Рамадан, необыкновенный месяц

О вы, которые уверовали! Затем говорится о том, что пост не является специфической особенностью жизненного уклада мусульманской общины, поскольку его издавна практиковали и другие народы.Завершается первый аят данного отрывка словами, которые раскрывают суть и предназначение поста и показывают, что исполнение этой Божьей заповеди приносит прекрасные плоды.В предании от Имама Садыка (а) сказано: «Вся прелесть этих слов (‘О вы, которые уверовали!’) в том, что они снимают усталость, проистекающую от трудов такого поклонения»

Всевышний Аллах говорит в священном Коране:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ ﴿183﴾

143. 183. О вы, которые уверовали! Предписан вам пост, подобно тому как был он предписан тем, кто жил до вас, — быть может, станете вы богобоязненными

Также:

 أَيَّامًا مَّعْدُودَاتٍ فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ فَمَن تَطَوَّعَ خَيْرًا فَهُوَ خَيْرٌ لَّهُ وَأَن تَصُومُواْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ ﴿184﴾ 

144. 184. на число дней некоторое [, Богом] установленное. А если болен кто-либо из вас или находится в пути, то поститься следует в другое время столько же дней [, сколько пропущено]. А тем, кому трудно поститься, надлежит кормить бедняка во искупление. А если добровольно сделает кто-либо большее, то ему же это и во благо. А в посте для вас польза добрая, — знали бы вы только это.

Также в Коране мы читаем:

شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِيَ أُنزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِّنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ وَمَن كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ يُرِيدُ اللّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلاَ يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُواْ الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُواْ اللّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ ﴿185﴾

145. 185. «И когда вступит кто-либо из вас в месяц рамадан, в котором был ниспослан Коран – руководство [истинное] для людей, разъяснение пути прямого и отделение [Истины от лжи], — пусть проводит постясь [эти дни]. А если будет кто болен или в пути, то пусть столько же дней [постится] в другие дни. Желает вам Аллах облегчения, а не затруднения, желает, чтобы вы завершили пост и чтобы возвеличивали вы Бога за то, что наставил Он вас на путь истинный. Быть может, возблагодарите вы Его».

 Месяц рамадан был выбран для проведения поста, поскольку он выделяется из числа других месяцев мусульманского лунного года. В последнем из аятов рассматриваемого отрывка предпочтение рамадана перед другими месяцами объясняется тем, что в этот месяц был ниспослан Коран – книга, ведущая человечество по пути истины, книга, которая своими повелениями и установлениями отделила истину от заблуждения и тем самым указала человеку дорогу к процветанию. Кроме того, в аятах Корана, а также в ряде мусульманских источников содержится указание на то, что все великие Божественные книги, включая Тору, Библию, Псалмы Давида, Свитки Авраама и сам Коран были ниспосланы именно в этот месяц.

По этому поводу Имам Садык (а) сказал: «Тора была ниспослана шестого рамадана, Библия – двенадцатого, Псалмы – восемнадцатого, а Коран – в ночь предопределения (лайлат аль-кадр) этого месяца».    Таким образом, месяц рамадан – это месяц ниспослания великих Божественных книг. Рамадан всегда был месяцем обретения знаний, которое невозможно без наставления и практической тренировки. Образовательная цель поста направлена на получение глубоких и прочных знаний относительно Господних указаний, которые очищают душу человека от всяческого греха.

Однажды, в последнюю пятницу месяца шаабан, Пророк Ислама (с) прочел проповедь, посвященную значению рамадана, дабы подготовить своих сподвижников к встрече священного месяца. В этой великой проповеди его светлость сказал: «О люди! Близится месяц Аллаха, исполненный блага, милосердия и прощения. Аллах считает этот месяц лучшим из всех.

В глазах Аллаха, его дни – лучшие из дней, его ночи – лучшие из ночей, его часы – лучшие из часов.

В этот месяц ваше дыхание – это прославление Аллаха, ваш сон – это обожание Аллаха. Ваши деяния (на ниве поклонения Аллаху) принимаются, ваши мольбы – удовлетворяются.

Поэтому искренне и чистосердечно просите Аллаха, Господа вашего, дать вам силы для соблюдения поста и чтения Его Книги (Корана) в Рамадан, ибо несчастен тот, кто не заслужит прощения Аллаха в этот великий месяц.

Пусть голод и жажда, которые вы испытаете в этот месяц, напомнят вам о голоде и жажде Судного дня. Раздавайте милостыню беднякам и нуждающимся, уважайте стариков, будьте добры к детям, укрепляйте родственные связи.

Удерживайте свой язык от произнесения греховных речей, не смотрите на то, на что Аллах запретил смотреть, не слушайте то, что вашим ушам не позволено слышать. Проявляйте доброту к чужим сиротам, чтобы и ваши сироты могли обрести заботу…»

Пост – источник набожности.Вслед за предыдущим разделом, где рассматривалось несколько важных установлений Ислама, данные аяты обращены к еще одному установлению – посту, который является одним из наиболее значительных актов поклонения Господу. Эта группа аятов начинается в том же торжественном тоне, что был присущ и предыдущим аятам:О вы, которые уверовали! Предписан вам пост, подобно тому как был он предписан тем, кто жил до вас…Сразу же вслед за этими словами короткой, но очень емкой и исполненной глубокого смысла фразой раскрывается суть и предназначение этой формы поклонения, служащей возвышению человеческой души:…быть может, станете вы богобоязненными…Покойный Кулейни в своей знаменитой книге «Аль-Кафи» трактует набожность как отказ от греховных поступков. Большинство грехов проистекает из гнева и похоти. Пост умеряет эти инстинктивные проявления человеческой натуры, способствуя тем самым обузданию пороков и укреплению набожности. Действительно, пост является важнейшим инструментом для воспитания набожности, оказывая влияние на все стороны жизни верующего. Ниже мы поговорим об этом более подробно.Поскольку эта форма поклонения Господу связана для человека с некоторым ограничением телесных радостей и преодолением определенных трудностей, особенно когда пост выпадает на летнее время, в рассматриваемом отрывке приводятся различные аргументы, подготавливающие человека к соблюдению этого Божьего установления.С целью привлечь внимание и возбудить интерес к предмету обсуждения, первый из рассматриваемых аятов начинается такой фразой:

О вы, которые уверовали! Затем говорится о том, что пост не является специфической особенностью жизненного уклада мусульманской общины, поскольку его издавна практиковали и другие народы.Завершается первый аят данного отрывка словами, которые раскрывают суть и предназначение поста и показывают, что исполнение этой Божьей заповеди приносит прекрасные плоды.В предании от Имама Садыка (а) сказано: «Вся прелесть этих слов (‘О вы, которые уверовали!’) в том, что они снимают усталость, проистекающую от трудов такого поклонения»

Следующий аят содержит несколько установлений, которые также позволяют легче переносить тяготы поста. Начинается он такими словами:

…на число дней некоторое [Богом] установленное

Это означает, что вы должны поститься не в течение всего года или большей его части, а всего лишь ограниченное число дней.

Следующее правило: А если болен кто-либо из вас или находится в пути, то поститься следует в другое время столько же дней [сколько пропущено] Затем говорится о третьей категории верующих, которым пост полностью противопоказан. К ним относятся пожилые люди и хронические больные. А тем, кому трудно поститься, надлежит кормить бедняка во искупление. А если добровольно сделает кто-либо большее, то ему же это и во благо

И, наконец, заключительные слова рассматриваемого аята еще раз подчеркивают смысл соблюдения поста.

А в посте для вас польза добрая, — знали бы вы только это Эта фраза, ко всему прочему, подтверждает тот факт, что пост как одна из форм религиозного поклонения, ничего не добавляет к величию и славе Аллаха, а приносит пользу только верующему. Об этом же говорится и в ряде исламских преданий.Так, например, святой Пророк (с) сказал: «Все грехи того, кто постится в месяц поста, будут прощены». В одном из преданий приводятся Слова Самого Аллаха«Пост — Мой, и я вознаграждаю постящегося». Еще в одном предании есть такие слова святого Пророка (с)«Пожертвование есть для всего, так вот пост — это пожертвование для плоти». Таким образом, становится ясно, что слова ‘а в посте для вас польза добрая, — знали бы вы только это’ обращены не к какой-то конкретной группе людей, а ко всем постящимся.Последний аят данного отрывка содержит сведения о времени поста и разъясняет некоторые правила его проведения. Из первой части аята мы узнаем, что поститься следует в месяц Рамадан:И когда вступит кто-либо из вас в месяц Рамадан, в котором был ниспослан Коран –…

А Коран – это не что иное, как

…руководство истинное для людей, разъяснение пути прямого и отделение [Истины от лжи], — 

Затем вновь повторяется повеление, обращенное к тем, кто болен или находится в пути:

…пусть проводит постясь ]эти дни]. А если будет кто болен или в пути, то пусть столько же дней [постится] в другие дни

Повторное обращение к больным и путникам, которое мы уже встречали в предыдущем аяте, возможно, связано с тем, что некоторые люди, считая несоблюдение поста делом постыдным и совершенно недопустимым, постятся даже во время болезни и длительной поездки. Поэтому таким повтором Коран дает понять этим людям, что пост — это религиозная обязанность для здоровых людей, находящихся в обычной обстановке. Но такой же обязанностью для больных и путников является и отказ от поста (соответственно их состоянию), и несоблюдение этой обязанности является грехом.

В конце аята еще раз говорится о смысле Божественного повеления, каким является пост.

Желает вам Аллах облегчения, а не затруднения…

Эти слова говорят о том, что, хотя пост и является своеобразным ограничением, все же в итоге он приносит человеку душевный покой и облегчает телесные недуги.

Кроме того, из этих слов можно сделать вывод и о том, что повеления Господа нельзя уподобить повелениям тиранов. Если исполнение повеления затруднительно для человека, Аллах предписывает ему более легкую обязанность. Именно исходя из этого, от поста, несмотря на всю его важность, освобождаются больные, путники и ослабленные люди, не способные соблюсти его требования.   Затем сказано:…желает, чтобы вы завершили пост… То есть каждому здоровому человеку следует для поддержания здоровья поститься каждый год в течение месяца. А если в месяц рамадан он заболеет или окажется в пути, то пост в течение требуемого количества дней надо провести в другое, более подходящее время. Даже женщины в период менструации, когда им разрешено не совершать молитву, не освобождаются от поста, а лишь переносят его на другое время.

Источник: https://ahlibeyt.by

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.