Одно из самых нерациональных, контрпродуктивных, унизительных и саморазрушительных занятий для верующего – это поиск изъянов в других людях.
Публичное уличительство, ставшее почти чем-то обыденным в эпоху социальных сетей, все же по-прежнему несовместимо ни с этическими нормами ислама, ни с исламской духовностью, ни с нормами шариата, ни с целями самих уличителей, которых они хотели бы достичь таким необычным образом.
Надо сказать, что Священный Коран предостерегает верующих не просто от намеренного поиска соринок в чужом глазу, но даже от опасности подозрений и домыслов, которые могут возникнуть и без инициативы самого человека:
يَـٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوا۟ ٱجْتَنِبُوا۟ كَثِيرًۭا مِّنَ ٱلظَّنِّ إِنَّ بَعْضَ ٱلظَّنِّ إِثْمٌۭ ۖ
О те, кто уверовал! Сторонитесь многих подозрений – иные подозрения суть грех (Коран, 49:12).
Надо заметить, что Аллах, образно говоря, очень ревностно относится к чести Своих рабов. Согласно многим хадисам, честь верующего – святыня, посягательство на которую рассматривается не менее серьезно, чем посягательство на Каабу. Имам Садик (а) сказал:
المؤمن أعظم حرمًة من الكعبة
Верующий священнее Каабы (Мишкат аль-анвар, хадис 390).
Конечно, такое посягательство не обходится и без практических последствий в ближнем мире. В известном хадисе, переданном от Пророка (с) в различных вариациях и источниках, говорится:
لا تطلبوا عثرات المءمنين فان من تتبع عثرات اخيه تتبع الله عثراته ومن تتبع الله عثراته يفضحه ولو في جوف بيته
Не выискивайте пороков в верующих, ибо когда кто-то выслеживает подводные камни брата, Аллах выслеживает его подводные камни. А тот, чьи пороки ищет Аллах, будет разоблачен, даже если это случится в стенах его дома (аль-Кафи, том 2, хадис 5).
Вышеупомянутый хадис также напоминает нам о том, что увлечение поиском чужих изъянов – верный признак беспечности по поводу собственных. Более того, само это занятие и стремление к нему являются пороком. Имам Али (а) сказал:
تَأَمُّلُ العَيْبِ عَيْبٌ
Поиск пороков – порок (Гурар аль-хикам, хадис 7475).
Иногда человек может создавать себе иллюзию узаконивания собственных межличностных вызовов, составляя списки прегрешений другого. Проблема такого самообмана заключается в том, что ищущий проблемы в другом найдет их абсолютно всегда, причем личность выбранной мишени и ее деятельность здесь имеет меньше всего значения. При желании можно исказить, не так понять, опошлить, лишить контекста, дорисовать и вставить в любые рамки абсолютно любое действие или высказывание. Здесь на смену принципу «найди семьдесят оправданий для брата» приходит диаметрально противоположная практика – «найди семьдесят превратных толкований». Имам Али (а) говорит:
مَنْ طَلَبَ عَيْباً وَجَدَهُ
Выискивающий пороки найдет их (Гурар аль-хикам, хадис 7489).
Есть также в наших источниках и предания, описывающие некоторые из причин зарождения такой наклонности в людях. Как это часто бывает, попытки чрезмерно контролировать окружающий мир берут начало в плохом внутреннем контроле. Иными словами, вместо того чтобы направить энергию на собственный духовный и личностный рост, человек ошибочно пытается «вырасти» за счет контроля имиджа других. Конечно, на путь окружающих это никак не влияет, и в долгосрочной перспективе драгоценные силы окажутся потраченными впустую, а вот неповторимые мгновения и возможности для собственного роста могут уже не вернуться в том же виде. Имам Али (а) сказал:
ذَوُوا العُيُوبِ يُحِبُّونَ إشاعَةَ مَعائِبِ النّاسِ لِيَتَّسِعَ لَهُمُ العُذْرُ في مَعائِبِهِمْ
Обладатели пороков любят распространяться о пороках других, дабы оправдать собственные (Гурар аль-хикам, хадис 7478).
В завершение представим замечательный и глубокий хадис от имама Садика (а), демонстрирующий в том числе и иронию положения людей, желающих видеть себя лучом света в темном царстве:
ان احق الناس ان يتمني للناس الغني البخلاء، لان الناس اذا استغنوا كفوا عن اموالهم، واحق الناس ان يتمني للناس الصلاح اهل العيوب، لان الناس اذا صلحوا كفوا عن تتبع عيوب الناس،واحق الناس ان يتمني للناس الحلم اهل السفه الذين يحتاجون الي ان يعفي عن سفههم، فاصبح اهل البخل يتمنون فقر الناس، واصبح اهل العيوب يتمنون معايب الناس، واصبح اهل السفه يتمنون سفه الناس، وفي الفقر الحاجة الي البخيل، وفي الفساد طلب عورة اهل العيوب، وفي السفه المكافاة بالذنوب
Первые, кому стоило бы желать богатства другим людям, – это скупцы, ибо тогда людей не будут интересовать их деньги; первые, кому стоило бы желать, чтобы окружающие были праведниками, – это обладатели пороков, потому что праведники не выискивают пороки окружающих; первые, кому стоило бы желать, чтобы окружающие были терпимыми, – это невежды, ибо они больше всех нуждаются в терпимости окружающих. Вместо этого скупцы желают бедности окружающим, обладатели пороков желают порочности другим, а невежды хотят видеть вокруг невежд. Скупцы приближают к себе бедность. Ищущие пороки в других становятся носителями пороков. Невежды грязнут в грехе (аль-Хисаль, хадис 188).
Источник: http://fatima-zahra.ru