отказываются от женитьбы, у девушек также остаётся мало шансов выйти замуж, и потому они вынуждены дольше оставаться с родителями. Негативные физические, нравственные и социальные последствия этого всем очевидны.

3. Учёба.

Третий фактор, из-за которого откладывают брак, — это учёба. Большинство молодых людей хотят как минимум получить среднее или среднее специальное образование, а по возможности продолжить учёбу в высших учебных заведениях. Они считают, что брак помешает учёбе, потому что он возлагает определённые обязательства и сковывает человека. Так, новоиспечённый муж будет обязан содержать молодую жену и нести семейные расходы, в то время как он ещё не работает и не имеет никакого дохода. Он сам ещё находится на иждивении своих родителей. Как он может обеспечивать свою семью? Кроме того, молодой человек думает, что она [семья]  займёт все его свободное время, и потому он не сможет нормально учиться. Девушка также думает, что замужество помешает получению образования, так как после вступления в брак придётся ухаживать за домом, что не позволит уделять должное внимание учёбе. Родители молодых людей также придерживаются этого мнения и в большинстве случаев не соглашаются на брак своих детей во время обучения в учебных заведениях.

В результате мы видим то, что видим. Средний возраст вступления в брак увеличился. Несмотря на свою естественную потребность, девушки и юноши считают, что обязаны отложить брак до конца своей учёбы. Чаще это встречается в городах, особенно в мегаполисах.

Несмотря на сильнейшее давление полового инстинкта, они вынуждены терпеть, так как считают, что учёба важнее и от неё зависит их будущее. Но половой инстинкт есть естественная потребность, которую невозможно подавить такими отговорками. Если он не будет удовлетворён законным путём, есть вероятность того, что удовлетворится незаконным. Следствием этого могут явиться моральная деградация, сексуальные отклонения, распутство, физические и психические заболевания.

Нравственные и социальные проблемы молодёжи очевидны специалистам и повергают их в шок. Педагоги в ужасе от её сексуальных отклонений ищут пути решения этой проблемы. Они предлагают построить для молодых людей библиотеки, парки, кинотеатры, спортивно-развлекательные центры, чтобы тем самым их отвлечь, занять их свободное время, чтобы спасти от отклонений и грехов.

Разумеется, нельзя отрицать, что здоровые развлечения необходимы для молодёжи, и что ответственные лица обязаны работать в этом направлении, так как они могут в некоторой степени преградить путь нравственной деградации. Однако ни одно из них не может удовлетворить половой инстинкт. Это естественная потребность, которая влечёт человека к противоположному полу и требует своего удовлетворения. Никакими развлечениями и увлечениями невозможно её погасить, так же как нельзя ими утолить голод или жажду. Надо стремиться к удовлетворению этой естественной необходимости и устранению имеющихся препятствий на этом пути.

Решение:

Главная проблема заключается в том, что мы думаем, что брак молодых людей мешает их учёбе, и так как она должна быть продолжена, брак не заключается вовремя, а откладывается до её конца. Но это не так. Брак никак не мешает учёбе. Это ряд обычаев, традиций и неуместных ожиданий не позволяют совмещать брак с учёбой. Если сами молодые люди, их родители, руководители культурных центров и учебных заведений, а также чиновники будут взаимодействовать, то эта проблема решится.

Для этого необходимо, чтобы семья девушки не говорила, что муж обязан содержать жену или: «Мы отдадим её только за самостоятельного мужчину, у которого есть своя отдельная квартира и который может полностью её содержать и обеспечивать». Наоборот, следует сказать так: «Если наша дочь будет жить у нас до конца своей учёбы, мы обязаны её содержать, поэтому мы можем выдать её замуж сейчас и по мере возможности поддерживать, пока её семья не станет самостоятельной».

Семья юноши тоже не должна говорить: «Мы женим сына тогда, когда он будет самостоятельным человеком, когда у него будет свой дом и он сможет сам обеспечивать свою семью». Следует сказать иначе: «Если он ещё несколько лет будет учиться, то должен жить с нами, поэтому будет лучше женить его и помогать по мере сил».

Сами молодые люди тоже должны обращать внимание на то, что по достижении половой зрелости им необходимо вступить в брак так же, как им необходимо есть и пить, что эта необходимость должна быть удовлетворена дозволенным путём, и что самое лучший брачный возраст — это возраст полового созревания. Затем им следует учесть материальные возможности своей семьи и помнить, что поскольку они хотят продолжить учёбу, то не смогут жить самостоятельно. Поэтому они должны соразмерить свои желания со своими возможностями и временно отказаться от отдельного уютного жилья, от богатого калыма и приданого, от пышной свадьбы и шикарной мебели и бытовой техники. Им следует довольствоваться одной комнатой в доме родителей жениха или невесты или в другом месте, вести некоторое время скромную жизнь и до конца учёбы предохраняться дозволенным образом от зачатия ребёнка. И, учитывая то, что они оба учатся, им следует помогать друг другу по дому, чтобы успевать в учёбе.

Чиновники и руководство учебных заведений также могут помочь ученикам и студентам, выдавая им беспроцентные кредиты, предоставляя комнаты в общежитиях и предметы первой необходимости. Благотворительные центры тоже могут поддержать их кредитом или безвозмездной помощью.

Взаимодействуя, родители молодых людей могут устроить своим детям счастливую жизнь. В таком случае они смогут с ранней молодости пользоваться благами семейной жизни, защитить себя от греха и заболеваний, со спокойной душой продолжить свою учебу, а после устроиться на работу и постепенно достичь той жизни, о которой они мечтают.

Конечно, это необычное для большинства людей предложение, которое вначале может показаться сложным или даже невыполнимым. Но если хорошенько подумать и всесторонне рассмотреть его, то мы поймём всю его необходимость. Есть ли лучший путь спасения молодого поколения от нравственной деградации и сексуальных отклонений? По-моему, данное предложение самое лучшее и приемлемое решение этой проблемы.

Мы должны отказаться от лишних сложных обычаев и традиций, чтобы суметь решить эту проблему. Конечно, для этого необходимо провести большую культурную работу, чтобы молодые люди и их родители были готовы принять это. Надеюсь, реформаторы и благожелатели, которые думают о счастье молодого поколения, приложат все свои усилия ради решения этой большой социальной проблемы. В любом случае, необходимо устранить эту преграду, чтобы брак во время учебы стал возможен. Молодежи следует самой взять проявить активность, без лишней стыдливости сказать родителям о своей естественной необходимости и попросить их устроить для них самые простые условия для вступления в брак.

Один из неженатых студентов медицинского факультета Тегеранского университета пишет: «Я студент. Мне 23 года. Очень сильно нуждаюсь в доброй и нежной жене. Но есть проблемы, которые я не могу решить. Самая главная из них это наши родители, отсутствие нормальной работы и, как следствие, финансовая несостоятельность. Мои родители говорят, что женят меня после того, как я получу диплом и пройду военную службу. К тому времени мне будет 27 лет. Не поздно ли уже жениться в этом возрасте? К сожалению, люди считают, что тот, кто хочет жениться, должен иметь свою квартиру и машину и взять на себя огромные свадебные расходы. Из-за этого большинство парней, за исключением очень религиозных, идут греховным путём. По-моему, если молодые люди смогут вовремя жениться, то больше не будет необходимости в полиции нравов или религиозных наставлениях».

Для решения этой проблемы видится несколько путей:

1. Вместо того, чтобы семьи были так привязаны к сложным свадебным обычаям и традициям, было бы лучше упростить их и помочь молодой семье сэкономленными деньгами.

2. Это также помощь молодожёнам со стороны их родителей, родных и близких.

3. Осознание мусульманами того, что брак — это сунна, принятие во внимание многочисленных наставлений Пророка и имамов о своевременном браке.

4. Помощь молодым людям со стороны правительства и благотворительных организаций в виде предоставления им земельных участков, беспроцентных кредитов, жилья и прочих льгот.

4. Военная служба.

Четвёртая преграда на пути брака — военная служба. Каждый молодой человек обязан в возрасте 18-ти лет или после завершения учёбы пройти военную службу. В течение этого времени он находится вдалеке от своего дома и обязан соблюдать военный устав. Поэтому он не может обеспечивать семью и заботиться о ней. Из-за этого большинство юношей откладывают женитьбу до конца срока службы. Зачастую родители девушек также отказываются выдавать их за тех, кто ещё не служил в армии. В итоге юноши вступают в брак после двадцати лет, и знающим людям известны негативные последствия отсрочки брака.

Однако и эта проблема решаема. Корень её заключается в том, что мы считаем брак необычным и сверхъестественным явлением и слишком строго соблюдаем сложные обычаи и традиции, в которых вообще нет необходимости. Если мы примем во внимание только главную цель заключения брака, то поймём, что большинство этих обычаев и традиций не имеют к ней никакого отношения. Брак можно заключить и без них.

Если родители молодых людей будут действовать согласованно, если сами молодые люди откажутся от завышенных требований, и если чиновники будут содействовать им, то они смогут своевременно вступать в брак и вовремя пройти военную службу, так же как и в случае с учёбой.

5. Старший брат или сестра.

Старший брат или старшая сестра тоже могут быть преградой на пути брака. Иногда по разным причинам замужество девушки откладывается так долго, что её возраст превышает обычный брачный возраст и у неё остаётся всё меньше шансов найти спутника жизни. Если она одна дочь в семье или намного старше своей младшей сестры, то это порождает меньше проблем. Но если её младшая сестра ненамного младше неё, и у неё появляется жених, то в таком случае проблема усложняется. Если их родители захотят выдать замуж младшую сестру, то старшая обидится и будет чувствовать себя неловко. Она будет думать, что у неё мало достоинств, а теперь и вовсе нет шансов выйти замуж. Но если родители откажутся выдавать замуж младшую дочь, то возможно и её будет ждать участь старшей сестры. И если у них несколько дочерей погодок, проблема становиться просто огромной. Решить такую задачу действительно сложно.

Такая же проблема, но в менее острой форме, может возникнуть между братьями. Случается, что юноша долго отсрочивает свой брак и уже превышает нормальный брачный возраст. В это время брачного возраста достигает его младший брат. И в этом случае возникает та же вышеописанная ситуация. Эта проблема чаще встречается в больших городах и среди образованных слоёв населения. Конечно, она встречается не так часто, но всё же имеет место быть, и её надо решать.

Решение:

Прежде всего девушки и их родители должны хорошенько обдумать свою позицию, отказаться от завышенных ожиданий и не отказывать подходящему жениху, чтобы предотвратить такую проблему.

Если они все же столкнулись с ней, то самым лучшим решением видится поддержка младшей сестры со стороны старшей и совет выйти замуж. Родителям следует поступить именно также, подготовить все необходимое для её бракосочетания и спасти её от участи старшей сестры.

Старшей сестре поможет Бог. Если её родители умерят её ожидания, то и у неё появится подходящий претендент.

Случай с женитьбой младшего брата раньше старшего проще, чем случай двух сестёр, но и для него предлагается то же решение.

6. Жильё

Ещё одна преграда на пути брака — это проблема жилья. Молодым людям не так просто предоставить жильё, и потому их брак откладывается на более поздний возраст. Эта проблема касается не только молодых людей. С ней сталкивается огромное количество людей разного возраста. В качестве решения имеются два варианта: долгосрочный и краткосрочный.

1. Долгосрочный вариант

Проблема жилья в развитых и развивающихся странах решена: в них редко случается, что у человека нет собственного или съемного жилья. Но, к сожалению, в странах третьего мира это одна из самых больших проблем. И с  ростом населения она с каждым днём усложняется. От этого страдает огромное количество людей. Бедным и малоимущим людям, особенно молодым, очень сложно, а порой и невозможно решить эту проблему.

Правительство обязано принимать меры для решения этой проблемы, так как жильё так же необходимо, как еда и питьё. Правительство должно более серьёзно подойти к этому. В противном случае проблема с каждым днём будет усложняться.

Во-первых, правительство обязано стимулировать частный сектор к инвестированию в массовое строительство доступного жилья, предоставить для этого необходимые льготы и вести контроль.

Во-вторых, по возможности самому инвестировать в строительство такого жилья.

В-третьих, поощрять состоятельных людей заниматься благотворительностью, строить жильё или предоставлять беспроцентные кредиты тем, кто не имеет своего жилья, особенно молодым семьям.

2. Краткосрочный вариант

Как было уже сказано, своевременный брак в определённом возрасте есть необходимость, и потому отсрочивание брака не в интересах общества. Поэтому молодым людям следует быть реалистами и уменьшить свои требования. Их родителям следует действовать сообща, чтобы решить проблему своих детей с жильем. Если у них есть возможность, то они должны купить им жилье. Лучше отдать детям часть наследства, которое и так им достанется, при жизни, чтобы они смогли нормально устроить свою семейную жизнь, молиться за своих родителей и в старости быть их защитой и опорой. Устроив самостоятельность детей, родители смогут наслаждаться их семейной жизнью. Было бы хорошо, если бы все родные и близкие в меру своих сил помогли молодым людям с жильём. Путём взаимодействия и сотрудничества можно решить многие проблемы.

Если родители не могут предоставить детям отдельное жильё, то они могут арендовать его или взять на себя часть арендной платы. Если и это не представляется возможным, то можно дать им комнату в своём доме и временно устроить их новую жизнь, пока у них не появиться своё жильё. Для этого необходимо, чтобы молодые люди осознавали своё положение и умерили свои ожидания.

7. Отговорки родителей

У некоторых родителей очень большие требования и ожидания. Когда к их дочери начинают свататься, они отказывают кандидатам по разным надуманным причинам. Они придираются к уровню образования жениха, его работе, состоянию, внешности, семье, родственникам и т.п. Они ищут идеального жениха, но таких мало. Тем временем их дочь взрослеет и возрастает вероятность того, что количество женихов будет сокращаться. Иногда родители жениха ищут идеальную невесту и сталкиваются с такой же проблемой. Что же делать молодым людям, у которых такие родители?

Решение:

Вначале следует обратиться к таким родителям. Уважаемые родители! Всем известно, что такой ваш строгий подход продиктован тем, что вы желаете своему ребёнку добра. Вы хотите подыскать своей дочери такого жениха, с которым она всю жизнь проживёт счастливо и не будет иметь тех проблем, которые имели вы в своё время. Но вам следует допустить и такую мысль, что ваша излишняя придирчивость есть мнительность, которая может навредить вашей дочери. Её годы идут и с каждым годом у неё будет меньше поклонников. Может быть, позже вы не найдёте таких женихов и будете вынуждены отдать её за менее достойного человека или вообще не сможете выдать её замуж и лишите её благ семейной жизни. Господь вам не простит этого. С тех пор, как ваша дочь достигла половой зрелости, она стала нуждаться в муже. Если вы вовремя не устроите её брак, то возможно столкнётесь с негативными последствиями. Это не значит, что надо выдать дочь замуж за любого, кто посватается, не узнав жениха и не спросив мнения дочери. Это значит, что надо быть реалистом, учитывать все реалии и выбрать наилучшего из посватавшихся женихов, уповая на Господа.

Теперь следует обратиться к девушкам, у которых такие родители. Вам надо отбросить лишнюю стыдливость и застенчивость. Сядьте при удобном случае с отцом или матерью и со всем уважением и почтением скажите: «Я знаю, что вы желаете мне добра, и что я обязана вас уважать и слушаться. Но я хочу вам сказать, что достигла половой зрелости и брачного возраста. Ко мне сватаются, но вы отказываете им по разным причинам, а я ведь взрослею. К такому-то, например, вы зря придираетесь, Если вы и ему откажете, то неизвестно, посватается ли кто-нибудь лучше. Если вы согласны, то примите его предложение, уповая на Господа».

Если вы будете говорить откровенно и с уважением, то с Божьей помощью ваша проблема будет решена. Если это не поможет или вы стесняетесь, то поделитесь этим с одним из родственников, который может поговорить с родителями. Если оба варианта не возымеют успеха, а вы чувствуете необходимость в замужестве и считаете посватавшегося человека подходящим кандидатом, то можете сами принять его предложение. В таком случае шариат не запрещает противоречить родителям. Но следует понять, что имеется в виду несогласие с их беспочвенными придирками, а не правильной критикой. Если вы сомневаетесь, то можете посоветоваться с умудренными жизнью людьми, которым доверяете.

8. Следование моде

Брак — это естественная потребность и обычное явление, а мужчина и женщина это его основа. Для заключения брака необходимо лишь их согласие и проведение обряда бракосочетания. Если мужчина и женщина согласны вступить в брак, то мужчина должен преподнести ей что-нибудь в качестве калыма в наличной или кредитной форме и тогда проводится обряд бракосочетания. Они становятся мужем и женой и могут наслаждаться друг другом. Конечно, желательно, чтобы они дали угощение, но только в пределах своих возможностей и не больше. Также желательно, чтобы родители жениха преподнесли невесте подарки, а ее родители — жениху, но тоже в пределах возможностей и не больше. Также желательно, чтобы родители молодоженов создали для них простые условия для семейной жизни, но в мерах своих сил, а не в пышной протокольной форме. Если браки будут заключаться таким простым способом, то почти никаких проблем не будет, ведь тех, кто не может организовать такой брак, очень мало.

Вступление в брак проблемно и порой невозможно из-за неразумных мероприятий. Большой размер калыма и приданого, ненужные покупки до бракосочетания, пышное празднование свадьбы в дорогих ресторанах и прочие расточительства очень усложняют создание семьи. Всё это вызвано желанием выделиться и похвастаться. Чтобы показать свою состоятельность, богатые люди из высшего сословия тратят большие деньги на все эти мероприятия, а люди среднего достатка стараются во что бы то ни стало провести их не хуже богатых. Среднему классу пытается подражать бедный класс. И постепенно все это становится общественной нормой. Поэтому следование моде можно назвать корнем всех проблем на пути брака и главным фактором его отсрочки до более позднего возраста.

Для решения этих и десятка подобных проблем нет другого пути, кроме борьбы с модой и поощрения скромных браков, а это требует широкого культурного просвещения, в котором должны принять участие средства массовой информации, духовные лица, высокопоставленные чиновники, а также известные общественные и культурные деятели.

Простое решение

Для тех, кто достиг брачного возраста, но из-за вышеперечисленных проблем не может вступить в брак, существует одно простое решение. Им следует вступить в законный брак, но отложить свадьбу до устранения имеющихся преград. При таком раскладе молодые люди смогут спокойно выбрать себе спутника жизни, а их родители — обговорить все необходимые условия, провести шариатский обряд бракосочетания и официально зарегистрировать их брак. После этого они смогут быть законными мужем и женой и наслаждаться друг другом. Но будет лучше, если они воздержатся от секса или зачатия ребёнка. Каждый из них останется в доме своих родителей, но может видеться со своей половиной и получать сексуальные удовольствия. И пока проблемы не будут решены, они не будут играть свадьбу и не станут жить самостоятельно.

Безусловно, такой брак не помешает учёбе, не пострадает от безработицы и не потребует отдельного заработка и жилья, но принесёт относительную пользу. Такой брак может избавить молодых людей от позднего брака, сексуальных отклонений, нравственного упадка, распутства, наркомании и многих физических и психических болезней. Конечно, такой брак необычен и непривычен для абсолютного большинства людей, но кажется хорошим и при существующих условиях единственным решением. Для популяризации такого вида брака необходима широкая пропаганда в средствах массовой информации и духовных заведениях.

Несколько советов молодым людям, не состоящим в браке:

1. Храните свою целомудренность

Молодость — судьбоносная пора. В это время в организме человека постепенно пробуждаются заложенные в нём инстинкты. Все они полезны и благостны, и если будут правильно контролироваться и направляться, то принесут человеку радость и счастье. Но если они отклонятся от правильного пути, то его будущее будет испорчено.

Один из самых сильных и опасных из них — это половой инстинкт. Он просыпается в период полового созревания, постепенно усиливается и преобладает над другими инстинктами. Если он будет правильно контролироваться, то привнесёт в жизнь человека чистоту, движение и развитие, и явится фактором его физического здоровья и душевного спокойствия. Но если он отклонится от естественного пути, то омрачит будущее человека развратом и упадком. Из-за сексуальных отклонений человек теряет своё здоровье и спокойствие. Его честь и достоинство окажутся под ударом. И что самое страшное, его чистая душа загрязнится и станет чёрной, что может привести к мучениям и наказаниям в загробной жизни. Самый лучший и естественный способ удовлетворения половых потребностей — заключение брака с целью создания здоровой и счастливой семьи. Любые другие пути вредны и греховны.

Поэтому ислам, зная о силе полового инстинкта, о его пользе при дозволенном удовлетворении и, наоборот, зная о физическом, психическом и социальном вреде при недозволенном, поощряет своих последователей к вступлению в брак и созданию семьи, признавая это богослужением. Об этом свидетельствуют многочисленные айаты и хадисы, в которых говорится, что заключение брака удерживает людей от сексуальных отклонений, а сохранение целомудренности названо одним из лучших богослужений.

Посланник Аллаха сказал: «Наказываю вам целомудренность и отказ от разврата»[2].

Имам Бакир также утверждал: «Нет лучшего богослужения, чем целомудренность живота и чресл»[3].

Ислам удерживает людей от сексуальных отклонений, напоминая им об их греховности, об их пагубных последствиях в этом мире и наказании за них в грядущем. Такие сексуальные отклонения в исламе названы «великими грехами». Укажем на суры, в которых говорится, в частности, о трёх из них — прелюбодеянии, мужеложстве и рукоблудии.

Всевышний сказал в Коране о прелюбодеянии: «Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путём»[4].

Пророк разъяснил: «Прелюбодеяние имеет пять свойств. Оно лишает чести, приносит бедность, сокращает жизнь, гневит Милостивого и увековечивает в аду. Мы прибегаем к Аллаху от ада»[5].

О мужеложстве Пророк сказал: «Кто совокупится с мальчиком, в Судный день будет воскрешён осквернённым, и воды мира не омоют его. Аллах разгневается на него, проклянет и приготовит ему геенну, и скверно это прибежище». И добавил: «Когда мужчина седлает мужчину, от этого сотрясается Трон »[6].

Также Пророк изрёк: «Воистину, мужеложец будет приведён прикованным, и Аллах будет судить его на мосте ада. Когда Аллах завершит суд над всеми созданиями, будет велено бросить его в ад. Его будут наказывать на каждой ступени, пока он не достигнет самой низшей, откуда не выйдет»[7].

Также Пророк сказал: «Тому, кто поцелует мальчика от страсти, Аллах наденет огненную уздечку в Судный день»[8].

Также Пророк сказал: «Того, кто поцелует мальчика от страсти, Аллах будет наказывать тысячу лет»[9]. И ещё: «Рукоблудник проклинаем»[10].

Имам Садик сказал: «В Судный день Аллах не заговорит с тремя, не посмотрит на них, не очистит (и это для них будет мучительное наказание!): это выщипывающий свою седину, рукоблудник и пассивный мужеложец»[11].

Существует много хадисов о мирских последствиях этих великих грехов и загробных мучениях согрешивших. Здесь мы приведём лишь некоторые из примеров таких преданий.

Мирские наказания

Согласно исламу, такие сексуальные отклонения, как прелюбодеяние, мужеложство и рукоблудие, настолько омерзительны, что человек за них подвергается мучениям не только в грядущем мире, но и в этой жизни. Например, если мужчина и женщина совершат прелюбодеяние и этот факт будет доказан перед шариатским судом, то каждому из них нанесут сто ударов плетью. Господь говорит в Коране: «Прелюбодейку и прелюбодея — каждого из них высеките сто раз. Пусть не овладевает вами жалость к ним ради религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. А свидетелями их наказания пусть будет группа верующих»[12]. Они понесут такое наказание, если не состоят в браке. В противном случае их наказание будет намного строже.

За мужеложство определяется такое же наказание, как и за прелюбодеяние. Если мужеложцы не состоят в браке и не имеют возможности удовлетворять свой половой инстинкт дозволенным путём, что будет доказано перед шариатским судом, то каждому из них нанесут по сто ударов плетью. Если же они женаты, то их приговорят к побиению камнями или другим наказаниям, о которых говорится в книгах по фикху[13].

«Наказание мужеложца подобно наказанию прелюбодея, — сказал Имам Садик. — Если он женат, то побиение камнями, а если нет, то порка»[14].

Ещё одно отклонение

Ещё одним отклонением является лесбиянство, т.е. удовлетворение женщиной своих сексуальных потребностей с другой женщиной. В исламе это также считается тяжким грехом, за который женщины подвергаются наказанию.

Однажды к Имаму Садику пришла одна женщина со своей невольницей и спросила: «Что ты скажешь о ласкающих друг друга женщинах?» Он ответил: «Они будут пребывать в огне. Когда наступит Судный день, их приведут и на них наденут огненную одежду, обуют в огненную обувь, наденут огненные платки и введут огонь в их нутро и в их чресла и затем бросят в огонь». Тогда она спросила: «Есть ли это в Книге Аллаха?» Он ответил: «Да». Она спросила: «Где?» Он ответил: «В словах Аллаха о племенах адитов, самудян и асхаб ар-расс»[15].

Имам Бакир сказал: «Если две женщины будут найдены под одним одеялом нагими, то каждой них следует нанести сто ударов плетью»[16].

Разумеется, вынесение решений о телесных наказаниях находится в компетенции лишь шариатского судьи и никто другой не имеет права выносить их без соблюдения всех установленных норм. Поэтому каждый молодой человек, который думает о счастливом будущем, должен контролировать свой половой инстинкт, избегать сексуальных отклонений и направить все свои силы на создание семейного очага. Всё это зависит от вас самих. Несмотря на то, что половой инстинкт очень силён и влиятелен, всё же ваша твёрдая решимость и непоколебимая воля не позволят ему сломить вас. Вы должны использовать всю свою силу и подавить этот инстинкт в ожидании сладкой семейной жизни. В этой священной борьбе, вы можете воспользоваться нижеследующими советами.

2. Не смотрите на тех, кто не является вашим махрамом[17]

Девушкам и парням нравится смотреть друг на друга. Они получают от этого удовольствие. Но такие взгляды могут им навредить. Они ослабевают дух, вызывают страсть, подталкивают к греху и призывают к разврату. Поэтому ислам запрещает смотреть на тех, кто не является махрамом, называя это прелюдией к более тяжким грехам.

Имам Бакир сказал: «Взгляд — одна из стрел сатаны. Кто откажется от него ради Аллаха, Велик Он и Всемогущ, а не ради кого бы то ни было другого, Он воздаст ему успокоение и веру, вкус которой он почувствует»[18].

Имам Садик сказал: «Последовательные взоры сеют в сердце страсть, которой достаточно для искушения его обладателя»[19].

Также он сказал: «Тому, кто, увидев женщину, поднимает свой взор к небу или опускает глаза, Аллах уготовит гурию до того, как он выпрямит свой взгляд»[20].

В другом изречении он сказал: «Взгляд — одна из ядовитых стрел сатаны, и часто взгляд вызывает долгие томления»[21].

Взгляд мужчины, обращённый на женщину с целью получения удовольствия, запретен и греховен. Он лишает человека спокойствия и вселяет в него мысль о согрешении. Этот грех может породить и другие грехи. Поэтому молодые люди, которых заботит их душевное спокойствие и будущее счастье, не должны смотреть на тех, кто не является их махрамом. Если же они случайно увидят юношу или девушку, на которого захочется дольше посмотреть, то должны тут же отвести свой взор, потому что это полезнее для них. Конечно, внутреннее желание нельзя побороть сразу, но если вы будете решительны, то оно поддастся.

3. Избегайте грехов

Половой инстинкт очень силён и опасен, особенно когда он возбуждает в молодых людях страсть, лишает их разума и чувств и вынуждает их удовлетворить себя. Если есть возможность, то следует удовлетворить его дозволенным путём. Если нет, то остаётся лишь избегать мыслей о грехе и занять себя чем-нибудь. Если вы одни, то выйдете на улицу и займите себя беседой со знакомыми. Если вы смотрите на что-то возбуждающее, то отведите взор и займите себя, например, чтением. Если вам в голову пришла мысль о совершении греха, то немедленно избавьтесь от неё и займите себя другими мыслями. Самое лучшее ― это встать, совершить омовение, заняться молитвой и попросить помощи у Господа в подавлении вожделения и скорейшем вступлении в брак.

4. Найдите себе какое-нибудь занятие

Одна из проблем молодых людей ― безделье. Когда человек чем-то занят, ему меньше приходят в голову греховные мысли. Половой инстинкт просыпается в основном в свободное время, призывая человека к греху. Поэтому старайтесь занять своё свободное время чем-нибудь полезным. Займитесь наукой, спортом, искусством. В общем, минимизируйте своё свободное время.

5. Не уединяйтесь с немахрамом

Не уединяйтесь с девушкой, которая не приходится вам махрамом, так как это очень опасно и может толкнуть вас на греховный поступок. Посланник Аллаха говорил: «Кто верует в Аллаха и в Последний день, пусть не ночует там, где слышно дыхание женщины, не приходящейся ему махрамом»[22].

Имам ‘Али сказал: «Мужчине не следует уединяться с женщиной. Если он уединится с ней, то сатана третьим будет»[23].

На мой взгляд, даже двум девушкам и двоим парням не следует уединяться, если только они абсолютно не уверены в том, кто не окажутся под влиянием сатаны.

6. Не шутите с немахрамом

Шутить и смеяться с немахрамом очень опасно, так как это может пробудить половой инстинкт и привести к греху. Девушке и юноше, если они не являются махрамами друг другу, не следует шутить друг с другом. Всё это запрещается исламом, так как их пагубные последствия известны. Как сказал Пророк: «Того, кто шутит с женщиной, коей не владеет, Аллах заточит на тысячу лет за каждое слово, сказанное в мирской жизни»[24].

7. Не спите на одной кровати

На одной кровати запрещается спасть парню с девушкой, девушке с парнем, парню с парнем и девушке с девушкой. Это может побудить их к греховным поступкам. По этому поводу Пророк сказал: «С десяти лет следует отделить кровати мальчика от мальчика, мальчика от девочки и девочки от девочки»[25].

8. Не пожимайте руку немахраму

Девушке и юноше, если они не махрамы, запрещается пожимать друг другу руки, так как это может возбудить их половой инстинкт и подтолкнуть к греху. Поэтому в исламе запрещается прикасаться к любой части тела немахрама.

Посланник Аллаха сказал: «Тот, кто пожмёт руку недозволенной ему женщине, в Судный день явится закованным, а затем будет велено бросить его в огонь»[26].

Имам Садик сообщает, что его отец сказал: «В Судный день Аллах наполнит огнём глаза того, кто наполняет свои глаза запретным, если он не покается и не возвратится». Затем добавил: «Тот, кто пожмёт руку недозволенной ему женщины, вызовет на себя гнев Аллаха, Велик Он и Всемогущ, а того, кто обнимет недозволенную женщину, закуют в огненные цепи вместе с сатаной и бросят в огонь»[27].

9. Не смотрите возбуждающие фильмы

Не смотрите возбуждающие фильмы и фотографии и не читайте эротических рассказов, потому что они расстроят ваши мысли, возбудят ваш половой инстинкт и толкнут на совершение греха.

10. Будьте стойкими

Будьте стойкими и сохраняйте свою честь и достоинство. Не носите сексуальную, облегающую и просвечивающую одежду. Воздерживайтесь от кокетливых улыбок, пошлых шуток и легкомысленных поступков.

11. Носите хиджаб

Девушкам советую быть серьёзными и степенными и носить хиджаб. Это в ваших же интересах. Вам не следует носить облегающую и просвечивающую одежду. Строго воздерживайтесь от общения с мужчинами в шутливой манере. Среди парней много льстецов, которые пытаются добиться своего, обманывая девушек. Старайтесь не поддаться их обманчивой лести и ложным обещаниям. Не теряйте самообладания, чтобы не быть обманутыми и не лишиться своей чести. Если парень выражает вам свою симпатию, не отвечайте ему. Будьте уверенны, он пытается обмануть вас. Если он действительно хочет добиться вас, то посватается самым обычным образом.

В общем, всегда помните, что среди юношей есть такие, которые прибегают к мыслимым и немыслимым уловкам и хитростям, чтобы обмануть простых и доверчивых девушек и достичь свою греховную цель. Поэтому всегда будьте начеку и осторожны, потому что такие случаи встречаются очень часто.

12. Будьте осторожны в выборе друзей

Человеку необходим искренний, верный и надёжный друг, к которому он может обратиться в трудную минуту. Если у него нет друга, то он чувствует себя одиноко и неуверенно. Дружеская беседа ― одно из лучших наслаждений, которое заставляет человека забыть свои тревоги и радоваться жизни.

Имам Садик сказал: «У каждой вещи есть то, в чём она находит отдых. И воистину верующий находит отдых в своём верующем брате так же, как птица в себе подобной»[28].

Поэтому человек не может жить без друга, особенно молодые люди. Однако не каждый друг может быть хорошим. Некоторые друзья и вовсе плохие. Хороший друг прибавляет человеку чести и достоинства, ведёт его к добродетелям, помогает в трудную минуту и защищает от недругов. И наоборот. Плохой друг лишает человека чести и достоинства и ведет его к греху и упадку.

Пророк изрёк: «Человек следует своему другу. И потому пусть каждый из вас смотрит, с кем дружит»[29].

Имам ‘Али наказал своему сыну Хасану: «Сближайся с добрыми людьми, и станешь одним из них. И отдаляйся от злых людей, и отличишься от них»[30].

Исходя из этого, выбор друга очень важен. Более того, он судьбоносен. И потому нельзя относиться к нему пренебрежительно. Но выявить в своём окружении плохого друга очень сложно. Потому что среди людей много таких, которые внешне выглядят очень пристойными и доброжелательными, но в душе они совсем другие. Если вы станете дружить с такими людьми, то их нравы и поступки возымеют на вас своё действие и подтолкнут ко всему греховному. И очень много таких молодых людей, которые по простоте души своей оказываются под влиянием безнравственных друзей, а затем сами становятся такими. Поэтому не стоит дружить с тем, кто был с вами учтив и любезен, так как он может оказаться лживым льстецом. Сначала познакомьтесь с ним и узнайте его нравы и мысли, и только после того, как будете уверенны в нём, можете с ним строить дружественные отношения. Вы также можете предварительно посоветоваться с теми, кому доверяете. Ваши родители больше всех заботятся о вас, и потому вы вполне можете прислушаться к их мнению.

Даже после сделанного выбора не следует полностью доверять новому другу. Некоторое время вам надо быть осторожным. Не делитесь своими секретами, не соглашайтесь сразу с его предложениями, будьте внимательны к его словам и поступкам. Если вам что-то не понравится в них, то посоветуйтесь с теми, кто желает вам добра, а если заметите, что он идет неправильным путем, то сразу же прекратите дружбу, так как она может быть опасной для вас. Если он скажет вам никому не говорить то, о чём вам рассказывает, то вы имеет полное право не доверять ему, потому что вполне вероятно, что он мошенник и предатель.

Дружите с людьми набожными и верными, праведными и правдивыми, воспитанными и благонравными, доброжелательными и благодетельными, милосердными и безвредными, умными и стыдливыми. Таким людям можно доверять, и дружба с ними всегда полезна. Не дружите с людьми безбожными и бесстыдными, лживыми и лицемерными, невоспитанными и безнравственными, злоязычными и завистливыми, глупыми и вредными. Потому что дружба с ними не только неполезна, но и вредна. Она лишит вас уважения и погубит вашу мирскую и загробную жизнь.

13. Пользуйтесь своей молодостью

Молодость ― лучшая пора жизни. Она имеет множество превосходств. Самые главные из них:

1. Физическое здоровье.

2. Физическая сила и способность.

3. Свобода от жизненных забот.

4. Умственная способность в учёбе.

5. Вера, надежда и любовь.

6. Чистота и непорочность.

Молодые люди имеют множество возможностей и способностей. Если они правильно распорядятся ими, то смогут построить светлое и радостное будущее. Они должны пользоваться своей молодостью, дорожить её ценностями и помнить, что она не вечна. К сожалению, большинство молодых людей не замечают этих великих благ и не пользуются ими в полной мере. Когда они понимают это, то уже слишком поздно.

Посланник Аллаха сказал: «Цени пять вещей до пяти других: молодость до старости, здоровье до болезни, богатство до бедности, свободу до занятости и жизнь до смерти»[31].

Дорогая молодёжь, цените свою молодость и пользуйтесь ею для лучшего будущего. Не тратьте свое время бесцельно и бесполезно, чтобы потом не раскаиваться. Ведь потом ничто вам не поможет.

14. Если вы учитесь

Будьте серьёзны и старательны в учёбе, всегда ходите на занятия, внимательно слушайте их, выполняйте все задания, спрашивайте, если что-то вам непонятно. Ваша цель ― получение знаний, а не только оценок. Не тратьте попусту своё свободное время. Больше читайте. Умножайте свои знания, чтобы в будущем могли сами пользоваться плодами своей учёбы и приносить пользу другим.

Пророк сказал: «Самый умный среди людей это тот, кто приумножил их знания к своим знаниям. Самый высокоценный среди них ― это тот, у кого больше знаний, а самый малоценный ― тот, у кого их меньше всех»[32].

Имам Садик сказал: «Я хочу видеть молодого человека в одном из двух положений: либо учёным, либо учащимся. Если он не таков, то проявляет небрежность. А если проявляет небрежность, то он тратит время зря. А если он тратит время зря, то совершает грех. А если совершает грех, то будет пребывать в огне. Клянусь Тем, Кто послал Мухаммада с истиной»[33].

15. Если вы работаете

Если вы бросили учёбу и работаете, то будьте старательны и прилежны в своей работе. Пользуйтесь своими способностями в полной мере. Работая с усердием, вы служите народу и строите своё будущее. Работа ― это не стыд и позор, а гордость и честь, особенно если она производственная. Пользуйтесь здоровьем и силой, ибо Господь любит старательных людей и называет честную работу одним из самых великих богослужений.

Имам ‘Али сказал: «Поистине, Аллах, Велик он Всемогущ, любит верного работника»[34].

Посланник Аллаха изрёк: «Богослужение имеет семьдесят видов, самый лучший из которых ― приобретение дозволенного удела»[35].

Имам Бакир сказал: «Тот, кто зарабатывает свой удел в мирской жизни, чтобы не зависеть от людей, больше расходовать на свою семью и помочь соседу, в Судный день встретит Аллаха, Велик Он и Всемогущ, с лицом, подобным полной луне»[36].

Здесь следует отметить два момента.

1. Будьте искренни и честны в своей работе. Выполняйте её должным образом. Старайтесь улучшить свои знания и навыки. Стремитесь стать специалистом в любом деле. Не ленитесь и не хитрите. Где бы вы ни работали, старайтесь быть примерным и образцовым работником. Не нацеливайтесь только на деньги и богатство. Работайте ради довольства Господа и служения народу.

2. Думайте о своём будущем. Вам нужен дом и домашняя утварь. Вам надо создать семью, а это требует расходов. После заключения брака ваши расходы увеличатся. Уже сейчас вы должны задуматься о своём будущем. Поэтому не тратьте попусту свои деньги. Если вас содержат ваши родители, то копите свои доходы на дом. Если вы должны нести какие-то расходы, то старайтесь минимизировать их. Не надейтесь на родителей. Вдруг они не смогут помочь вам в будущем. Если у вас бедные родители и вы должны содержать их, то и в этом случае не забывайте о своём будущем и по мере возможности откладывайте деньги. К сожалению, некоторые родители не только не думают о будущем своих детей, но под разными предлогами берут их заработок, а когда нужно им помочь, то отказываются. Таких мало, но они есть. Однако умные и заботливые родители с самого начала беспокоятся за независимое будущее своих детей. Они поощряют их к самостоятельности и трудолюбию, оставляют им их заработок и советуют копить на будущее.

16. Если вы не работаете

Если вы не работаете, то постарайтесь любыми возможными путями устроиться на работу. Того, кто не работает не уважают и не ценят. И люди, и Бог не любят тунеядцев.

Имам Муса ибн Джа‘фар сказал: «Воистину, Аллах, Велик он и Всемогущ, ненавидит того, кто много спит и ничем не занят»[37].

«Нет блага в том, кто не желает копить имущество честным путём, чтобы беречь им свою честь, рассчитываться с долгами и поддерживать отношения с родными» — говорил Имам Садик [38].

А Посланник Аллаха изрёк: «Проклят тот, кто возлагает себя на людей»[39].

Дорогая молодежь, заботьтесь о своём будущем! Устройтесь на работу и копите свои доходы. Вам надо будет жениться, а большинство родителей не хотят выдавать свою дочь за безработного. Для покрытия расходов женитьбы и обустройства семейной жизни вам нужны деньги. Также вы будете вынуждены жить самостоятельно и нести семейные расходы, а для этого необходимо работать.

Не пренебрегайте работой, даже если ваши родители богаты и могут обустроить вашу жизнь. Человек должен быть свободным и независимым. Быть зависимым от других неприлично. Ваши будущие жёны тоже захотят независимости и не будут приветствовать вашу зависимость от родителей. Возможно, в будущем это причинит много неудобств. Вы можете жить свободно и независимо в том случае, если будете работать и зарабатывать.

Даже если не можете найти ту работу, которая вам по душе, временно устройтесь на любую другую и параллельно ищите более подходящую. Помните, что работать не стыдно, стыдно не работать. Люди должны сотрудничать и взаимодействовать. Для управления обществом необходимы разные виды работ и занятости. Каждый должен выполнять определённую работу, чтобы личная и социальная жизнь индивидов могла быть обустроенной. Всякая работа похвальна, а выполняющие их достойны уважения. Все виды занятости одинаковы и не превосходят друг друга. Все они полезны и необходимы. Люди всех специальностей имеют право на жизнь и пользование социальными благами. Их льготы и доходы должны определяться по справедливости. Каждый должен пользоваться плодами своих знаний и навыков.

К сожалению, наше социальное положение неупорядочено, и поэтому социальное неравенство велико. Одни работники получают больше привилегий и доходов, чем другие. Но правда в том, что все они дороги и необходимы, так как служат народу. Самый ценный человек ― это тот, который больше всех служит народу. Ни одна работа не позорна. Но такие работы, как земледелие, садоводство, животноводство, производство продуктов питания, лекарств, тканей, ковров и т.п., ценятся выше. Те, кто занят на таких работах, являются настоящими слугами народа, и согласно исламу занимают приоритетное место. Приведём несколько примеров.

Имам Бакир сказал: «Лучшая работа ― это земледелие. То, что ты сеешь, кушает и праведник, и нечестивец. Что до праведника, то что бы он ни поел, после этого всегда помолится за тебя. Что же касается нечестивца, то что бы он ни поел, оно проклянет его. Также из него будут вкушать животные и птицы»[40].

Имам Садик сказал: «Землепашцы — сокровища людей. Они сеют благое, и Аллах, Велик Он и Всемогущ, выводит его. В Судный день они займут лучшее и ближайшее место. Они будут зваться мубараками (“благословенными”)»[41].

Посланника Аллаха спросили: «Какое имущество самое благое?» Он ответил: «Урожай, который был хорошо посажен, ухожен и собран его хозяином». Его спросили: «Какое имущество самое благое после урожая?» Он сказал: «Овцы, которых человек гонит на пастбище, совершая молитву и раздавая милостыню». Его спросили: «Какое имущество самое благое после овец?» Он ответил: «Коровы, которые утром благополучно уходят и вечером благополучно возвращаются». Его спросили: «Какое имущество самое благое после коров?» Он ответил: «Деревья, посаженные во влажной и сухой почве. Прекрасная вещь финиковая пальма. Ежели кто её продаст, то вырученные деньги подобны праху на макушке горы, которую развеивает ветер в ураганный день, если только на её месте не будет посажена другая»[42].

Пророк сказал: «Что бы ни посадил человек, Аллах запишет ему столько вознаграждения, сколько плодов даст его саженец»[43].

17. Старайтесь очистить и возвысить свои души

Юные и молодые души чисты и прозрачны как родниковая вода. В этот период их здоровая природа стремится к Создателю вселенной. Они ещё не опорочены и им легко воздерживаться от греха. В них ещё не укоренилась любовь к мирской жизни, богатству и славе. Молодость ― лучшая пора для самосовершенствования, очищения и воспитания души, подготовки к будущей жизни.

Будет замечательно, если молодёжь уже сейчас задумается о самосовершенствовании и воспитании души, если она заключит завет с Господом о соблюдении своих религиозных обязанностей, если она решится сохранить чистоту своей души и не пятнала её грехами.

Будет замечательно, если молодёжь будет ценить свою молодость и стараться с Божьей помощью воспитывать свою душу, постоянно помнить о Божьем присутствии и выполнять свои духовные обязательства: совершать молитвы должным образом и молить Господа о помощи в решении своих проблем; если она будет поститься в месяц рамазан, бороться с несправедливостью и защищать обездоленных; будет набожной и праведной, ибо Господь любит и милуют таких молодых людей.

Посланник Аллаха изрек: «Семерых Аллах укроет в тени Своей в тот день, когда не будет иной тени, кроме тени Его: справедливого имама, юношу, росшего в поклонении Аллаху…»[44] Также он сказал: «Нет никого любимее Аллахом, чем кающийся юноша»[45]. И ещё: «Кто отречётся от греха из страха перед Аллахом, Свят Он и Велик, того Он обрадует в Судный день»[46].


[1] Коран 24: 33. Перевод М-Н.О. Османова.
[2] Там же.
[3] Там же. С. 270.
[4] Коран 17: 32. Перевод Э. Кулиева.
[5] Ал-Хурр ал-Амили. Васа’ил аш-ши‘а. Т. 14. С. 232.
[6] Там же. С. 249.
[7] Там же. С. 252.
[8] Там же.
[9] Хусайн Нури. Мустадрак ал-васа’ил. Т. 2. С. 57.
[10] Там же. С. 570.
[11] Ал-Хурр ал-Амили. Васа’ил аш-ши‘а. Т. 14. С. 268.
[12] Коран 24: 2. Перевод Э. Кулиева.
[13] Фикх — исламское право.
[14] Ал-Хурр ал-Амили. Васа’ил аш-ши‘а. Т. 18. С. 417.
[15] Там же. Т. 14. С. 263.
[16] Там же. С. 264.
[17] Махрам (араб. «запретный») — близкий родственник за которого женщина не имеет права выходить замуж по причине их родства, но имеет право оставаться с ним наедине и отправляться в путешествие. — Примеч. пер.
[18] Там же. С. 139.
[19] Там же.
[20] Там же.
[21] Там же. С. 138.
[22] Ал-Хурр ал-Амили. Васа’ил аш-ши‘а. Т. 14. С. 134.
[23] Хусайн Нури. Мустадрак ал-васа’ил. Т. 2. С. 553.
[24] Ал-Хурр ал-Амили. Васа’ил аш-ши‘а. Т. 14. С. 143.
[25] Там же. С. 171.
[26] Там же. С. 270.
[27] Там же. С. 142.
[28] Маджлиси. Бихар ал-анвар. Т. 74. С. 274.
[29] Там же. С. 192.
[30] Там же. С. 188.
[31] Нахдж ал-фасаха. С 71.
[32] Маджлиси. Бихар ал-анвар. Т. 1. С. 164.
[33] Там же. С. 170.
[34] Кулайни, Йа‘куб. Кафи [Достаточный]. Т. 5. С. 113.
[35] Там же. С. 78.
[36] Там же.
[37] Там же. С. 84.
[38] Там же. С. 72.
[39] Там же.
[40] Там же. С. 260.
[41] Там же. С. 261.
[42] Там же. С. 260.
[43] Нахдж ал-фасаха. С. 553.
[44] Табарси. Маджма‘ ал-байан [Собрание разъяснений]. Т. 2. С. 385.
[45] Там же. С. 554.
[46] Кулайни. Кафи. Т. 2. С. 81.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.