Существование и сущность.

Относительно существования и сущности главный спор состоит в том, существование ли является подлинным или сущность? Имеется в виду, что мы в вещах постоянно выделяем два значения и считаем оба значения по отношению к ним истинными. Одно из этих двух значений есть существование, а другое — «чтойность» («суще­ствование»). Например, мы знаем, что человек существует, дерево существует, число существует, количество существует… Но число обладает одной чтойностью и одной «mahiyat» сущностью[5], а человек — другой чтойностью и сущностью. Когда мы спрашиваем: «Что та­кое число?» — последует один ответ, а когда спрашиваем: «Что такое человек?» — ответ будет другим. Многие вещи имеют очевидное су­ществование, т.е. знаем, что они существуют, но не знаем, что они такое. Например, знаем, что жизнь существует, электричество суще­ствует, но не знаем, что такое жизнь и что такое электричество. Зна­ем многие вещи — что они такое. Например, «круг» у нас имеет ясное определение, и мы знаем, «что такое круг?» Но мы не знаем, имеет ли круг в объективной природе реальное существование или нет. Следо­вательно, существование есть нечто иное, или «чтойность».
С другой стороны, знаем, что это множество, т.е. двойствен­ность сущности и существования есть чисто рассудочное явление, т.е. в объективной реальности ни одна вещь не есть две вещи. Следовательно, одна из этих вещей есть объективная, подлинная, вещь, а другая — рассудочная и неподлинная.
Этот спор, несомненно, долгий, а наша цель — в этих общих рас­суждениях только знакомство с терминологией. То, что мы здесь должны знать, — это то, что проблема подлинности бытия и сущно­сти не имеет долгой прошлой истории. Эта проблема изобретена в исламском мире. Фараби, Ибн Сина, Хаджа Насираддин Туси и даже Шейх Ишрак не поставили на обсуждение проблему под на­званием «подлинность сущности и подлинность существования». Этот спор возник в философии во время Мир Дамада (начало один­надцатого века хиджры).
Мир Дамад был сторонником подлинности сущности. Но его знаменитый ученик Садр ал-мута’аллихин доказал подлинность бытия. С той поры все философы, имевшие достойные внимания идеи, были сторонниками подлинности бытия. Мы в третьем томе «Принципы философии и метод реализма» в определенной мере выяснили особую роль мистиков, мутакаллимов и философов в под­готовке предпосылок, приведших к возникновению этой философс­кой идеи Садр ал-мута’аллихина.
Вместе с тем следует сказать, что в наше время процвела не­кая философия, которую часто также называют философией под­линности бытия, и она есть философия экзистенциализма. То, что в этой философии называется подлинностью бытия, относится к че­ловеку. Эта философия доказывает, что человек, в отличие от всех других вещей, не обладает какой-либо определенной, предзаданной сущностью и определенной моделью. Человек сам формирует и создает свою «чтойность». Эта идея в значительной мере правиль­ная, и она в исламской философии подтверждена. Но то, что в ис­ламской философии называется подлинностью бытия, во-первых, не относится только к человеку, а относится ко всему миру. Во-вторых, в исламской концепции подлинности бытия спор о подлин­ности обозначает объективность в противовес рассудочности и субъективности. Спор же экзистенциализма о подлинности означа­ет первенство и предшествование. Во всяком случае, эти две кон­цепции подлинности бытия не следует отождествлять.

Источник: http://alhassanain.org

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.