«Неверующие говорят: “Ты не являешься посланникомˮ. Скажи: “Достаточно того, что свидетелем между мною и вами являются Аллах и тот, у кого знание Книгиˮ» (13: 43)
Предмет исследования
Этот аят является одним из тех, на которые можно опираться при доказательстве имамата Али ибн Аби Талиба (А). Посланник Аллаха (С) тут приводит двух свидетелей истинности своего пророчества: Аллаха и «того, у кого знание Книги». Каково значение такого свидетельства и кто «тот, у кого знание Книги» — об этом мы сейчас будем говорить.
Свидетельство о пророчестве
«Неверующие говорят: “Ты не являешься посланникомˮ». Таково мнение неверующих. Значит, на Посланнике (С) лежит обязанность доказательства своего пророчества и приведения свидетельства этого. А потом Аллах говорит: «Скажи: “Достаточно того, что свидетелем между мною и вами являются Аллах и тот, у кого знание Книгиˮ».
Тут Пророк (С) упоминает двух свидетелей: Аллаха и «того, у кого знание Книги», то есть некоего человека, который обладает знанием всей Книги, а не какой-то её части. Свидетельства этих двух свидетелей достаточно для любого, кто ищет истину.
Что означает свидетельство Аллаха?
Возникает вопрос: если Аллах скрыт от взоров, так что никто не видит Его, то как возможно Его свидетельство об истинности пророчества Мухаммада (С)?
Ответ: свидетельство Аллаха об истинности пророчества Мухаммада (С) совершается через чудеса, которые Он даровал ему. Ибо невозможно, чтобы Всевышний дал возможность совершить сотни чудес лжецу, который не является пророком.
Кто тот, «у кого знание Книги»?
Существует несколько мнений по этому поводу:
1. «Тот, у кого знание Книги» — это и есть Сам Аллах. Иными словами, это качество добавлено здесь как относящееся дополнительно к Аллаху, и свидетель пророчества на самом деле только один — и это Всевышний.
Это мнение не является правильным, потому что после союза «и» идёт добавление, и основа понимания такого добавления состоит в том, что тут имеется кто-то иной, недели упомянутый до этого союза.
2. «Тот, у кого знание Книги» — это «люди Писания», принявшие Ислам, такие как Абдуллах ибн Салям. Этот человек был учёным иудеев, однако когда он прочёл о признаках пророчества в Торе и приложил их к Мухаммаду (А), уверовал в него. Таким образом, этот человек — и есть «тот, у кого знание Книги». Потому что он увидел признаки пророчества в книгах иудеев и признал их. А потому Аллах привёл его как свидетеля.
Однако эта точка зрения тоже является ложной. Ибо сура «Гром» является мекканской, а Абдуллах ибн Салям принял Ислам в Медине. Таким образом, между низведением этого аята и принятием им Ислама — многие годы.
3. «Тот, у кого знание Книги» — это Имам Али (А). И этот тафсир данного аята является правильным.
Абу Саид Хидри — сподвижник Посланника Аллаха (С), признаваемый и шиитами, и суннитами — говорит: «Я спросил у Посланника Аллаха (С) об этом аяте: “…и тот, у кого было знание из Книгиˮ (27: 40) — кто это? Он сказал: “Это — наместник моего брата Сулеймана ибн Давудаˮ. И я спросил его о словах Аллаха: “Достаточно того, что свидетелем между мною и вами являются Аллах и тот, у кого знание Книгиˮ. Он сказал: “Это мой брат Али ибн Аби Талибˮ». («Йанабиу ль-мавадда», С. 102).
Кроме Саида Хидри, этот хадис передали: Абдуллах ибн Аббас, Салман, Саид ибн Джубейр, Мухаммад ибн Ханафия, Зейд ибн Али и другие. Из числа суннитских авторов его привели Куртуби («Тафсир», том 9, С. 336), Суюти («Тафсир», том 1, С. 13), Тирмизи («Манакиб», С. 49) и другие.
Каким образом Имам Али (А) свидетельствует о пророчестве?
Для нас выяснилось, что под «тем, у кого знание Книги» подразумевается Имам Али (А). Однако встаёт другой вопрос: каким образом он мог свидетельствовать о пророчестве?
Для ответа на данный вопрос упомянем два примера.
1. Если человек приходит в неизвестный город, где у него нет ни одного знакомого человека, и при этом хочет принять участие в коллективной молитве в мечети, то как ему определить, является ли имам, за которым он должен совершать молитву, справедливым, то есть таким, за которым можно совершать молитву? Как он выяснит это? Согласно фикху, для этого достаточно только того, чтобы достойные и знающие люди совершали молитву за этим имамом. Если человек видит, что за имамом совершают молитву благочестивые люди, то одного этого достаточно для того, чтобы он тоже мог совершать молитву за этим имамом.
2. Если человек, который известен своим знанием, идёт к другому человеку как к своему учителю, чтобы получать у него уроки, то отсюда мы понимаем, что тот учитель обладает большими познаниями, хотя мы может не иметь никакой информации о нём самом по себе. Например, если бы мы увидели, как шейх Ансари или Аллама Хилли получают уроки у какого-то учителя, о котором нам ничего не известно, то, конечно, мы поняли бы отсюда, что этот учитель — великий человек, носитель огромных знаний.
Теперь мы можем ответить на поставленный выше вопрос.
Если мы взглянем на личность Имама Али (А), то убедимся, что он обладал всеми возвышенными качествами — знанием, нравственностью, мужеством, мудростью. Тот, кто читает «Нахдж уль-балага», понимает, что собранные в ней проповеди и высказывания не могли быть следствием опыта или размышления обычного человека, и что эти слова «ниже слов Творца, но выше слов творения».
Имам Али (А) с его удивительным судейством, решающий самые тонкие и сложные вопросы, защищающий права любого угнетённого…
Имам Али (А) с его поклонением и богобоязненностью, не замечающий во время молитвы ничего другого, кроме Аллаха, так что из его ноги извлекли стрелу, и он даже не заметил этого…
Имам Али (А) с его поразительным мужеством и смелостью, не знающей поражений в битвах и никогда не поворачивавший спины к врагу…
Имам Али (А) со всеми этими качествами воплощал в себе образец совершенного человека. И вот этот человек посвящает всю свою жизнь служению Посланнику Аллаха (С) и его религии. Разве из этого не выясняется для нас истинность его пророчества?
Именно поэтому Имам Али (А) является вторым свидетелем истинности пророчества, после Аллаха.
Сравнение Асифа ибн Бархии и Али ибн Аби Талиба (А)
Асиф ибн Бархия был наместником пророка Сулеймана (А). О нём сказано в суре «Муравьи»:
«Он сказал: “О знать, кто из вас придет ко мне с ее троном, прежде чем они придут ко мне покорными?ˮ Сказал ифрит из джиннов: “Я приду к тебе с ним, прежде чем ты встанешь со своего места; я ведь для этого силен и веренˮ. Сказал тот, у которого было знание из Книги: “Я приду к тебе с ним, прежде чем вернется к тебе твой взорˮ. Когда же он увидел его утвердившимся у себя, то сказал: “Это — из милости Господа моего, чтобы испытать меня — буду ли я благодарен или неверен. Кто благодарен, тот благодарен для самого себя, а кто неверен — Господь мой богат, милостивˮ» (27: 38-40).
Тут речь идёт о троне царицы Йемена. Человек, у которого было «знание из Книги», то есть знание части Книги, сказал, что принесёт его в мгновение ока. Это и был Асиф ибн Бархия — наместник Сулеймана (А). И вот, не успел Сулейман моргнуть глазом, как этот трон стоял перед ним.
Таким образом, знание небольшой части небесной Книги позволило Асифу ибн Бархии совершить такое деяние, поражающее умы людей. В то время как в рассматриваемом аяте Имам Али (А) назван «тем, у кого знание Книги» — то есть всей Книги, а не её части. Так можно ли сравнить способности Имама Али (А) и Асифа ибн Бархии?
Отсюда мы можем установить вилаят таквини для Имамов (А), то есть их способность распоряжаться мирозданием по воле Аллаха.
Источник: https://arsh313.com