Самой главной целью направления людям Пророка было обучение их и очищение. Пророк Аллаха (с) передал людям Коран и обучил его чтению, в нужных местах он оставлял свои комментарии стихов Корана и разъяснял сложные места, указывал на отменяющее и отменённое, общее и частное, абсолютное и условное. Законы и правила, получаемые им в божественных откровениях, Пророк передавал людям, распространял истинные знания и боролся с неверными и искажёнными убеждениями, призывал к высокой морали и воздерживался от безнравственности. Он знал всё, что необходимо обо всех этих вопросах от начала и до конца. Эти знания были получены Пророком или в божественных откровениях, или посредством обращения к разуму. И таким образом он мог в полной мере осуществлять свою великую миссию и направлять своих последователей по прямому пути. Имам, являясь тем, кто продолжает путь пророка и следует тем же целям, должен обладать всеми этими знаниями, чтобы быть в состоянии наследовать функции, полученные от пророка. А иначе, религия будет лишена авторитетного гаранта её продолжения. Имам должен обладать всеми знаниями пророка с той лишь разницей, что пророк получает божественные откровения напрямую, а имам – через знания, переданные ему пророком, то есть через опосредованную связь со знаниями, полученными в божественных откровениях.
Хадисы о знаниях имама
В многочисленных хадисах говорится об осведомлённости имама в законах и правилах Шариата, а также в различных областях наук как об обязательном требовании к имаму. Так, имам Риза (а) сказал: «Воистину, Всевышний Аллах дарует пророкам и имамам успех и удачу и делает их обладателями богатством знаний и мудрости, тогда как другие не имеют такой милости – и будут знания их выше знания других людей своего времени. Ведь сказано в Священном Коране: “Есть ли среди ваших сотоварищей тот, кто ведет к истине?” Скажи: “Аллах ведет к истине. Тот ли, кто ведет к истине, имеет более прав, чтобы за ним следовали, или тот, кто сам не ведет, если его не будут вести? Что с вами, как вы рассуждаете?”1 . А также в Коране сказано: “А кому дарована мудрость, тому даровано обильное благо”2 . Когда Всевышний избирает своего слугу на служение другим своим слугам, Он дарует ему прояснение разума, и в сердце его начинает струиться источник мудрости, и он непрестанно наделяется знаниями – и так, он не испытывает сложностей с поиском ответа и не блуждает в поисках истины»3 . Али (а) сказал: «О люди, поистине, достойнейший этого среди вас — наиболее способный, наиболее знающий о повелении Аллаха об этом. Если заблуждающийся вводит в заблуждение, то призывают его к покаянию, а если отказывается — с ним сражаются»4 . Повелитель правоверных Али (а) сказал: «Имам – он знающий дозволенное и недозволенное, обязательное к исполнению и рекомендуемое, он сведущ в божественных законах и правилах; он не нуждается ни в ком из людей, но люди нуждаются в нём»5 . Али (а) также сказал: «О люди, поистине, кто внимает наставлениям Божьим, в успехе пребывает, и кто руководствуется Его изречениями, того они на прямой путь наставляют, «тот, который самый прямой»; поистине, прибегающий к Аллаху себя в безопасности ощущает, а враг Его в страхе пребывает; поистине, не должно познавшему величие Аллаха превозноситься, ведь достоинство познавших величие Его — в простирании пред Ним, а безопасность познавших Его мощь — в предании себя Ему. Так не отделяйтесь от Истины отделением чистого от паршивого и здорового от больного. И поймите, что вы не познаете праведности, покуда не познаете оставившего ее и не ухватитесь за завет с Книгой (Аллаха), покуда не познаете нарушившего его, и не будете крепко за него держаться, покуда не познаете оторвавшихся от него. Ищите же это у обладающих им, ибо они — жизнь знания и смерть невежества. Они — те, чьи указы говорят вам об их знании, чье молчание — об их красноречии, чья внешность — об их (внутренней) сущности; не противоречат они религии и не разногласят о ней»6 . Али (а) сделал следующие пояснения относительно «людей Дома»: «Размышляли они о религии разумом внимательным и попечительным, не разумом слушателей и распространителей, ибо много у знания распространителей, но мало у него попечителей»7 .
Источник : книга «ИМАМАТ И ИМАМЫ»
1) Коран 10:35
2) Коран 2:269
3) Аль- кафи, Т.1, С.202
4) Нахдж аль- Балага, Хутба — 173
5) Бихар аль- анвар, Т. 68, С. 389
6) Нахдж аль- Балага, Хутба — 147
7) Нахдж аль- Балага, Хутба — 239