О нравственности и безнравственном окружении

Для обозначения нравственности в исламе используются два термина: «ахляк» и «адаб». Слова «ахляк» (اخلاق) и «адаб» (ادب) в арабском языке имеют значение этики, морали, нравственности и воспитания. В исламе выделяются следующие основные ценности: вера, жизнь, разум, продолжение рода, собственность. Эти ценности выступают в качестве основных объектов охраны шариата. Во главе иерархии ценностей ислама находится вера.

В мире не так много людей, которых можно назвать по-настоящему нравственными. Но откуда берется нравственность? С этим качеством не рождаются. Это результат воспитания. Сначала ребенок наблюдает за взрослыми, их поведением, поступками. Маленьким детям чуждо лицемерие, поэтому видя, что у родителей слова расходятся с делом, они усваивают эту модель поведения. Это не значит, что такой человек уже не станет нравственным. Мы должны непрерывно работать над собой, над силой характера. Нравственность способствует созданию гармоничных отношений между людьми, формированию доверия и уважения. Нравственные люди воспитывают в себе такие качества, как справедливость, честность, сострадание, толерантность. Они понимают, что не только их собственные действия имеют значение, но и влияние, которое они оказывают на окружающих. Благодаря этому нравственность помогает создавать более гармоничное и справедливое общество, где каждый человек может чувствовать себя уважаемым и защищенным.

В современном мире тема безнравственности обычно связывается с человеком, не соблюдающим моральные принципы, пренебрегающим нравственными нормами, с тем, кто не может отличить хорошее от плохого, взять ответственность за свои поступки… Но на самом деле все глубже, сложнее и менее очевидно, чем это кажется на первый взгляд.

Безнравственность может проявляться в различных формах. Некоторые люди сознательно нарушают законы, вредят другим, обманывают. Другие же могут проявлять безнравственность в более скрытой форме, например, игнорируя чувства и потребности других людей, не выражая уважения и сострадания к окружающим и т.д.

Приведу пример из своей жизни. Как-то раз, оплачивая покупки в магазине, я заметила, что продавец дал мне сдачу больше, чем нужно. Я вернула лишнее назад, но мои знакомые посчитали этот поступок глупым. Вроде бы сами они не сделали ничего плохого, но своей оценкой моего действия показали, что они поступили бы иначе – забрали бы чужие деньги себе.

От Ахл ал-бейт (а) до нас дошли советы, содержащие предостережение от общения и дружбы с определенными людьми и причины на это. Давайте обратимся к ним.

‎عن محمد بن مسلم بن الصادق عن أبيه(ع) قال: قال لي أبي علي بن الحسين(ع) يا بنيّ انظر خمسة فلا تصاحبهم ولا تحادثهم ولا ترافقهم في طريق، فقلت يا أبت من هم عرّفنيهم؟ قال إيّاك ومصاحبة الكذّاب فإنه بمنزلة السّراب يُقرّب لك البعيد ويُبعد لك القريب، وإيّاك ومصاحبة الفاسق فإنه بايعك بأكلةٍ أو أقلّ من ذلك وإيّاك ومصاحبة البخيل فإنّه يخذلك في ماله أحوج ما تكون إليه وإياك ومصاحبة الأحمق فإنّه يريد أن ينفعك فيضرّك، وإيّاك ومصاحبة القاطع لرحمه فإني وجدته ملعوناً في كتاب الله عزّ وجلّ في ثلاثة مواضيع

Имам Садик (а) рассказывает со слов своего отца имама Мухаммада Бакира (а), что его отец, Али ибн аль-Хусейн (а), сказал:

«О сын мой! Существует пять (категорий людей), с которыми ты должен быть настороже, не водить с ними дружбу, не вести с ними разговоры и не брать в спутники, отправляясь в дорогу».

Тогда Имам Бакир (а) спросил своего отца (а), кого тот имеет в виду, и попросил назвать их. И отец (а) ответил ему (а):

«1. Не водись с лжецом, ибо он, подобно миражу, делает в твоих глазах далекое близким, а близкое – далеким.

2. Не водись с безнравственным человеком, ибо он продаст тебя за корку хлеба, а то и дешевле.

3. Не водись со скрягой, ибо он подведет тебя в тот самый момент, когда тебе больше всего нужны будут деньги.

4. Не водись с глупцом, ибо он, желая услужить тебе, только навредит.

5. Наконец, держись подальше от того, кто не поддерживает отношений с родственниками, ибо в Книге Аллаха Великого и Всемогущего он, как я обнаружил, проклинается трижды» (речь идет о сурах «аль-Бакара» (2:27), «ар-Раад» (13:25) и «Мухаммад» (47:22)) (аль-Кафи, т. 2, стр. 641).

Если следовать данному хадису, мы сможем оградить себя от безнравственного окружения и его влияния. Важно учесть, что нравственность начинается с нас. Быть нравственным человеком – это одно из обязательных составляющих ислама. Мусульманину важно делать то, что правильно, а не то, что легко и удобно, и не забывать, что есть Господь, который знает обо всем. Тому, кто поселил свое сердце у Аллаха, обеспечен покой и умиротворение.

Всем нам не хватает той степени нравственности, которая была у Посланника Аллаха (с), ведь он (с) еще до пророческой миссии, обладая щедростью, храбростью, честностью, правдивостью, верностью данному слову, получил прозвище «аль-Амин», что означает «честный, доверенный».  Нам нужно стремиться соответствовать высоким нравственным стандартам, установленным Пророком Мухаммадом (с), и таким образом способствовать оздоровлению нашего общества.

Источник: http://fatima-zahra.ru

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.