Пророк ислама (с) по мере получения аятов Корана старался передать все коранические знания и комментарии Корана (тафсир и тавиль) Али ибн Абу Талибу (а) и через него обеспечить доступ к этим знаниям других людей. Али (а) очень внимательно отнёсся к указаниям Пророка и записывал всё им сказанное. Он передал эти записи в виде отдельных книг своим сыновьям, сменившим его на посту руководителя общины. Таким образом, непорочных имамов, наследовавших записи с подробными и всесторонними комментариями Корана, также можно назвать сведущими в тафсире и тавиле и твердо знающими истины Священного Корана.
Пророк (а) получал божественные откровения и в них знакомился с сутью аятов Корана, знал их прямое и скрытое значение. Только пророкам дарована милость получать прямые откровения. Непорочные имамы получили доступ к богооткровенным знаниям через оставленные для них Мухаммадом (с) послания. Следуя указаниям Пророка и пользуясь особой божественной поддержкой, имамы получили все знания, необходимые для того, чтобы занимать высокий пост руководителя общиной. Так, они были в своё время непревзойдёнными толкователями как внешней, так и скрытой стороны аятов Корана, а также были знакомы с истоками и сутью законов и правил Шариата, что выделяло их среди всех других религиозных авторитетных деятелей.
Священный Корана следует считать одним из главных источников знаний непорочным имамов, а их самих — лучшими знатоками тафсира и тавиля и надёжными хранителями коранических знаний.
Абу ас-Сабах говорит: «Клянусь Аллахом! Имам Мухаммад Бакир(а) сказал: “Пречистый Аллах обучил Пророка (с) комментариям внешней и сокровенной стороны Корана. Пророк обучил всем этим знаниям Али”. Потом Мухаммад аль-Бакир сказал: “Клянусь Аллахом, Али (а) всем этим знаниям обучил нас”»1 .
Имам Садик(а) сказал: «Книгу Аллаха я знаю от начала и до конца, словно держу её в своих ладонях. В ней всё описано – и небо, и земля, прошлое и будущее. Ведь сказано Всемогущим: “Всё в Коране изложено”»2 .
Барид ибн Муавия передаёт следующие слова имама Бакира 3 وما يعلم تأويله إَل هللا والراسخون في العلم или имама Садыка(а) об аяте «Посланник Аллаха (с) был самым знающим и просвещённым во всех науках. Всемогущий Аллах обучил его пониманию внешнего и сокровенного смысла всех Небесных книг, ниспосланных пророкам в прежние времена. И в этом отношении ничего не осталось без внимания. После Пророка его преемники тоже получили эти знания. Люди, не знакомые с сокровенной стороной Священного Корана, когда слышат что-нибудь лично от преемника Пророка, говорят: «Мы верим только тому, что ниспослано от Всевышнего». [Но] В Коране есть общее и частное, явное и иносказательное, введённое и отменённое. Твёрдо стоящие в знании владеют этим»4 .
Абд ар-Рахман ибн Касир передаёт слова имама Садика (а), который сказал: «Твёрдо стоящие в знании – это Повелитель правоверных Али (а) и имамы после него»5 . Указанные хадисы являются далеко не единственными, в которых говорится о том, что непорочные имамы, как и Пророк (с) владели сокровенным знанием о аятах Корана и знали истинные причины введения определённых законов и правил Шариата и последствия соблюдения или несоблюдения их. Конечно, между знанием Пророка и имамов имеется существенная разница, которая состоит в том, что знания Пророка получены были в результате прямого божественного откровения, тогда как пречистые имамы не имели такой возможности. Таким образом, то, что говорилось о словах и повелениях Пророка, полученных им не в божественных откровениях, справедливо и по отношению к высказываниям имамов, не отмеченных в Коране или в сунне Пророка. А именно – что эти слова и повеления имеют чистые аргументы и согласуются с божественными законами и Шариатом.
Источник: книга «ИМАМАТ И ИМАМЫ»
1) Джами ахадис аш-шиа, Т.1, С. 184
2) Кафи, Т.1 , С.229
3) Коран, 3:7
4) Кафи, Т.1 , С.113
5) Осул-е кафи Т.1 , С.213