Связь между наукой и верой

Мы уже выяснили, какова связь между человеческим и животным началом в человеке, или, иными словами, каково соотношение между культурной и духовной жизнью, с одной стороны, и материальной — с другой. Стало ясно, что чело-веческое начало первично и независимо и не является только отражением животного начала. Мы также уяснили себе, что знание и вера суть два столпа в ряду нескольких основ человечности. А теперь хоте-лось бы рассмотреть эти два понятия, в частности в их реальной или потенциальной взаимосвязи.

К сожалению, в христианском мире в результате искажения некоторых частей Ветхого Завета (Пяти-книжия) получила распространение мысль, которая дорого обошлась как знанию, так и вере: я имею ввиду утверждение о противоречии между наукой и верой. Корни этого заблуждения следует искать в Книге Бытия Ветхого Завета.

Так, в стихах 16-17 главы второй Книги бытия, где речь идет об Адаме, рае и запретном дереве, чи-таем: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: «От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»».1

А в стихах 1-8 главы третьей говорится следую-щее: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог, И сказал Змей жене: «Под-линно ли сказал Бог: «Не ешьте ни от какого дерева в раю?»» И сказала жена Змею: «Плоды с дерев мы мо-жем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, что-бы вам не умереть». И сказал Змей жене: «Нет, не ум-рете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши и вы будете, как боги, знаю-щие добро и зло». И увидела жена, что древо хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясание».

В стихе 23 той же главы говорится:

«И сказал Господь Бог: «Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно…»»

Согласно этому представлению о человеке, Боге, познании и непокорности, дело Бога (религии) заключается в том, чтобы человек не познал добро и зло и не получил в руки силу познания. Запретное древо — это Древо познания. Человек взбунтовался и нарушил запрет Господа (иными словами, отказался выполнять установленное законами и пророками), дабы достичь знания, и именно за этот проступок Господь изгнал его из Божественного рая.

Согласно этим представлениям, все искушения исходят из искушений познания. Таким образом, дьявол-искуситель — это тот же ум.

Для нас, мусульман, знающих из Корана, что Гос-подь дал человеку все виды знания и приказал ангелам небесным поклониться человеку (Дьявол был изгнан за то, что не захотел поклониться человеку, наместнику Аллаха, сведущему в истинах), странно читать то, что мы находим в Книге Бытия. Ведь Сунна учит нас, что Запретным древом было древо жадности, корысти и т.д., то есть то, что относится к животной, а не человеческой стороне человека; что дьявол-искуситель всегда выступает против рассудка, потакая животным страстям; что в человеке проявлением дьявольской сущности является похоть, а не разум.

Именно такой подход способствовал тому, что за прошедшие 1500 лет история Европы была разделена на периоды веры и знания, причем эти два понятия противопоставляются друг другу. В то же время исто-рия ислама делится на эпоху Расцвета — эпоху веры и знания, и эпоху Регресса, когда наука и религия были подвержены регрессу одновременно. Мы, мусульмане, должны освободиться от ложных представлений, которые нанесли невосполнимый ущерб науке, вере и человечности. Нам не следует слепо утверждать, что существует неоспоримое противоречие между двумя указанными понятиями.

Теперь проведем научный анализ этой проблемы, чтобы установить, действительно ли эти две стороны и две основы человеческого в человеке относятся каждая по себе к отдельной эпохе, действительно ли человек обречен на получеловеческое существование, то есть неполное развитие человеческого на-чала в каждой конкретной эпохе, всегда ли он будет несчастен от одной из двух причин: от незнания и невежества или от безверия?

Тогда станет ясно, что любая вера неизбежно ос-нована на особом мышлении, мировоззрении и миропознании, причем многие из этих представлений, даже будучи основой веры, могут противоречить принципам логики и научным данным, в результате чего должны быть отброшены. Но речь идет не об этом. Речь о том, существует ли такое представление о мире и бытии, которое не только согласуется с наукой, философией и логикой, но и служит прочной основой для благодатной веры?

Если станет ясно, что такое мировоззрение су-ществует, то можно считать доказанным и вывод о том, что человек не обречен на одно из двух несчастий, о которых мы говорили выше.

Говорить о связи между знанием и верой можно с двух точек зрения. Во-первых, может ли существовать такое представление, которое не только будет способствовать появлению веры и идеалов, но в то же время будет подтверждаться логикой, или же вся-кое мышление, основанное на науке и философии, противоречит вере, духовной привязанности, надеждам и счастью человека? Мы еще рассмотрим эту проблему в рамках беседы о мировоззрении.

Во-вторых, нужно рассмотреть воздействие на-уки, с одной стороны, и веры — с другой, на человека. Действительно ли наука призывает к одному, а вера — к чему-то противоположному? Наука формирует нас по-своему, а вера — совсем по-другому? Наука ведет к одному, а вера — к другому? Или же наука и вера дополняют друг друга, причем наука созидает одну половину человека, а вера — другую? В таком случае, что дает нам вера, а что — наука?

Наука дает нам просвещение и силу, а вера — лю-бовь, надежду и теплоту; наука создает средства, а вера — цель; наука придает скорость, а вера указывает цель; наука есть возможность, в то время как вера оп-ределяет правильное желание; наука показывает то, что в действительности есть, тогда как вера вдохновляет на то, что должно быть сделано; наука — это вне-шняя революция, а вера — революция внутренняя; наука превращает окружающий мир в мир человека, а вера придает душе человечность; наука развивает человеческое бытие в горизонтальном направлении, а вера — в вертикальном; наука создает природу, а вера — человека. И наука и вера придают человеку силы, но сила науки дробна и дисперсна, тогда как сила веры непрерывна. И в науке и в вере есть красота, но наука — это красота разума, а вера — это красота души, наука — это красота мысли, а вера — это красота чувств. Наука дает внешнюю безопасность, а вера — внутреннюю. Наука защищает от болезней, наводнений, землетрясений и штормов, а вера — от волнений, одиночества, чувства неприкаянности и бессмысленности существования. Наука примиряет человека с миром, а вера приспосабливает его к са-мому себе.

Потребность людей как в науке, так и в вере, при-влекала к себе пристальное внимание как религиоз-ных, так и нерелигиозных мыслителей. Великий уче-ный Мухаммад Экбаль Лахури сказал так:

«Сегодня человечество нуждается в трех вещах: духовно-религиозном объяснении мира, духовной свободе человека и основных глобальных принципах, которые объяснили бы эволюцию человеческого общества с духовной точки зрения. Несомненно, новая Европа создала значительный мыслительный аппарат в этой области, но опыт показывает, что истина, полученная только рассудочным путем, не обладает тем жаром живого убеждения, которое достижимо исключительно посредством личного вдохновения. Именно поэтому чистый рассудок не оказал сколько-нибудь значительного влияния на человечество, тогда как религия всегда была факто-ром развития людей и изменения человеческих со-обществ. Эмпиричность мышления европейцев гак и не стала животворным фактором в жизни Европы. Единственным результатом такого мышления стало появление «мечущегося Я», которое пытается обрести самое себя среди разнообразных и несогласованных демократий, которые в основном занимаются тем, что эксплуатируют бедных в пользу богатых. По-верьте, сегодня Европа является наибольшим пре-пятствием на пути морального прогресса человечества. С другой стороны, мусульмане обладают идеями и совершенством абсолютных потребностей, осно-ванных па Божественном откровении, которое, про-исходя из глубин жизни, придает ее поверхностной стороне отпечаток внутренней сути. Для мусульманина духовная основа жизни, есть дело его убеждений, он готов не задумываясь отдать свою жизнь в защиту этих убеждений»2.

Вил Дюран, знаменитый автор «Истории циви-лизации», будучи нерелигиозным ученым, тем не менее пишет: «Разница между старой и новой механизированной эпохами заключается только в средствах, а не в целях…Чтобы вы сказали на то, что со-вершенствуются только методы и средства, но не цели и задачи?»3

Этот же автор добавляет: «Богатство утомительно, ум и мудрость суть слабый холодный свет. Только любовь своим неописуемым теплом утешения согревает сердца».4 В наше время в основном стало понятно, что сайентизм (опора только на науку) и чисто научное воспитание не может создать совершенного человека. Такое воспитание создает только половину человека. В его результате получается человеческий полуфабрикат, а не готовый продукт. Такой человек обладает силой и мощью, но не совершенством и добродетелью, он одномерен, а не многомерен. В наше время всем уже стало понятно, что эпоха чистой на-уки прошла и что обществу угрожает вакуум идеалов. Некоторые пытаются заполнить этот вакуум чистой философией, другие обратились к литературе, искус-ству и гуманитарным наукам. И в нашей стране пред-лагается заполнить этот духовный вакуум путем об-ращения к антропоцентричной культуре (культуре, направленной на человека), в частности к произведениям религиозного мистицизма таких поэтов, как Моулави, Саади и Хафиз, Но те, кто это предлагают, будто не знают, что эта литература почерпнула свой дух и свою привлекательность из религии. Ее человечность — это дух исламской религии. Если это не так, то почему некоторые современные произведения, пытающиеся заниматься проблемами человека, настолько холодны, бездушны и непривлекательны? Гуманитарное содержание нашей духовно-мистической литературы (ирфан) берет свое начало в исламском взгляде на мир и человека. Если отделить дух ислама от этих шедевров, останется мертвая бездушная литературная форма.

Вил Дюран относится к тем, кто ощущает этот ва-куум, предлагая в качестве его заполнителя литературу, философию и искусство. Он говорит: «Основной ущерб нашим школам и университетам нанесен системой воспитания Спенсера 5, который рассматривал воспитание в качестве средства адаптации человека к его среде. Такой подход бездушен и механистичен, он вытекает из философии «механицизма». Творческий разум и душа не приемлют его. В результате всего этого программы наших школ заполнены теоретическими и механическими дисциплинами, в то время как в них практически нет литературы, истории, фи-лософии и искусствоведения, которые рассматриваются как бесполезные предметы. В результате чисто научного воспитания можно получить, только некий инструмент. Воспитанный так человек чужд красоте и мудрости. Мир только бы выиграл, если бы Спенсер ничего не написал»6.

Странно: хотя Вил Дюран и признает, что существующий вакуум прежде всего лежит в сфере идеалов, целей и стремлений, доходя до абсурда; хотя он и подтверждает, что это вакуум в сфере мышления и веры в цели и задачи человека, тем не менее полагает, что любая духовность, даже та, которая не выходит за рамки фантазии, может дать выход из положения, и на полном серьезе утверждает, что увлечение историей, искусством, эстетикой, поэзией и музы-кой может заполнить эту пустоту, корни которой во взыскующей идеалов сущности человека и в его со-вершенстве, ищущем положенного ему.

Источник: книга «Человек с точки зрения Корана»

1) 3десь и далее приводится канонический перевод на сов-ременный русский язык Синодального издания.

2)«Возрождение религиозной мысли в исламе», перевод на персидский Ахмада Драма, стр. 203.

3)«Удовольствие философии», стр. 292.

4)Ор.с.1.,стр. 135.

5)Известный английский философ XIX века.

6)«Удовольствие философии», стр. 206.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.