Пророк и божественные законы правления

Законы, оставленные нам Пророком (с) условно можно разделить на две части – основные божественные законы и божественные законы правления. Основные божественные законы это те, которые были получены от Всевышнего в откровениях и переданы Пророком людям для исполнения их. Эти законы составляют основу Шариата и никто кроме Всевышнего не имеет права устанавливать их. Основные божественные законы представлены в Коране и в ряде 57 божественных откровений, полученных Пророком (с) в течение своей пророческой миссии и освещающим различные вопросы. Божественные законы правления – это законы, которые не были введены Всевышним напрямую, но предоставлены для определения и уточнения Пророку после того, как он с божественного позволения занял место правителя. Тогда Пророк (с) получил право вводить свои законы для управления и обеспечения социальных нужд общины. К примеру, им были установлены нормы налогообложения для покрытия потребностей государства и многие другие. К разряду законов правления относятся также вопросы объявления войны или мира, джихада или призыва к обороне, установление связей с другими исламскими и неисламскими странами, законы судопроизводства, государственные и частные границы, конфискация частной собственности или ограничение её, введение ставших актуальными новых законов и правил в различных областях жизни исламского государства. Пророку (с) были вручены бразды правления, а потому предоставлены широкие полномочия для осуществления этого правления.

В Священном Коране говорится: «Пророк ближе к верующим (по вере и в мирских вопросах), чем они сами (друг к другу)»(1) . В этом аяте есть указание на преимущества Пророка в управлении мирскими и духовными вопросами в мусульманской умме.

Из отдельных хадисов также следует, что Пророку (с) было дозволено вводить правила и законы по отдельным вопросам, в том числе по вопросам богослужения и обрядовой стороне веры.

Абу Басир передаёт: «Я спросил у имама Садика (а) ِر ِمن ُكْم аята тафсире о ْم ْْلَ ولِي ا ُ ِطی ُعوا ال َّر ُسو َل َوأ َ َّهللاَ َوأ ِطی ُعوا َ أ (Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас) (2) , и он ответил: “Этот аят был ниспослан об Али ибн Абу Талибе (а) и о Хасане (а) и о Хусейне (а)” Тогда я сказал, что люди спрашивают, почему имя Али и имена людей Дома [Пророка] в Коране не названы? Имам ответил: “Скажи им на это: намаз в Коране указан, но количество ракатов, три их надо делать, или четыре, — не указано. Пророком сказано об этом. В Коране говорится о закяте, но размер его — одна сороковая часть или иная — не указано. Это Посланник Аллаха (с) определил размеры закята. Принцип хаджа указан в Коране, но нет ни слова о необходимости семикратного обхождения Каабы, это Пророк ислама указал на это. Аят َهللاَّ ِطی ُعوا ِر ِمن ُك أ ْم َ ْم ْْلَ ولِي ا ُ ِطی ُعوا ال َّر ُسو َل َوأ َ َوأ (Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас), также был ниспослан об Али и Хасане и Хусейне (а). Ведь Посланник Аллаха (с) во время прощального хаджа сказал об являюсь я Кому (من كنت موَله فعلي موَله :следующее!) ему мир (Али господином, для того и Али – господин)”»(3) .

Основываясь на подобных хадисах можно сказать, что божественные законы правления несколько выходят за рамки исключительно светских вопросов и касаются некоторых обязанностей мусульман. Во всем правилах, введённых Пророком (с) так или иначе присутствуют указания на обязанности мусульман, в отличие от многих законов в Коране, также полученных Пророком в божественных откровениях. В любом случае, введённые Пророком правила имеют законное обоснование и обязательны для исполнения мусульманами. Ведь, опираясь на явные указания Священного Корана, повиновение Пророку и исполнение его рекомендаций и запретов является обязательным для всех правоверных. В Коране говорится: «О вы, которые уверовали. Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас»(4) .

Стоит отметить, что Посланник Аллаха (с) никогда не допускал небрежности или необдуманности при определении и введении законов правления. Он всегда исходил из знания истинных ценностей, которые он постиг в божественных откровениях. Пророк ислама (с) был безупречен и не подвержен совершению ошибок и прегрешений. В Коране говорится: «Не заблудился ваш товарищ и не сошел с пути. Он не говорит по прихоти. Это – всего лишь внушаемое ему откровение. Научил его обладающий могучей силой»(5) .

Таким образом, ещё одним источником знаний Пророка (с) можно назвать его личную осведомлённость в истинных и общих потребностях, как в этом мире, так и в последующем.

Фазил ибн Йасир передаёт: «Слышал я как имам Садик (мир ему!) сказал: “Всевышний своего посланника подготовил наилучшим образом. Когда же его воспитание подошло к концу и достигло совершенства, Он сказал ему: علَ َک لَ ِنَّ ٍق َع َو ی ِظ إ ُ ,иٍ (م ُخ ی ل поистине, ты — великого нрава) (6) . Потом вручил ему управление делами веры и руководство общиной, чтобы он наставлял правоверных и правил ими. После этого было сказано: مُك ُاَت َ َو َما آ تَهُوا то, посланник вам даровал что И (ال َّر ُسو ُل فَ ُخذُوهُ َو َما نَهَا ُكْم َعنْهُ فَانْ берите, а что он вам запретил, от того удержитесь) (7) .

Посланнику Аллаха благодаря святому духу сопутствовала удача и успех. Он не знал ошибок в правлении людьми и был воспитан в божественных правилах. Тогда Всевышний определил по два раката в каждом намазе, так чтобы в сутки всего получалось десять ракатов. После этого Пророк добавил в некоторые ещё по два раката, исполнение которых обязательно, кроме случаев нахождения в путешествии. А в вечерний намаз Пророк (с) добавил один ракат, который обязателен даже для путников. В итоге стало семнадцать ракатов, и Всевышний это одобрил. Тогда Посланник Аллаха (с) определил необязательные намазы в количестве 34 ракатов, т.е. в два раза больше обязательных. И это также было одобрено Аллахом. То есть всего обязательных и необязательных ракатов в сутки стало 51.

Всевышний Аллах указал на необходимость держания поста в месяце рамадане, а Пророк ислама добавил в качестве желательного деяния ещё пост в месяце шаабан и три дня в каждом другом месяце. И это также получило одобрение Аллаха. Всевышний запретил употребление вина, но Пророк Аллаха наложил запрет на все опьяняющие напитки, и это было утверждено Аллахом.Пророк (с) сверх указанного Аллахом ввел немало запретов и ограничений, позволяющих мусульманину избавиться на избранном пути от многих трудностей и соблазнов. Соблюдение запретов Пророка для мусульман является обязательным Запреты и ограничения, введённые Пророком никак не противоречат запретам, указанным в Коране, но дополняют их и расширяют. Так, запрет Пророка на употребление любых опьяняющих напитков не обозначает, что кому-то можно пить вино, запрещённое Аллахом, также и никому, кроме путников, не было позволено сократить намаз на два раката, добавленных Пророком. Итак, запреты и указания Пророка ислама (с) стали обязательны как запреты и указания Аллаха, и мусульмане должны повиноваться и следовать им»(8) .

Имам Садик сказал: «Всевышний Аллах своего пророка обучал лучшему нраву, пока тот не достиг в этом совершенства, и тогда ему было сказано: علَ َک لَ ِنَّ ٍق َع َو ی ِظ إ ُ — ты, поистине, иٍ (م ُخ ی ل великого нрава) (9) . Потом Аллах вручил ему управление делами веры и сказал: َ آ تَهُوا вам даровал что И (تَا ُكُم ال َّر ُسو ُل فَ ُخذُوهُ َو َما نَهَا ُكْم َعنْهُ فَانْ посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь) (10) . Всевышний определил доли при разделе наследства, но долю для старшего поколения не указал. Это Посланник Аллаха распорядился отдавать одну шестую часть собственности усопшего его живому предку старшего поколения. И это распоряжение Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) нашло одобрение у Аллаха, ведь именно по этому ِر هَ ِح َسا ٍب َذا َعطَ :сказано было поводу َغْی ِ ْم ِس ْك ب َ ْو أ َ Наш — Это (ا ُؤنَا فَا ْمنُ ْن أ дар, и благодетельствуй или держи без расчета!)”(11) » (12)

Имам Мухаммад Бакир сказал: «Посланник Аллаха (c) ввёл наказание за нанесение ущерба и нарушение его законов и определил размер компенсации за повреждение глаза, плату за убийство и пределы наказания за пристрастие к вину и любому другому опьяняющему напитку». Тогда у имама спросили: “Значит ли это, что Посланник Аллаха ввёл закон сам, не получив на то указаний от Всевышнего?”. Ответил имам: “Да, для того, чтобы стало ясно, кто повинуется Посланнику Аллаха, а кто противится”»(13) .

Имам Садик (мир ему!) сказал: «Клянусь Богом! Всевышний никому не вручил управление делами веры, кроме Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) и имамов. Аллах Всемогущий сказал: ن َیَ ْب َ َح ِّق لِتَ ْح ُكم ْ ال ِ ِكتَا َب ب ْ ْی َك ال لَ ِ نَا إ ْ ن َزل َ ا أ ِنَّ إ َرا َك ّهللاُ َ ِ َما أ ِس ب ا َّالن) Мы ниспослали тебе писание в истине, чтобы ты мог судить среди людей так, как показал тебе Аллах) (14) . Эти же слова относятся и к наместникам Пророка (с)”»(15)

Источник: книга ИМАМАТ  И  ИМАМЫ

1) Коран, 33:6

2) Коран, 4:59

3) Джами Ахадис  Аш-Шиа, Т.1, С. 247

4) Коран, 4:59

5) Коран, 53:2-5

6) Коран, 68:4

7) Коран, 59:7

8) Кафи, Т.1 , С.266

9) Коран, 68:4

10) Коран, 59:7

11) Коран, 38:39

12) Кафи, Т.1, С.267

13) Кафи, Т.1, С.267

14) Коран, 4:105

15) Кафи, Т.1 , С.268




Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.