Фа инни Кариб», или «Я Близок

Знаете ли вы, почему пальцы Бога и Адама (а), изображенных на знаменитом произведении искусства Микеланджело, которое можно увидеть на потолке Сикстинской капеллы Апостольского дворца в Ватикане, не соприкасаются? На картине указательный палец Бога вытянут до максимума, но палец Адама (а) изображён согнутым. Некоторые комментаторы считают, что смысл картины в том, чтобы объяснить, что Бог всегда рядом, но решение остаётся за человеком. Следовательно, если человек хочет «прикоснуться» к Богу, ему нужно лишь вытянуть палец.

В священном Коране говорится:

И когда спросят тебя рабы Мои обо Мне, [ответь им, что] Я близок, отвечаю Я на зов взывающего, когда взывает он ко Мне. Пусть же отвечают они [призыву] Моему и пусть уверуют в Меня — быть может, они пойдут путём правильным. [1]

Данный аят был ниспослан в ответ на вопрос человека, который когда-то спросил Пророка Мухаммада (с), настолько ли Аллах близок, что с Ним можно разговаривать шёпотом, или же Он столь далёк, что обращаться к Нему следует во весь голос. [2]

Кажется, жизненный парадокс заключается в том, что Бог желает от человека сближения с Ним, Он открыт этой «встрече» и «тянется» к Своему творению, тогда как сам человек зачастую не чувствует Божьего присутствия. Возможно, это качество стоит назвать навыком. Стоит развить в себе способность ощущать Бога, ибо Он постоянно присутствует и действует в нашей жизни. Через солнечные блики, пробивающиеся сквозь ветви качающихся одиноких ветвей деревьев, через улыбки незнакомых попутчиков по дороге на работу, через таинственным образом сложившиеся в нашу пользу обстоятельства, через любые неслучайные случайности и через многое другое Он даёт понять о том, что находится ближе, чем мы себе можем представить в самые одинокие и беспомощные минуты нашей жизни. В Коране Аллах так говорит о Себе:

И ведь сотворили Мы человека и знаем, что нашёптывает ему душа его, и Мы ближе к нему, чем вена ярёмная. [3]

Истинный смысл всеобщей и особой близости Аллаха заключается в том, что Его близость к творениям не противоречит тому, что Он находится выше них. Пречистый Аллах — Тот, Кто возвышен, несмотря на Его близость, и близок, несмотря на Его высокое положение.

Зачастую многие люди полагают, что процесс общения с Богом держится только лишь на каком-то однобоком материально-бытовом уровне. И в этом своеобразно выстроенном в голове товарно-рыночном союзе человек полагает, что Бог должен в непрестанном порядке проявлять полноценную отдачу: одаривать благами и ограждать от всяческих бед и т.д. Люди часто сетуют на свою жизнь и ропщут на Бога, возлагая на Него особую вину в происходящих житейских неприятностях, забывая в ходе подобных предвзятых и односторонних рассуждений о том, что они в свою очередь возможно недостаточно потрудились для воссоединения себя и своей жизни с Богом. Но что, если задуматься о том, что МЫ даём Ему взамен? Насколько успешны МЫ в том, чтобы находиться с Ним в постоянном контакте? Может ли быть так, что от нас Он хочет проявления хотя бы той любви к Себе, которой мы часто делимся с близкими и родными людьми, но Бога этой любовью обделяем?

На протяжении всей своей жизни у человека есть возможность общаться с Богом, а не просто прибегать к Нему в экстренных ситуациях. Желательно быть с Ним, подражать Его избранникам и всячески угождать своими благодеяниями. Неоспоримо и то, что подобное движение на пути к Богу держится на деяниях, которые Он Сам нам предписал: таких как пост в месяц рамадан, обязательная пятикратная молитва и т.д. Это своего рода благодарность, которую мы выражаем не просто на словах, а в делах и на практике. Но что, если быть с Богом не только механически, не только из предписанной обязанности, а из внутренней потребности? Например, потребности благодарить Его.

Любопытно отметить, что есть и такие люди, которые полагают, что вытянули свою руку и «прикоснулись» к Богу. Из уст таких людей часто доносятся громкие реплики, они могут клясться Богом всуе. В мусульманской культуре некоторые народы, такие как арабы или тюрки, к примеру, в бытовой жизни часто используют такие словесные формулировки как «Аллаха гурбан олум» (перев. с азерб. «да буду я жертвой Бога»), а затем во время застолья позволяют себе выпить рюмку алкогольного напитка или прочие на их взгляд допустимые деяния. Такие языковые формулы стали частью культуры, обесценились и перестали нести какое-то духовное содержание.

Есть и совершенно не очевидные для сердца состояния, в которых, казалось бы, практикующий религию человек (совершающий пятикратную молитву и т.д.) будто бы находится в привычном для себя ощущении постоянного контакта с Богом, при этом не замечая возникшего между ним и Богом разрыва. Возвращаясь к метафоре Микеланджело, это всё равно, что Адам (а) был бы изображён с закрытыми глазами, представлял бы себе, что соприкасается с Богом, но на самом деле находился бы в отрыве от Него. Порой в бытовой суматохе дней сложно остановиться и заметить, что ежедневные намазы стали носить абсолютно механический характер, что пост перестает доставлять внутреннее спокойствие, что таинства личных и душевных разговоров с Богом совсем сошли на нет. В эти минуты стоит найти в себе силы и подобрать подходящий для себя способ воссоединения диалога с Богом. Для кого-то это может быть чтение Корана в переводе или оригинале, для кого-то — посещение мечети или какого-либо исламского мероприятия (порой может быть достаточно лишь провести время в кругу членов своей общины). Словом, важно заняться тем, чтобы периодически подпитывать свой иман (веру) действиями, которые будут давать ощущение постоянного контакта с Богом. Ведь в исламской догматике есть четкое разграничение между религией и самой верой.

В одном из хадисов передается, как Имам Бакир (а) сказал:

Вера – это то, что поселяется в сердце, ведёт к Великому и Всемогущему Аллаху и подтверждается повиновением Аллаху и подчинением Его повелениям. А ислам – это то, что проявляется словом или действием, и его придерживается общность людей всех исламских течений. Посредством него сохраняется жизнь, передаётся наследство, дозволяется брак. Люди сошлись в молитве, закяте, посте, хадже и этим вышли из неверия. Ислам прибавляется к вере. Ислам не объемлет веру, а вера объемлет ислам. Они соединяются в слове и действии, подобно тому, как Кааба располагается в запретной мечети, а запретная мечеть не находится в Каабе. Так же вера объемлет ислам, а ислам не объемлет веру… [4]

Недостаточно просто прийти к исламу, стать мусульманином, признав единство Бога и пророчество Мухаммада (с). Недостаточно совершать предписания шариата. Необходимо работать над тем, чтобы не отпускать Божью длань и видеть Его присутствие во всём.

Источник: http://fatima-zahra.ru

[1] Коран, 2:186

[2] Ат-Табарси, Маджма‘ ал-байан, т. 2. стр. 278

[3] Коран, 50:16

[4] Аль-Кулайни, аль-Кафи, Китаб аль-иман в-аль-куфр, хадис 420

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.