40 коротких хадисов о хадже

Пророк Мухаммад(с), сказал: «Тот, кто запомнит сорок хадисов, из которых [мусульманская] община будет извлекать пользу, в Судный день воскреснет понимающим и знающим учёным». Хадж — один из пяти столпов ислама, как сказано в другом благородном предании от Имама Бакира(а): «Ислам зиждется на пяти столпах: обрядовой молитве, очистительной [подати], посте, хадже и руководстве [Али ибн Абу Талиба(а)]…» (Аль-Кулейни, «Аль-Кафи», т. 2, с. 21, хадис 8). Поэтому мы перевели сорок небольших преданий о важности паломничества к Дому Аллаха, которые должны знать все мусульмане, независимо от того, имеют ли они возможность совершить его или нет.

1. Важность хаджа

Передаётся, что Имам Али(а), сказал: «[Предостерегаю вас] Аллахом! [Предостерегаю вас] Аллахом! Не оставляйте Дом Господа вашего (Каабу), покуда вы живы, ведь если оставите вы его, — не будет вам дана отсрочка!» (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 96, с. 16)

2. Стремление к Аллаху

Передаётся, что Имам Бакир(а), сказал об аяте «Бегите же к Аллаху! Поистине, я для вас от Него предостерегающий [Пророк] явный» (51:50): «Это значит: „Cовершайте паломничество к Аллаху!“» (Ас-Садук, «Маа’ни аль-ахбар», с. 222)

3. Тальбия и жертва

Передаётся, что Имам Али(а), сказал: «Джабраил, да будет мир с ним, снизошёл к Пророку(с), и сказал: «О Мухаммад! Вели своим сподвижникам совершать адж и сальджАдж — это повышение голоса при произношении тальбии¹, а сальдж — принесение [животного] в жертву» (Ас-Садук, «Маа’ни аль-ахбар», с. 224).

4. Большой и малый хадж 

Муавия ибн Аммар передал: «Я спросил Абу Абд-Аллаха (Имама Садыка)(а), о дне совершения большого хаджа, и он сказал: „Это — день принесения жертвы (курбан). А малый хадж — это умра“» (Ас-Садук, «Маа’ни аль-ахбар», 295)

5. Польза хаджа

Передаётся, что Имам Рида(а), сказал: «Я не видел ничего, что скорее бы приносило богатство и отвращало бедность, чем постоянное совершение хаджа» (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 74, с. 318).

6. Смерть на пути в Мекку

Передаётся, что Имам Садык(а), сказал: «Кто умрёт на дороге в Мекку [во время совершения паломничества], направляясь туда или возвращаясь из неё, будет спасён от величайшего ужаса в День суда» («Маляз аль-ахьяр», т. 7, с. 223).

7. Святость гостей Аллаха

Передаётся, что Имам Садык(а), сказал: «Паломники, совершающие хадж и умру — гости Аллаха: если они попросят у Него [что-то], Он дарует им [это]; если они воззовут к Нему, Он ответит им; если они будут молчать, Он первым [заговорит] с ними. [Более того], за каждый потраченный ими дирхам [во время паломничества] им возместят тысячей дирхамов!» («Маляз аль-ахьяр», т. 7, с. 223)

8. Подготовка к ихраму

Хаммад ибн Иса передал: «Я спросил Абу Абд-Аллаха (Имама Садыка)(а), о подготовке к состоянию ихрама². Он сказал: „[Это состояние предворяет] стрижка ногтей, укорачивание усов и сбривание волос на лобке“» («Маляз аль-ахьяр», т. 7, с. 307).

9. Взгляд на Каабу

Передаётся, что Имам Бакир(а), сказал: «Пока человек смотрит на Каабу, ему записываются благодеяния и стираются его грехи, [и так будет продолжаться до тех пор], пока он не отвернётся [от неё]» (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 96, с. 65).

10. Намерение при совершении хаджа

Передаётся, что Имам Садык(а), сказал: «Есть два вида хаджа: хадж ради Аллаха и хадж ради людей. Кто совершит хадж ради Аллаха, награда того и Рай — у Аллаха. Кто же совершит хадж ради людей, награда того в Судный день — на людях» (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 96, с. 24).

11. Пост в дни Ташрик в Мине

У Имама Садыка(а), спросили о том, почему является нежелательным пост в дни Ташрик, то есть одиннадцатого, двенадцатого и тринадцатого числа месяца Зу-ль-хиджа. Его светлость сказал: «Потому что люди, [совершающие паломничество], посещают Аллаха, и они — Его гости, а гостю не подобает поститься у того, кого он посетил и чьим гостем стал» (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 96, с. 34).

12. Хадж или джихад?

Передаётся, что Имам Садык(а), сказал: «Нет пути Аллаха достойнее, чем хадж, кроме как когда выходит человек с мечом на пути Аллаха и становится мучеником» (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 96, с. 49).

13. Награда за таваф

Передаётся, что Пророк Мухаммад(с), сказал: «Кто совершит семь обходов вокруг этого Дома (Каабы) и наилучшим образом прочитает два ракаа’та молитвы, [совершаемые при его обходе], тому будут прощены [его грехи]» (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 96, с. 49).

14. Хадж и обновление присяги

Передаётся, что Имам Бакир(а), сказал: «[Чёрный] камень подобен завету, а прикладывание руки к нему подобно присяге». Когда его светлость прикладывал к нему руку, то говорил: «О Аллах! Выполнил я долг свой и исполнил завет свой, дабы свидетельствовал за меня [Чёрный камень в День судный] перед Тобой, [что совершил я обязанность свою]!» («Аль-хаддж уа-ль-умра фи китаби уа сунна», с. 195)

15. Успех и сохранность религии

Передаётся, что Имам Садык(а), сказал: «[Исламская] религия не исчезнет, пока стоит Кааба!» (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 96, с. 57)

16. Причина названия Каабы

Один из сподвижников спросил Имама Бакира(а): «Почему Дом [Аллаха] назван „Бейт аль-атик“³?» Его светлость ответил: «Потому что Дом сей свободен от людей, и никто им не владеет, [помимо Аллаха]» (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 96, с. 59).

17. Три святые вещи

Передаётся, что Имам Садык(а), сказал: «У Аллаха есть три святые вещи, которым не подобно ничего: Книга Его (Коран), и она — повеление Его; свет Его — Дом Его (Кааба), который установил Он киблой для людей, и не примется обращение людей [с молитвой к Нему] куда-либо, помимо него; и род вашего Пророка(с)» (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 96, с. 60).

18. Пожертвования на содержание Каабы

Передаётся, что Имам Али(а), сказал: «Если бы у меня были две реки, в которых бы текли золото и серебро, я бы не потратил ничего из этого на Каабу, ведь [эти средства] достались бы богачам, а не беднякам!» (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 96, с. 67)

19. Вхождение в Каабу

Абд-Аллах ибн Синан спросил Имама Садыка(а), о значении аята: «И [всякий], кто войдёт в неё, пребудет в безопасности» (3:97). Его светлость сказал: «Кто из людей войдёт в святилище [Дома Аллаха], ища этим безопасности, пребудет в безопасности. Кто из верующих войдёт в этот Дом, ища защиты от гнева Аллаха, пребудет в безопасности от гнева Аллаха. Кто из животных и птиц войдёт в святилище, пребудет в безопасности от нападок и причинения страданий. [И всё это будет происходить] до тех пор, пока [они] не выйдут из него» (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 96, с. 74).

20. Четыре избранных места

Передаётся, что Пророк Мухаммад(с), сказал: «Поистине, Аллах избрал четыре места [на земле] и сказал: „Клянусь смоковницей и оливой, и [горою] Тур Синин, и этим городом безопасным!“ (95:1—3). „Смоковница“ — это Медина, „олива“ — Дом священный [в Иерусалиме] (Бейт аль-макдас)„[гора] Тур Синин“ — Куфа, а этот „город безопасный“ — Мекка» (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 96, с. 77).

21. Совершение хаджа посредством запретного имущества

Передаётся, что Имам Бакир(а), сказал: «Аллах не примет ни хаджа, ни умры, которые совершались посредством запретного имущества» (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 96, с. 120).

22. Этикет хаджа

Передаётся, что Имам Бакир(а), сказал: «Нет смысла в стремлении к этому Дому [Аллаха] (Каабе), если ему не сопутствуют три качества: богобоязненность, удерживающая от совершения грехов; терпение, сдерживающее гнев; и наилучшее обращение с теми, кто рядом» (Ас-Садук, «Аль-Хисаль», т. 1, с. 97).

23. Особенности хаджа для женщин

Передаётся, что Имам Бакир(а), сказал: «Для женщин необязательны: громкое произнесение тальбии; бег между [холмами] Сафа и Марва; вход в Каабу; прикладывание руки к Чёрному камню. Им [также] необязательно сбривать волосы — достаточно лишь укоротить их» (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 96, с. 189).

24. Сто двадцать милостей Аллаха

Передаётся, что Имам Садык(а), сказал: «У Аллаха, Свят Он и Велик, рядом с Каабой [верующих ожидает] сто двадцать милостей: шестьдесят из них — для совершающих обход [вокруг неё]; сорок — для молящихся [перед ней]; двадцать — для тех, кто смотрит [на неё]» (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 96, с. 202).

25. Место погребения матери Исмаила

Передаётся, что Имам Садык(а), сказал: «Поистине, Исмаил(а), похоронил свою мать в месте [стояния Чёрного] камня, а затем возвёл там стену, чтобы [никто] не наступал на [её] могилу» (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 96, с. 204).

26. Триста шестьдесят обходов вокруг Каабы

Передаётся, что Имам Садык(а), сказал: «Являются желательными триста шестьдесят обходов вокруг Каабы — по числу дней года. Если же ты не в состоянии сделать это, то соверши столько [обходов], сколько сможешь» (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 96, с. 204).

27. Прикосновение к краю Чёрного камня

Передаётся, что Пророк Мухаммад(с), сказал: «Совершайте обход вокруг Дома [Аллаха] (Каабы) и прикладывайте свои руки к краю Чёрного камня, ведь он — правая „рука“ Аллаха на земле, которую Он „пожимает“ Своему творению» (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 96, с. 202).

28. Молитва в Запретной мечети

Передаётся, что Имам Бакир(а), сказал: «Молитва в Запретной мечети — лучше, чем сто тысяч молитв, [совершённых] в любой другой [мечети]» (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 96, с. 241).

29. Вода из источника Замзам

Передаётся, что Пророк Мухаммад(с), сказал: «Вода [из источника] Замзам — исцеление для пьющего её» (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 96, с. 245).

30. Молитва на горе Арафат

Имам Рида(а) передал слова Имама Бакира(а): «Нет ни одного человека, праведника или грешника, который остановился бы у горы Арафат и воззвал [с молитвой] к Аллаху, чтобы Аллах не ответил [на] его [мольбу]. Что касается праведника, то [ответ ему будет дан относительно] его нужд в этом мире и следующем, а что касается грешника, то [ответ ему будет дан лишь относительно его нужд в] этом мире» (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 96, с. 251).

31. Важность горы Арафат

Передаётся, что Пророк Мухаммад(с), сказал: «Величайший грех при посещении [горы] Арафат [заключается в том, чтобы], уходя [от неё], считать, что тебе не были прощены [твои] грехи» (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 96, с. 248).

32. Награда за побивание камнями шайтана

Передаётся, что Имам Садык(а), сказал: «За каждый брошенный [в шайтана] камень [паломнику] прощается великий грех, влекущий за собой [суровое] наказание» (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 96, с. 273).

33. Причина метания камней в шайтана

Али ибн Джафар спросил у Имама Казыма(а), о причине метания камней в шайтана. Его светлость сказал: «Причина [этого] — в том, что проклятый Иблис явился Ибрахиму(а), на месте вершины, и Ибрахим бросил в него камень. Таким образом была установлена эта традиция (сунна)» (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 96, с. 273).

34. Жертвенное животное

Передаётся, что Имам Саджад(а), сказал: «Жертва, которую приносит паломник, становится его выкупом от огня [Ада]» (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 96, с. 288).

35. Захоронение сбритых волос в Мине

Было передано от Имама Бакира(а), от его отца Имама Саджада(а), который сказал: «Поистине, Хасан(а) и Хусейн(а), велели хоронить их волосы в Мине» (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 96, с. 302).

36. Посещение Посланника Аллаха

Передаётся, что Пророк Мухаммад(с), сказал: «Кто посетит мою могилу, тот заслужит моё заступничество. Посещающий же меня после [моей] смерти подобен посещающему меня при жизни» (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 96, с. 334).

37. Прощание с Каабой

Ибрахим ибн Махмуд передал: «Я видел, как Имам Рида(а), прощается с Домом [Аллаха] (Каабой). Когда он пожелал выйти из [Запретной] мечети, то упал в земной поклон. После этого он встал, повернулся к Каабе и произнёс: „О Аллах! Я возвращаюсь [к себе домой, будучи убеждённым в том, что] нет божества [заслуживающего поклонения], кроме Тебя!“» (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 96, с. 370)

38. Важность посещения Ахль аль-Бейт после выполнения хаджа

Передаётся, что Имам Бакир(а), сказал: «Поистине, людям было велено приходить к [Чёрному] камню и совершать обход [вокруг него], а затем идти к нам, [Людям Дома Пророка(с)], провозглашать их любовь к нам и оказывать нам помощь» (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 96, с. 374).

39. Приветствие людей, возвращающихся с хаджа

Передаётся, что Имам Садык(а), сказал: «Кто встретит паломника и пожмёт ему руку, тот уподобится тому, кто провёл рукой по [Чёрному] камню» (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 96, с. 384).

40. Кормление паломников

Передаётся, что Пророк Мухаммад(с), сказал: «Угощение (валима) происходит только в пяти случаях: урсхурсизарвикар и риказ. Что касается урс, то это — свадьба, хурс — это рождение ребенка, изар — это [обряд] обрезания, викар — это когда мужчина покупает дом, а риказ — это [угощение тех], кто возвращается из Мекки [после хаджа]» (Аль-Маджлиси, «Бихар», т. 96, с. 384).

Источник: https://shia.world

1)Тальбия — произнесение слов «Я перед тобой, о Аллах!» («Лаббейкя йа Аллах!»)

2)Ихрам — особое состояние духовной чистоты паломника, совершающего хадж. Для пребывания в нём требуется совершить полное омовение тела, облачиться в особые одеяния и соблюдать определённые правила.

3)«Атик» в переводе с арабского означает «свободный», «освобождённый».

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.