Роль свободы выбора человека в его нравственности

Нет никаких сомнений в том, что между убеждением в свободе выбора и волей человека и вопросами нравственности есть очень тесная взаимосвязь, потому как если отрицать наличие выбора и свободы воли у человека, то все понятия о нравственности автоматически теряют весь свой смысл.

Именно по этой причине божественные религии, функция и задача которых состоит в воспитании людей и улучшении их нравов, являются самыми рьяными защитниками и борцами за человеческую свободу (обратите на этот момент особое внимание). По той же самой причине священный Коран просто полон аятами, которые утверждают о наличии свободы выбора у человека и отрицают фатализм. Количество таких аятов исчисляется сотнями 1 .

Если разбираться в принципе всяческих возложенных Господом на людей обязанностей и требования подчинения, равно как и все запреты на ослушание и совершение греха, или награждения и воздаяния, или же в принципе суда и справедливости, вместе со всеми видами наказания, как в этом мире, так и в следующем, то все это вновь и вновь будет удостоверять нас в том, что человек непременно должен иметь свободу выбора и воли, дабы все это могло иметь значение и смысл.

В том случае, если мы сталкиваемся в священном Коране с такими аятами, которыми представители идеи фатализма («джабра») оперируют в качестве доказательства истинности своей позиции, то причина этому лишь в поверхностном понимании подобных аятов, при понимании которых не учитывается их истинное толкование.

Смысл подобных аятов на самом деле сводится к отрицанию полной свободы человека, а не к утверждению об отсутствии у него воли и выбора, что подтверждается самим священным Кораном. Однако эта тема весьма пространна, и мы не имеем возможности раскрыть ее в полной мере в рамках обсуждаемой нами темы.

Убеждение в фатализме и отсутствии свободы воли и выбора у человека может стать мощным фактором для разложения нравов и, как следствие, любого греха. Причиной тому является то, что человек каждый свой грех отсылает к тому, что так было написано у него на роду и что он никак не способен изменить свою судьбу, и таким образом он еще больше погружается в трясину грехов. В истории также имеется немало прецедентов, когда грешники, ссылаясь на эту же идею, оправдывали любой свой грех и всяческое проявление гнусного характера, говоря: «Хорошие мы или плохие, в любом случае не мы себя создавали такими. Воистину, такими нас создал предвечный Владыка, который с самого первого дня нашего творения предначертал для нас подобный удел. Таким образом, вершители благих деяний не должны гордиться своими поступками, равно как и грешники не должны порицать себя за свершения грехов».

Поэтому все пророки (а), равно как и последний из них, в первую очередь и прежде всего, проповедовали именно идею свободы воли человека 2 .

Источник: https://www.makarem.ir

1)»Анвар Аль-Усуль» – «Светочи основ», автор великий аятолла Макарем Ширази, издательство «Мадрасат Аль-Имам Али ибн Аби Талиб (а)», г. Кум, 1428 год хиджры по лунному календарю, издание второе, т. 1, стр. 229, глава 4 «Свобода выбора и предопределение».

2)Выдержка из книги «Ахлак дар Куръан» – «Нравственность в Коране», автор великий аятолла Насыр Макарем Ширази, издательство «Мадрасат Аль-Имам Али ибн Аби Талиб (а)», г. Кум, издание первое, 1377 год хиджры по солнечному календарю, т. 1, стр. 95.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.