Четыре суры Куль (араб: القلاقل) — это название, включающее в себя четыре суры священного Корана – «Аль-Кафирун», «Аль-Ихляс», «Аль-Фаляк» и «Ан-Нас», которые начинаются со слова «куль», что с арабского переводится как «скажи». Эти суры также известны под названием «Зат аль-калакиль». Согласно хадису от Пророка (с) эти суры желательно читать для ограждения от различного рода бед.
Определение
Четыре суры «куль» – это обозначение четырёх сур священного Корана, первым словом в которых является глагол «куль», что с арабского переводится как «скажи» [1]. Под этим понятием подразумеваются следующие суры:
- сура «Аль-Кафирун», начинающаяся со слов: «Скажи: «О неверные!…»»;
- сура «Аль-Ихляс», начинающаяся со слов: «Скажи: «Поистине, Аллах един»»;
- сура «Аль-Фаляк» , начинающаяся со слов: «Скажи: «Взываю за помощью к Господу рассвета…»»;
- сура «Ан-Нас», начинающаяся со слов: «Скажи: «Я взываю за помощью к Господу людей…»» [2].
Другие имена, которыми называют эти 4 суры – «сувар куль» [3], «калакиль» и «зат аль-калакиль» [4]. Кроме этих четырёх сур также и сура «Джины» в начале имеет слово «куль» [5], однако она не известна под таким названием и не входит четыре суры «куль» [6].
Достоинства и особенности
В исламских преданиях не упоминается о каком-то особом достоинстве чтения четырёх сур «куль».Тем не менее, есть такие предания, в которых говорится о желательности чтения с целью ограждения себя или других от вреда и бед таких сур как: «Аль-Ихляс», «Аль-Фаляк» и «Ан-Нас» вместе с сурой «Фатиха» [7] или аятом «Аль-курси» [8]. Также в преданиях упоминается о желательности чтения четырёх сур «куль» вместе с сурой «ан-Наср» [9].
Также имеются Предания, в которых говорится о достоинстве чтения этих сур в ночных молитвах и в желательных молитвах в ночи месяца Раджаб [10]. В хадисе от Пророка (с), известном под названием «Зат аль-калакиль», рекомендовано читать эти суры для ограждения от урона для себя, своих детей и имущества [11].
В разные времена, четыре суры «куль» являлись неотъемлемым атрибутом различных религиозных традиций и обычаев в Иране, жители которого читали их для оберегания от опасностей. Так, Синаи Газнави, персидский поэт 13-го века по лунной хиджре, в одном из своих стихотворений упоминает четыре суры «куль» как защиту от несчастий и бед [12]. Также и Джалал ал Ахмад, современный литератор и автор поучительных рассказов, в одном из своих произведений пишет следующее: «Когда он вставал, то он с утра читал четыре суры «куль»» [13].
Тафсир аль-калакиль
Ибн Сина в своей книге «Тафсир аль-калакиль» приводит толкование трёх сур «куль» из четырёх, а именно – суры «Аль-Ихляс», «Аль-Фаляк» и «Ан-Нас». Благодаря Ихсану Яршатыру эта книга дошла до нас в виде 5 писем, в которых как раз приводится толкование Ибн Сины этих трёх сур «куль» [14]. Махмуд ибн Мухаммад Хасани Ва’изи, один из муфассиров 7-го века по лунной хиджре, в своей книге «Балабиль аль-калакиль» также занимается разбором и толкованием сур, которые начинаются со слова «куль» [15].
Источник: https://ru.wikishia.net
1) Лисани Фашарки, «Чаркуль», стр. 657.
2) Харири, «Фарханг-е естелахат-е коръани», 1384 год по солнечной хиджре, стр. 118.
3) Рамъяр, «Тарих-е Коръан», 1362 год по солнечной хиджре, стр. 597.
4) Лисани Фашарки, «Чаркуль», стр. 657.
5) Священный Коран, сура «Джины», аят 1.
6) Лисани Фашарки, «Чаркуль», стр. 657.
7) Хувайзи, «Тафсир нур ас-сакалайн», 1370 год по солнечной хиджре, т. 5, стр. 705.
8) Хувайзи, «Тафсир нур ас-сакалайн», 1370 год по солнечной хиджре, т. 5, стр. 702.
9) Табарси, «Маджма’ аль-баян», 1406 год по лунной хиджре, т. 10, стр. 839; Абу аль-Футух Рази, «Рауд аль-джинан ва рух аль-джинан», 1371 год по солнечной хиджре, т. 20, стр. 433; Суюты, «Тафсир ад-дурр аль-мансур», 1420 год по лунной хиджре, т. 8, стр. 658.
10) Хатыб Шарбини, «Мугни аль-мухтадж», 1377 год по лунной хиджре, т. 1, стр. 221; ад-Дамъяты аш-Шафи’и, «И’ана ат-талибин», 1418 год по лунной хиджре, т. 1, стр. 290.
11) Кутб ар-Раванди, «Сальва аль-хазин», 1407 год по лунной хиджре, стр. 85; Ага Бозорг Техрани Мухаммад Мухсин, «Аз-зари’а ила тасаниф аш-ши’а», издательство «Дар аль-адва», т. 6, стр. 376.
12) Хусейни, «Тасхих абъяти аз хадике-е сенаи бар асас-е кадими тарин носхе-е хатти», стр. 19.
13) Халладж Заде, «Джалал ва наср-е щекасте-е моасер», стр. 28.
14) Ибн Сина, «Пандж рисале», 1383 год по солнечной хиджре.
15) Алави Махр, «Аль-мадхаль ила тарих ат-тафсир аль-муфассирин», 1435 год по лунной хиджре, стр. 312 – 314.