Хадис «Смерть времен невежества»

Имамат — одна из основ исламской религии наряду с пророчеством (нубуват) и верой в Судный день (маад). Имамат подтверждён как Священным Кораном, так и сунной Посланника Аллаха(с). В этой программной публикации мы покажем насколько важно мусульманам знать Имама своего времени, и приведём доказательства, — как из шиитских, так и из суннитских источников, — что Имам своего времени должен быть всегда и люди должны присягать ему, а если они умрут, не присягнув ему, то умрут смертью времён невежества (джахилии), то есть язычества и неверия.

Шиитские источники

Один из близких шиитов Имама Джавада(а), Ахмад ибн Мухаммад ибн Халид аль-Барки, написал книгу «Аль-Махасин», в которой посвятил целую главу хадисам о присяге, назвав её «главой об умершем, не познавшем своего Имама»:

Ахмад аль-Барки передал: «Ибн Фаддал передал мне от Хаммада ибн Османа, что он передал от Исы ибн Сирри, что Имам Садык(а), сказал: „Не исправится земля без Имама, и кто умрёт, не зная Имама, умрёт смертью времён невежества“» («Аль-Махасин», т. 1, с. 153, хадис 78).

Ахмад аль-Барки передал: «Мой отец передал мне от Надра ибн Сувейда, что он передал от Яхьи аль-Халяби, что он передал от Хусейна ибн Абу Алада, который сказал, что он спросил Имама Садыка(а), о словах Посланника Аллаха(с): „Кто умрёт без Имама, тот умрёт смертью времён невежества“. Имам ответил: „Да, так и есть“» («Аль-Махасин», т. 1, с. 153, хадис 79).

Ахмад аль-Барки передал, что Надр ибн Сувейд передал ему от Яхьи, что Айюб ибн Хурр рассказал, что слышал как Имам Садык(а) передал слова Имама Бакира(а): «Всякий, кто умрёт без Имама, умрёт смертью времён невежества» («Аль-Махасин», т. 1, с. 154, хадис 80).

Ахмад аль-Барки передал, что Мухаммад ибн Али передал ему от Али ибн Ноумана аль-Джуфи, что ему передал Харис ибн Мугира ан-Надри, который передал от Имама Садыка(а), который передал от своих пречистых отцов, что Повелитель верующих Али(а), сказал: «Посланник Аллаха сказал: „Всякий, кто умрёт без Имама, умрёт смертью времён невежества“». Харис ибн Мугира ан-Надри спросил у Имама Садыка(а): «Что значит смерть времён невежества?». Имам ответил: «Смерть времён невежества является смертью неверного, лицемерного и заблудшего» («Аль-Махасин», т. 1, с. 154, хадис 80).

Ахмад аль-Барки передал от Ибн Махбуба, тот от Абд-Аллаха ибн Калиба, а тот от Джабира ибн Язида аль-Джуфи, что Имам Бакир(а), сказал: «Когда был ниспослан аят „В тот день, когда Мы призовём всех людей с их Имамом…“ (17:71), мусульмане сказали: „О Посланник Аллаха, разве не ты Имам всех людей?“. Посланник Аллаха ответил: „Я — Посланник, отправленный со стороны Аллаха всем людям, но после меня будут Имамы от Аллаха из моего семейства (Ахль аль-Бейт). Они выйдут к людям и будут ими оклеветаны. Лидеры неверия и заблуждения и их последователи поступят с ними несправедливо. Кто примет Имамов из моего семейства как своих руководителей, подчинится им, тот — от меня и со мной и встретит меня. Знайте же, что кто поступит с ними несправедливо, оклеветает их, тот — не от меня, и он не будет со мной и он далёк от меня!» («Аль-Махасин», т. 1, с. 155—156, хадис 81).

В книге сподвижника Имама Аскари(а), Мухаммада ибн Хасана ас-Саффара «Басаир ад-дараджат» также есть хадис, касающийся нашей темы:

Мухаммад ибн Хасан ас-Саффар писал, что Якуб ибн Язид передал ему от Ибн Абу Умейра, который передал от Мансура, а тот передал от Фузейла аль-Авара, что Абу Убейда аль-Хузайи сказал: «Во времена Имама Бакира(а), мы были как скитающиеся овцы без пастуха. В это время я встретился с Салимом ибн Абу Хамзой. Он сказал мне: „О Абу Убейда! Кто твой Имам?“. Я ответил: „Мои имамы — род Мухаммада!“. Он сказал: „Ты погиб и погубил других. Разве ты и я не слышал как Абу Джафар (Имам Бакир) сказал: «Всякий кто умрет, без имама (от Аллаха), тот умрет смертью времен невежества»“? Я сказал: „Клянусь своей жизнью, правда!“» («Басаир ад-дараджат», т. 5, с. 295, хадис 5).

Этот же хадис присутствует и в других авторитетных шиитских сборниках:

Али ибн Ибрахим передал от Мухаммада ибн Исы, который передал от Юниса ибн Абдульрахмана, что Хаммад передал от Абд-Аллаха, который сказал: «Я спросил Имама Садыка(а), о словах Посланника Аллаха(с): „Кто умрёт без Имама, тот умрёт смертью времён невежества“, относящихся к людям толпы (суннитам). Имам ответил: „Клянусь Великим и Всемогущим Аллахом, что это правда!“» («Аль-Кафи», т. 1, с. 236, хадис 2).

Имам Бакир(с): «Всякий, кто умрёт, не познав Имама, умрёт смертью времён невежества» («Аль-Имама уа табсира», с. 82, хадис 69).

Абдульвахид ибн Мухаммад ибн Абдус ан-Нишапури аль-Аттар сказал, что Али ибн Мухаммад ибн Кутейба ан-Нишапури передал ему от Фазла ибн Шазана, который рассказал: «Имам Реза(а), написал письмо Мамуну (аббасидскому халифу), в котором было написано: „Кто умрёт, не познав их (Имамов), тот умрёт смертью времён невежества“» («’Уйун ахбар ар-Реза», т. 2, с. 129, хадис 1).

Мухаммад ибн Ибрахим ибн Исхак передал от Абу Али ибн Хуммамравайат, что тот передал от Мухаммада ибн Усмана аль-Амри, который сказал: «Когда я был рядом с Имамом Аскари(а), его спросили о предании от его отцов: „Земля до Судного дня никогда не останется без довода Аллаха (Имама), и всякий, кто умрёт, не познав Имама своего времени, умрёт смертью времён невежества“. Имам ответил: „Это истина, (ясная) как день!“. Люди сказали: „О сын Посланника Аллаха! Кто Имам и довод после тебя?“. Имам ответил: «Мой сын Мухаммад — он Имам и довод над рабами Аллаха» (Садук, «Камаль ад-дин», с. 376, хадис 9).

Суннитские источники

Данное предание в различных формах можно встретить и в известных суннитских книгах:

«Тот, кто умер, не принеся присягу, — умер смертью джахилии» (Муслим, «Сахих», т. 3, с. 1478; Бейхеки, «Сунан», т. 8, с. 156; Хейсами, «Маджму аз-заваид», т. 5, с. 218; Альбани, «Сильсиля ахадис сахиха», т. 2, с. 715).

«Тот, кто умер без Имама, — умер смертью джахилии» (Ахмад ибн Ханбал, «Муснад», т. 4, с. 96; Хейсами, «Маджму аз-заваид», т. 5, с. 218; Тийалиси, «Муснад», с. 295; Ибн Хаббан, «Сахих», т. 7, с. 49; «Хильят аль-аулия», т. 3, с. 22).

«Тот, кто умер, и нет у него подчинения (Имаму), — умер смертью джахилии» (Хейсами, «Маджму аз-заваид», т. 5, с. 224; Ибн Абу Асим, «Китаб ас-сунна», т. 2, с. 489).

«Тот, кто умер, и нет над ним Имама общины, то его смерть — смерть джахилии» (Хаким, «Мустадрак», т. 1, с. 150).

«Тот, кто умер, и нет над ним Имама, — умер смертью джахилии» (Табарани, «Муаджаму ль-кабир», т. 10, с. 298; Абу Яли, «Муснад», т. 6, с. 251; Ибн Абу Асим, «Китаб ас-сунна», т. 2, с. 489; Хейсами, «Маджму аз-заваид», т. 5, с. 224-225).

Первое, что необходимо отметить по поводу данного хадиса, — это значение фразы «смерть времён невежества». Она означает ни что иное как смерть вне ислама. То есть Посланник Аллаха(с), говорит этим преданием, что тот, кто умер без подчинения и присяги Имаму своего времени, тот умер вне ислама. То есть так, как будто бы он вообще никогда не принимал ислам.

Второй важный пункт: хотя сунниты передали этот хадис в своих книгах и сошлись на его достоверности, никто из них не может ответить на логичный простой вопрос:

«Какому имаму вы принесли присягу, чтобы „не умереть смертью джахилии“?».

Не знаем, насколько они сами обращают внимание на данный парадокс. С одной стороны, у них нет какого-либо общепризнанного правителя, которому они могли бы принести присягу, с другой — они не могут сказать каков механизм назначения такого правителя, который помог бы им «не умереть смертью джахилии». Если же кто-то скажет, что «имамом» тут является кто-то из «имамов четырёх мазхабов», то такое оправдание будет неуместным, поскольку в хадисах речь идёт о подчинении живому Имаму, наделённому властью.

Если бы не было никакого другого хадиса, указывающего на ошибочность суннитской идеологии, этого одного предания было бы более чем достаточно.

Что касается шиитов, то для нас по данному поводу нет сомнений — Имамом, которому все мы принесли присягу, является Худжат ибн Хасан, Повелитель времени Махди(а), который жив в настоящее время и выхода из сокрытия которого мы все с нетерпением ожидаем.

Источник: https://shia.world

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.