Относительно существования и сущности главный спор состоит в том, существование ли является подлинным или сущность? Имеется в виду, что мы в вещах постоянно выделяем два значения и считаем оба значения по отношению к ним истинными. Одно из этих двух значений есть существование, а другое — «чтойность» («существование»). Например, мы знаем, что человек существует, дерево существует, число существует, количество существует… Но число обладает одной чтойностью и одной «mahiyat» сущностью[5], а человек — другой чтойностью и сущностью. Когда мы спрашиваем: «Что такое число?» — последует один ответ, а когда спрашиваем: «Что такое человек?» — ответ будет другим. Многие вещи имеют очевидное существование, т.е. знаем, что они существуют, но не знаем, что они такое. Например, знаем, что жизнь существует, электричество существует, но не знаем, что такое жизнь и что такое электричество. Знаем многие вещи — что они такое. Например, «круг» у нас имеет ясное определение, и мы знаем, «что такое круг?» Но мы не знаем, имеет ли круг в объективной природе реальное существование или нет. Следовательно, существование есть нечто иное, или «чтойность».
С другой стороны, знаем, что это множество, т.е. двойственность сущности и существования есть чисто рассудочное явление, т.е. в объективной реальности ни одна вещь не есть две вещи. Следовательно, одна из этих вещей есть объективная, подлинная, вещь, а другая — рассудочная и неподлинная.
Этот спор, несомненно, долгий, а наша цель — в этих общих рассуждениях только знакомство с терминологией. То, что мы здесь должны знать, — это то, что проблема подлинности бытия и сущности не имеет долгой прошлой истории. Эта проблема изобретена в исламском мире. Фараби, Ибн Сина, Хаджа Насираддин Туси и даже Шейх Ишрак не поставили на обсуждение проблему под названием «подлинность сущности и подлинность существования». Этот спор возник в философии во время Мир Дамада (начало одиннадцатого века хиджры).
Мир Дамад был сторонником подлинности сущности. Но его знаменитый ученик Садр ал-мута’аллихин доказал подлинность бытия. С той поры все философы, имевшие достойные внимания идеи, были сторонниками подлинности бытия. Мы в третьем томе «Принципы философии и метод реализма» в определенной мере выяснили особую роль мистиков, мутакаллимов и философов в подготовке предпосылок, приведших к возникновению этой философской идеи Садр ал-мута’аллихина.
Вместе с тем следует сказать, что в наше время процвела некая философия, которую часто также называют философией подлинности бытия, и она есть философия экзистенциализма. То, что в этой философии называется подлинностью бытия, относится к человеку. Эта философия доказывает, что человек, в отличие от всех других вещей, не обладает какой-либо определенной, предзаданной сущностью и определенной моделью. Человек сам формирует и создает свою «чтойность». Эта идея в значительной мере правильная, и она в исламской философии подтверждена. Но то, что в исламской философии называется подлинностью бытия, во-первых, не относится только к человеку, а относится ко всему миру. Во-вторых, в исламской концепции подлинности бытия спор о подлинности обозначает объективность в противовес рассудочности и субъективности. Спор же экзистенциализма о подлинности означает первенство и предшествование. Во всяком случае, эти две концепции подлинности бытия не следует отождествлять.
Источник: http://alhassanain.org