Аят Вилаят (араб: آیة الولایة) ( Коран, сура аль-Маида, аят 55) это аят который был ниспослан о достоинстве Имама али (а). Шииты ссылаются (опираются) на этот аят и используют его в качестве доказательства Вилаята его светлости Имама али (а).
Причина ниспослания
Этот аят был ниспослан о достоинстве и статусе Господина Али (а). Все шиитские толкователи (муфассиры) единогласны в этом. Среди суннитских учёных такой как Кази Иджи в книге «Мавакеф» разъяснил то, что толкователи о ниспослании этого аята в достоинство Имама Али (а) имеют единогласие. Джорджани в толковании книги «Мавакеф», Сааддин Тафтазани в толковании книги «Макасиб» и алляме Хилли в толковании книги «Таджрид» также признали единогласие относительно толкования этого аята. Конечно, некоторые толкователи из числа суннитов утверждали о том, что этот аят был ниспослан в достоинство Абдуллы ибн Саляма, Ибадата ибн Самата, Абу Бакра и всех мусульман. И конечно же это утверждение не имеет ни одного веского доказательства.
Согласно некоторым преданиям (риваятам), однажды бедный человек вошёл в мечеть пророка (с) и попросил о помощи, но никто не помог ему. Он поднял руки к небу и воззвал: «О Аллах, Ты свидетель того, что я попросил о помощи в мечети вашего пророка, но никто не помог мне». Между тем, Имам Али (а) который совершал молитву и был в состоянии поясного поклона подал знак бедняку мизинцем правой руки. Бедняк подошёл, снял с его руки кольцо и этот аят был ниспослан. Шейх Муфид поведал историю этого случая и ниспослание аята Вилаят, который произошёл 24 числа месяца Зуль Хиджа.
Текст и перевод аята «Вилаят»
إِنَّمَا وَلِيُّكُمُ اللَّـهُ وَرَسُولُهُ وَالَّذِينَ آمَنُوا الَّذِينَ يُقِيمُونَ الصَّلَاةَ وَيُؤْتُونَ الزَّكَاةَ وَهُمْ رَاكِعُونَ |
«Ваш покровитель (вали) только аллах, Его посланник, и те которые уверовали, выстаивают молитву и дают милостыню в состоянии поясного поклона». |
Коран, сура Ан-Ниса́, аят 55 |
Передатчики (равии) о причине ниспослания
Абдулла ибн Аббас, Абу Рафа Мадани, Аммар ибн Ясир, Абу Зар Гаффари, Анас ибн Малик и Микдад ибн Асвад лишь некоторые из сподвижников которые рассказали о причине ниспослания. Из табиинов (последователей сподвижников) также поведал об этом Муслим ибн Кахиль, Утбат ибн Хаким, Судди и Муджахид.
Значение хадиса
Великие суннитские хадисоведы (мухаддисы) привели различные риваяты этого хадиса в своих книгах, например:
- Хафиз Абд ар-Раззак Сан’ани
- Хафиз Абу ибн Хамид
- Хафиз Разин ибн Муавия
- Хафиз Насаи
- Мухаммад ибн Джарир Табари
- Ибн Аби Хатам
- Ибн Асакир
- Абу Бакр ибн Мардавейх
- Абу аль-Касим Табарани
- Хатиб Багдади
- Хейсами
- Ибн Джаузи
- Мухибб Табари
- Суюти и Муттаки Хинди.
Шейх алюси сказал: «Большинство хадисоведов (суннитской школы) считают, что этот аят был ниспослан в достоинство Имама Али (а) и все они в такой форме значение этого хадиса принимали». но ибн Таймия, ибн Касир и Фахр Рази считали связь хадиса с тем аятом слабой.
Содержание аята. Указание на вилаят Имама Али (а)
Шииты посредством этого аята аргументировали преемничество и управление (вилаят) Имама Али (а) и даже некоторые из них (шиитов) считали этот аргумент самым сильным доказательством его Имамата.
Аят начинается со слова «только» (арапб:إنّما), который по мнению специалистов по арабскому языку указывает на органические и исключительность. Понимание этого аята указывает исключительно на вилаят Аллаха, Его посланника (с), и тех, кто в состоянии поясного поклона дают милостыню. Поэтому согласно аяту, только Аллах, пророк Мухаммад (с) и Имам Али (а) исключительно рассматриваются как руководители (валии).
Хотя многие суннитские учёные признали ниспослание этого аята в достоинство Имама Али (а), но сделали разницу в значении и понимании вилаята и это стало причиной того, что многие шиитские учёные досконально разобрали этот аят и привели твёрдые и убедительные доводы в отношении имамата и вилаята Имама Али (а)в значении правления и руководства, в отличии от суннитов которые внесли изменение в понятие и в значение этого слова и ограничили его лишь дружбой и близостью.
По этой причине они (сунниты) не верят в заключение этого аята в значении правления. Разница в интерпретации шиитских и суннитских учёных смысла слова «вилаят» такова, что само слово является производным от слова «вали» в значении руководства, и в значении полномочия в правлении оно приводится, и всё шиитские учёные знают об этом. Так как причина ниспослания смысла такова, что слово «вали» в этом аяте подразумевает Имама Али (а) и пророк многократно заявлял о его вилаяте. Шиитские учёные знают Имама Али (а) как наместника, заместителя, покровителя, руководителя и обладателя имамата и вилаята Пророка (с). Но большинство суннитских учёных стараются смысл слова «вилаят» приводить лишь в значении дружбы или в значении помощи.
Источник: https://ru.wikishia.net