Иногда возникает вопрос: Почему непорочные имамы (а), зная причину и точное время своей мученической смерти, ничего не предприняли, чтобы предотвратить свою смерть?
Для того чтобы ответ на данный вопрос стал максимально ясен, вначале считаем необходимым сказать несколько слов о знаниях непорочных имамов. Тогда мы сможем понять, почему имамы, имея знания о причинах и времени своей мученической смерти, ничего не предприняли для её предотвращения.
Между мусульманскими учёными имеются разные мнения о том, обладали ли имамы полным и абсолютным знанием всех событий, происходящих в мироздании. Знанием сокровенного, для обладателя которого не остаётся никаких тайн. Знанием прошлых и будущих событий и явлений, включая знание о времени и месте своей гибели. Священный Коран учит нас, что абсолютное и полное знание сокровенного присуще только Всевышнему Аллаху. Он является обладателем совершенного знания, которое объемлет собой всё мироздание. К такому выводу подводят нас 4 аят суры «Гром», 20 аят суры «Йунус», 65 аят суры «Пчёлы», а также множество других аятов Корана. Некоторые из исламских исследователей, опираясь на эти аяты, отрицают то, что имамы обладают сокровенным знанием, включая их знание о месте, времени и причинах своей гибели.
Но большинство шиитских учёных, приводя в пример другие аяты Священного Корана (такие как 179 аят суры «Семейство Имрана» и 26 и 27 аяты суры «Джинны»), говорят, что Всевышний Аллах дарует знание сокровенного своим посланникам. И они убеждены, что Он дарует часть знания сокровенного и некоторым праведникам. Их убеждения в этом находят подтверждение в хадисах от непорочных имамов. Имам Садик (а) в связи с этим говорил: «Когда имам пожелает узнать что-либо, то Аллах дарует ему эти знания».[1]
Таким образом, принимая во внимание эти аяты Корана и хадисы от непорочных, а также не забывая о том, что миссия пророков и посланников Аллаха заключалась в наставлении людей в мирских и религиозных делах, необходимо, чтобы они обладали великим багажом знаний. Эти знания нужны для наилучшего исполнения возложенной на них Аллахом миссии. Непорочные имамы являются продолжателями дела пророков и посланников и их наместниками, поэтому и они должны обладать пророческими знаниями. Для этого Аллах одарил непорочных имамов знаниями сокровенного, в том числе знаниями о месте и времени их мученической смерти.[2]
Итак, допустив, что непорочные имамы знали о месте и времени своей мученической смерти, следует сказать следующее:
1. Все без исключения люди, появившиеся на свет и вкусившие сладость жизни, непременно достигнут того дня, когда за ними придёт смерть. Каждый новорождённый в конце концов вырастет, состарится и покинет этот мир. Священный Коран говорит: «Каждая душа вкусит смерть».[3] Таким образом, каждый человек когда-нибудь умрёт, и нет в этом сомнений. Но кроме небольшой группы приближенных к Аллаху праведников никто не осведомлён о часе своей смерти. Для людей этот час окутан тайной. Людям не дано знать того, когда и как они умрут. Аллах не дал им знать этого, чтобы они помнили, что могут покинуть мир в любую минуту. Не имея информации о времени своей смерти, верующие люди не погружаются в пучину грехов, а если иногда и грешат, то сразу же обращаются к Аллаху с искренним раскаянием, не откладывая это на потом. С другой стороны наилучшей смертью является мученическая смерть на пути Аллаха. Всевышний Творец не говорит о мучениках как о мёртвых. Он называет их живыми, обладателями наилучшей жизни, получающими удел возле Аллаха.[4] Непорочные имамы из пророческого рода (а), обладающие знанием сокровенного, все до единого вкусили мученическую гибель. Никто из них не ушёл из этого мира естественной смертью. Здесь необходимо иметь в виду, что их знания не могут предотвратить их гибель, они не могут избежать смерти и жить вечно.
2. Неизбежное предопределение Аллаха невозможно отменить, никоим образом нельзя изменить его. Это касается судьбы человека и судеб целых общин. Аллах говорит в Коране: «Для каждой общины есть свой срок. Когда же наступает их срок, они не могут отдалить или приблизить его даже на час».[5]
3. Непорочные имамы (а) обладали знанием сокровенного, они знали о многих событиях и явлениях, происходящих в мироздании. Им было ведомо многое из тайн мира. Если установление Аллаха ещё не принимало форму неизбежного предопределения, то они могли использовать дарованные им знания и способности для предотвращения своей преждевременной гибели. Об этом говорится во множестве хадисов. В одном из них рассказывается, что страдающий от болезни Имам Хади (а) отправил некого человека в Кербелу, чтобы тот прочёл там молитву, посредством которой имам обретёт здоровье. В другом хадисе повествуется, когда Харун Рашид отправил в дар Имаму Казиму (а) отравленные финики, имам не отведал их, сказав: «Время моей смерти ещё не наступило». В ещё одном хадисе передаются слова Имама Бакира (а): «Для того чтобы избавить себя от зла несправедливых правителей, мы обращаемся к Аллаху с особой молитвой».[6] Всё это свидетельствует о том, что святые предводители исламской общины не были беспечны к защите своей жизни и здоровья.
4. Если человек будет знать о месте, времени и причинах своей мученической смерти, и, будучи осведомлён в этом, ради довольства Аллаха и блага мусульманской общины согласится на неё, по своей воле пойдёт на место своей гибели и примет смерть, то несомненно это является показателем полноты его веры. Подобный поступок свидетельствует о совершенстве его духовного мира. Если человек достигнет подобной степени довольства предопределённой ему Аллахом судьбой, то это совершенный человек. Имам Бакир (а) говорил: «Все страдания, выпавшие на долю прежних имамов, были неизбежным предопределением Аллаха. Имамы сами выбрали его и были осведомлены о нём… Всё это произошло по причине высочайших степеней совершенства и благочестия, которыми одарил их Аллах».[7]
Попытки предотвращения наилучшей смерти, коей является мученическая смерть на пути Аллаха, которая предопределена Аллахом, указывает на то, что человек не доволен предопределённой ему судьбой. Подумать подобное об имамах неразумно и далеко от истины. Ведь они обладают совершенной верой, мученическая смерть для них была пределом их желаний. Каждое мгновение своей жизни они проживали в мечте отдать свои жизни ради Аллаха и для торжества истинной религии. Имам Хусейн (а) до мельчайших подробностей знал о своей мученической смерти и о смерти своих верных последователей. Но несмотря на это он с радостью повернулся к ней лицом. Ведь его мученическая гибель повлекла за собой множество благ и оказала огромное влияние на умы мусульманской общины. Его смерть оживила религию. Если бы Имам Хусейн (а) попытался избежать этой священной гибели, то какая другая смерть могла даровать Исламу столько благ и пользы?!
Подытожим всё то, о чем шла речь в данной статье. В тех случаях, когда непорочные имамы (а) были осведомлены о неизбежном предопределении Аллаха, они покорялись ему и принимали мученическую смерть, ибо их совершенная вера и довольство предопределённой им судьбой не могли им позволить поступить иначе. Но если предопределение не было неизбежным, то они использовали свои знания и способности для предотвращения преждевременной смерти.
Источник: https://ahlibeyt.by
1) Усуль аль-кафи, Кулейни, том 1, Глава о том, что если имамы пожелают узнать что-либо, то они узнают, хадис 3.
2) Следует заметить, что обладание знанием сокровенного не всегда является показателем совершенства, порой оно свидетельствует о несовершенстве. Возьмём к примеру историю, когда Имам Али (а) лёг на ложе Посланника Аллаха (с), которого язычники замыслили лишить жизни. Если бы Имам Али знал о том, что ему ничего не угрожает, и его не убьют, то данный подвиг не был бы предметом гордости для него и для его последователей. Ведь в этом случае каждый из сподвижников выразил бы готовность лечь на ложе Посланника Аллаха. В этом случае совершенством является отсутствие знания сокровенного. Тафсир Нур, Мухсен Кераати, т.4, стр.245.
3) Сура «Семейство Имрана», аят 185.
4) Там же, аят 169.
5) Сура «Преграды», аят 34.
6) Макталь аль-хасан, стр.57.
7) Там же, стр.61.