Тафсир 124 айата суры аль-Бакара

[Вспомни,] как испытал Господь Авраама повелениями, и как тот выполнил их. Тогда сказал Он: «Воистину, Я сделаю тебя имамом (предводителем) для людей». Спросил Авраам: «А потомство мое?» Ответил Он: «Завет Мой не распространяется на тех [из них,] кто нечестив».


Звание имама – высшая награда для Авраама (а)
Начиная с этого аята, далее речь пойдет об Аврааме (а), почитаемом пророке Аллаха и герое борьбы за единобожие, а также о священном месте поклонения, Каабе, и о роли, которую играет этот центр монотеизма. Этим вопросам посвящаются следующие восемнадцать аятов, которые решают три основных задачи.

Первая из них – подготовить верующих к изменению киблы и объявить мусульманам о том, что Кааба – это наследство Авраама (а), разрушителя идолов. Если язычники и использовали этот Священный дом как свое капище, то лишь временно, и это никоим образом не уменьшило высочайший статус главного святилища Ислама.

Вторая – вновь обратиться к теме иудеев и христиан, которые считали себя последователями Авраама (а), разрушителя идолов, и его религии. Эти аяты, продолжая разговор об иудеях, начатый в многочисленных предыдущих аятах, позволяют понять, насколько далеки были эти люди от вероучения Авраама (а).

Третья задача была связана с тем, что арабские язычники были убеждены в том, что являются прямыми потомками Авраама (а). И их также предстояло убедить в том, что исповедовавшиеся ими верования и нормы поведения не имели ничего общего с религией Авраама (а), пророка–борца с языческими предрассудками.

Итак, начало аята гласит:

«[Вспомни,] как испытал Господь Авраама повелениями, и как тот выполнил их».

Эти слова напоминают о важных событиях в жизни Авраама, о выпавших на его долю тяжких испытаниях, из которых он с честью вышел, продемонстрировав при этом безупречные личные качества.

Когда Авраам (а) успешно прошел испытания, Аллах посчитал его достойным награды. Поэтому, обращаясь к нему, «…сказал Он: ‘Воистину, Я сделаю тебя имамом (предводителем) для людей’».

Чтобы Божественный дар получил продолжение в потомках, а пророческая миссия и имамат на закончились с его смертью, «спросил Авраам: ‘А потомство мое?’»

Ответ был таков:

«Завет Мой не распространяется на тех [из них,] кто нечестив».

Другими словами: Я удовлетворю твою просьбу, но только по отношению к тем из твоих потомков, кого будут отличать благие дела, душевная чистота и безгрешие, то есть к тем, кто достоин такой чести.

* * *

Пояснение
Что значит (повеления)?
Изучая аяты Корана, повествующие о совершенных Авраамом (а) великих деяниях, благодаря которым по воле Аллаха он стал имамом, мы неизбежно приходим к выводу, что термин /калимат/ ‘слова’, или Божественные заповеди, с помощью которых Бог испытывал Авраама (а), подразумевает отнюдь не обычные слова. Ведь испытания Авраама (а) не имели ничего общего с обыденным разумом или верой и не были чем-то привычным и знакомым. ‘Слова’ возлагали на пречистого пророка Авраама (а) целый ряд тяжелых, изнурительных, многотрудных обязанностей, и только ему одному было под силу их успешно выполнить. В качестве примера приведем несколько эпизодов.

Одно из испытаний касалось твердости веры Авраама (а) в Аллаха. Однажды во сне Господь повелел ему убить своего сына Исмаила. Проснувшись, он без колебаний приступил к исполнению Божественной воли (37:105-108). Это свидетельствует о том, что Авраам (а) уже тогда осознавал себя пророком Аллаха и знал, что его сон есть не что иное, как повеление Аллаха. Обладая такой уверенностью, он был готов, по воле Аллаха, исполнить то, на что не способен ни один любящий и разумный отец – убить собственного сына.

В другом случае он, подчиняясь Божественному повелению, оставил свою жену и малолетнего сына без еды и питья в безлюдной пустыне.

Авраам (а) выступил против идолопоклонников Вавилона, разбил их идолов, а затем на суде отважно защищал единобожие. Он не отрекся от своей веры, даже будучи брошенным в огонь, проявив при этом невероятную стойкость и терпение.

Несломленный, он покинул землю идолопоклонников и ушел в дальние края, чтобы нести людям свои пророчества.

Авраам (а) совершил еще множество подобных деяний, каждое из которых было не по плечу обычному человеку. Однако вера его была настолько сильна, что позволила ему успешно пройти все испытания и доказать, что он достоин быть религиозным лидером – ‘имамом’.

* * *

Достоинства, которыми должен обладать имам
Строго говоря, из прочитанного выше аята вытекает, что ранг имама, которого Авраам (а) был удостоен Аллахом только после многочисленных и трудных испытаний, выше ранга пророка.

В исходном смысле слова /имам/ означает ‘стоящий впереди’, однако в него может вкладываться различный конкретный смысл, в частности:

а) светский руководитель, распоряжающийся делами общины (согласно суннитской концепции);

б) глава верховной религиозной власти (как полагает часть суннитов);

в) лицо, ответственное за практическое осуществление религиозных обязанностей, будь то путем создания системы управления в широком смысле слова или посредством воплощения в жизнь заповедей и повелений Аллаха и обеспечения социальной справедливости наряду с духовным воспитанием верующих. Ранг имама выше ранга пророка, поскольку пророк и посланник только лишь получают от Аллаха повеления и несут их людям как добрую весть или предупреждение. Все это свойственно и имамам, которые, кроме того, воплощают в жизнь Божественные заповеди и воспитывают души людей как извне, так и изнутри. (Очевидно, конечно, что многие из пророков были также и имамами.)

По сути дела, предназначение имама – показать людям на практике цель религии, направлять их к ‘достижению идеала’, а не просто ‘указывать путь’.

Помимо этого, имамат подразумевает также и ‘Божественное руководство’, которое обусловлено наличием у имама врожденных способностей духовно влиять на людей, привлекая их к себе ореолом безгрешия и чистоты, умением тронуть сердца людей, которые вверяют себя его духовному руководству.

В этом отношении имам подобен солнцу, которое своим животворным светом дает энергию всему живому. Имам значит для духовного мира человека то же самое, что солнце – для его физического бытия.

В Святом Коране сказано: «Он, и ангелы Его благословляют вас, чтобы вывести вас из тьмы к свету, и Милосерден Он к верующим» (Сонмы, 33:43).

Из этого аята видно, что милость Аллаха и помощь Его ангелов могут вывести верующих, всех, кто уповает на Него, из ‘тьмы’ к ‘свету’.

То же самое можно сказать и об имамах. Присущий имамам и великим пророкам (а), обладавшим рангом имама, а также их преемникам дар подчинять и вести за собой людей оказывал глубочайшее воздействие на восприимчивые души, воспитывая их и выводя из пропасти невежества и заблуждений к свету истины.

Нет сомнений в том, что данный аят подразумевает третье значение понятия ‘имам’, поскольку, как явствует из многих других аятов Корана, идея ‘наставничества, руководства’ представляет собой один из элементов концепции имамата, о чем, в частности, сказано в суре Ас-Саджда (Земной поклон) — 32:24: «Из них выдвинули Мы имамов, которые вели [людей] по велению Нашему на путь прямой, поскольку были они (т.е. пророки эти) стойки и уверовали в знамения».

Наставничество означает не просто ‘указание пути’, как можно было бы предположить, исходя из того, что Авраам (а) был пророком и посланником, призванным ‘указать путь’, и до того, как стал имамом.

Однако Коран убедительно свидетельствует о том, что обязанности имама были возложены на Авраама (а) после того, как он сумел проявить твердость и терпение перед лицом всех трудностей и тягот, выпавших на его долю в борьбе за укрепление веры, и успешно преодолел самые тяжкие испытания. Этот ранг был выше ранга наставника, подразумевающего донесение до людей благих вестей и увещеваний.

Поэтому руководство, согласно концепции имамата, есть не что иное, как содействие ‘достижению идеала’, сохранение чистоты религии и подготовка программ духовного воспитания для тех, кто готов следовать за наставником.

Эта идея отчетливо прослеживается в предании от имама Садыка (а), где говорится: «Воистину, Всевышний Аллах сделал Авраама (а) Своим рабом прежде, чем сделал его Своим пророком. Воистину, Аллах сделал его Своим пророком прежде, чем сделал его Своим посланником. Аллах сделал его Своим посланником прежде, чем сделал Своим наперсником. Аллах сделал его Своим наперсником прежде, чем сделал имамом. Когда же Он объединил в нем все эти качества, то сказал: ‘Воистину, Я сделаю тебя имамом для людей’».

Далее имам (а) продолжает: «Так как для Авраама это было чрезвычайно важно, он сказал: ‘А потомство мое?’. Аллах ответил: ‘Завет Мой не распространяется на тех из них, кто нечестив’».[1]

В заключение имам Садык (а) говорит: «Глупец не может быть имамом набожных». Отсюда вывод, что только те из потомков Авраама (а) были достойны стать имамами, кто был чист душой и непогрешим.

* * *

В чем разница между пророческой миссией, посланнической миссией и имаматом?

Как следует из аятов Корана, а также из различных мусульманских источников и преданий, те, на кого Аллах возлагал высокую миссию, имели различные ранги.

А. Пророк – это тот, кто способен воспринимать откровения от Аллаха. Полученные Божественные откровения он передает людям.

В. Посланник – это тот, кто проповедует Божественные откровения, несет людям повеления Аллаха и воспитывает их души и умы посредством проповеди и убеждения. Следовательно, посланник призван своими усилиями и стараниями, используя любые доступные ему приемлемые средства, призывать людей в лоно веры в Аллаха и в Его заповеди, добиваясь изменений в их идеологии, убеждениях и мировосприятии в целом.

С. Имам – это тот, кто направляет и ведет за собой людей. Фактически, деятельность имама направлена на воплощение в жизнь повелений Аллаха путем приобретения авторитета и влияния, которые позволили бы ему установить богоугодную систему правления. Если же ему не удается создать систему официальной власти, то он делает все возможное, чтобы воплощать в жизнь заповеди Аллаха как в личной жизни, так и в сфере общественных отношений.

Другими словами, имам призван проводить в жизнь повеления Аллаха и обеспечивать их осуществление, в то время как посланник лишь проповедует эти повеления. То есть посланник указывает путь, а имам, помимо выполнения других своих ответственных обязанностей, которые были обрисованы выше, прокладывает путь к ‘достижению идеала’.

Следует также подчеркнуть тот неоспоримый факт, что многие из пророков, подобно Пророку Ислама (с), обладали всеми тремя рангами. Они получали Божественные откровения, проповедовали повеления Аллаха и прилагали практические усилия к организации богоугодной власти, которая следовала бы Его повелениям, одновременно занимаясь духовным воспитанием людей в соответствии со своими религиозными учениями.

Короче говоря, имамат – это всестороннее руководство мусульманской общиной: материальное и духовное, светское и религиозное, явное и тайное. Имам является главой исполнительной власти, лидером общества, наставником в вопросах религии и воспитателем нравственности.

Именно имам, обладая мистической духовной силой, направляет людей на путь самосовершенствования, с помощью данных ему знаний и наставнического дара просвещает невежд, а с помощью своего правительства, или других доступных ему рычагов власти воплощает в жизнь принципы справедливости.

Имам – высочайшее из званий Авраама (а)
Из определений концепции имамата явствует, что человек может быть пророком или посланником, не будучи при этом имамом. Чтобы достичь положения имама, необходимо наличие особых качеств. Так, например, Авраам (а), чтобы преодолеть последний этап восхождения к этому высокому званию, должен был вынести ряд многотрудных испытаний и доказать, что такими качествами он действительно обладает.

Может возникнуть впечатление, что для имама достаточно быть ‘достойным и образцовым’. Но при этом не учитывается тот факт, что Авраам был таковым уже в самом начале своей пророческой миссии. Кроме того, не только Авраам, но и все пророки и посланники обладали этими качествами с самого начала своего служения Господу. Уже Пророк должен быть безгрешным, поскольку все его деяния воспринимаются как образец для подражания. Поэтому Аврааму (а), пророку и посланнику Аллаха, ранг имама был дарован только после того, как он успешно прошел все испытания, доказав свое право на это звание.

* * *

Кто такой (нечестивец)?
Использованное в рассматриваемом аяте арабское слово ‘нечестивец’ (‘Завет Мой не распространяется на тех [из них], кто нечестив’) применимо не только к тем, кто поступает неправедно, несправедливо по отношению к окружающим. Понятие ‘несправедливость’, противопоставляемое в философском смысле понятию ‘справедливость’, которое подразумевает соответствие должному порядку вещей, в данном контексте трактуется более широко, и совершение несправедливого, нечестивого поступка означает здесь, что человек, действие или вещь оказываются в ситуации, не соответствующей должному порядку.

Поскольку высокое положение имама, возглавляющего как духовную, так и светскую жизнь людей, весьма ответственно и предполагает исполнение множества важных обязанностей, то совершение малейшего греха или проступка лишает человека права занимать эту должность.

Поэтому в преданиях от Ахл аль-бейт мы видим, что для доказательства права его светлости имама Али (а) стать преемником Святого Пророка (с) сразу же после его кончины члены семьи Пророка (с) в качестве подтверждения своей правоты ссылались именно на этот аят и указывали на то, что другие претенденты до возникновения Ислама, во времена джахилии, были идолопоклонниками, а единственным человеком, который ни разу не пал ниц перед идолами, помимо Пророка Мухаммада (с), был Али ибн Аби Талиб (а). Кто может быть нечестивее человека, поклоняющегося идолу! Разве не сказал Лукман своему сыну: «О сынок мой! Не поклоняйся наряду с Богом [Единым] другим [богам], ибо многобожие – грех великий»? (Лукман, 31:13).

Хишам ибн Салим в качестве примера приводит слова имама Садыка (а), который сказал: «Конечно, Авраам был пророком, но он не был имамом до тех пор, пока Аллах не сказал: ‘Воистину, Я сделаю тебя имамом для людей’. Спросил Авраам: ‘А потомство мое?’ Ответил Он: ‘Завет Мой не распространяется на тех [из них,] кто нечестив’. Те, кто поклонялся идолам, не станут имамами».[2]

Еще в одном предании Абдулла ибн Мас‘уд ссылается на мнение Святого Пророка (с), который сказал: «Аллах сказал Аврааму: ‘Я не дам своего завета [имамата] тем из твоих детей, которые будут нечестивы’. Авраам сказал: ‘Кто эти нечестивцы из моих отпрысков, которые не смогут получить Твоего завета?’ Аллах ответил: ‘Того, кто поклонялся идолу, отвернувшись от Меня, Я не сделаю имамом, ибо он не достоин быть имамом…’».[3]

* * *

Имам волею Аллаха
Из содержания данного аята ясно также, что имамом, безгрешным лидером, отвечающим за все стороны жизни верующих, можно стать только по воле Аллаха. Это объясняется тем, что, во-первых, имамат – это своеобразный завет, предлагаемый Аллахом, и очевидно, что имам должен назначаться Тем, Кто составил этот завет.

Во-вторых, те, кто хотя бы раз в жизни запятнал себя даже малейшим прегрешением, будь оно совершено против самого себя или против других людей, или был, даже очень короткий срок, идолопоклонником, не достоин звания имама. Чтобы стать имамом, человек должен быть абсолютно безгрешным.

Для Аллаха нет тайн в душах и сердцах своих рабов, и именно Он дал нам критерии оценки людей. Позже мы более подробно рассмотрим этот вопрос.

Если мы попробуем определить, кто же в соответствии с приведенным выше критерием должен был стать преемником Пророка (с), то придем к выводу, что этим человеком должен был стать не кто иной, как Повелитель правоверных Али (а).

Примечательно, что автор трактата «Аль-манар» приводит мнение Абу Ханифы, который считал, что существовавшая в то время государственная система была исключительно благоприятной для Алидов. Именно поэтому он одобрил восстание против правящей верхушки, во главе которой стоял Мансур из династии Аббасидов. По этой же причине он отказался возглавить Верховный суд при аббасидском режиме.

Далее автор «Аль-манара» добавляет, что четыре халифа, исповедовавших суннитский толк, были не согласны с тогдашними правительствами, которые они считали недостойными того, чтобы руководить мусульманами, ибо правители были жестоки и несправедливы.[4]

По иронии судьбы в наше время некоторые суннитские богословы одобряют и поддерживают тиранические режимы, запятнавшие себя злодеяниями и имеющие тесные связи с врагами Ислама. Но все это бледнеет на фоне того, что эти богословы считают правителей-тиранов /’улу-ль’амр/ ‘обладателями политической и религиозной власти’ и /ваджиб аль-’ита‘а/ ‘теми, кому следует повиноваться’.

* * *

Два вопроса
Необходимо также отметить, что концепция имамата вовсе не подразумевает, что имам якобы насильно наставляет всех на путь истины. Напротив, эта концепция исходит из того, что люди, обладая свободой воли и правом выбора, могут, каждый в соответствии со своими способностями и наклонностями, воспользоваться возможностью и доверить имаму руководство своим мирским и духовным воспитанием.

Как мы уже говорили ранее, имама можно уподобить солнцу, которое служит источником света, тепла и энергии для всех живых существ, обладающих способностью воспринимать их и с их помощью расти и развиваться.

В связи с предыдущим комментарием может также возникнуть впечатление, что каждый имам, прежде чем удостоиться своего высокого звания, должен был вначале быть пророком или посланником, в то время как безгрешные преемники Святого Пророка (с) таковыми не являлись.

Отвечая на этот вопрос, следует заметить, что не существует обязательного условия, согласно которому каждый, кто претендует на звание имама, должен быть пророком или посланником. Если его предшественник был пророком, посланником и имамом, как Пророк Ислама (с), то обладающий должными качествами преемник, не будучи сам пророком или посланником, может продолжить выполнять обязанности своего предшественника в качестве имама. Такая ситуация возникает, когда уже нет необходимости в новом посланнике, как это произошло после Пророка Ислама (с), последнего из пророков.

Другими словами, если процесс получения Божественных откровений и передачи всех повелений был ранее завершен и задача состоит только в том, чтобы воплотить их в жизнь, то истинные преемники пророка могут продолжать начатую им практическую работу, не будучи сами пророками или посланниками.

* * *

Выдающаяся личность Авраама (а)
Имя Авраама (а) упоминается 69 раз в двадцати пяти сурах Корана. Этот великий пророк (а) награжден в них самыми лестными эпитетами и удостоен высочайших похвал Аллаха. Он был прообразом, живым образцом совершенного человека.

Его исключительные знания об Аллахе, логически безупречно построенные речи, разоблачавшие идолопоклонников, активная борьба против тиранов своей эпохи, преданность и терпение в исполнении повелений Аллаха, невиданная стойкость во всех жизненных перипетиях и тяжелых испытаниях служат образцом для подражания и достойным примером для всех мусульман, а также для тех, кто еще только ищет свой путь к Аллаху.

Говоря словами Корана, Авраам (а) был ‘избранным’ и ‘добродетельным’[5], ‘в числе праведников’[6], ‘предводителем’[7], ‘праведником’[8], ‘смиренным, кротким’[9]. Кроме того, он был несравненно храбр и чрезвычайно великодушен.

более подробно, если будет на то воля Аллаха, мы обсудим этот вопрос в комментариях к аятам суры Ибрахим — 14, особенно ее последней части.

Источник: http://alhassanain.org

[1] Усул аль-Кафи, том 1, гл. 2 с изложением рангов пророков (наби), посланников (расул) и имамов , стр.

[2] Усул аль-Кафи, том 1, гл. ‘Пророки и посланники’, предание 1.

[3] Шейх Туси, Аль-амали, стр. 379, опубл. в 1414 г.

[4] Аль-манар, том 1, стр. 457

[5] Сура Сад — 38:47.

[6] Сура Ан-Нахль (Пчелы) — 16

[7] Там же, аят 20.

[8] Сура Марйам — 19:41.

[9] Сура Ат-Тауба (Покаяние) — 9:

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.