О зависти или о том, как не стать жертвой чужого успеха

Одной из не самых однозначных и простых для понимания эмоций часто называют зависть. Дело в том, что она издавна табуируется в обществе. В католическом богословии зависть трактуется как «скорбь о благополучии ближнего» и является одним из семи смертных грехов, потому что предполагает мысль о несправедливости установленного Богом порядка. Предостережения по поводу зависти содержатся в десятой заповеди Моисея: «Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего». И, конечно, главным прообразом зависти часто называют то, что двигало Каином, когда он убил своего брата Авеля. В Коране говорится:

И заставила подчиниться [плотская] душа его (Каина) [воле, повелевающей] убить брата своего, и убил он его, и стал он [одним] из потерпевших убыток [1].

Английский философ Фрэнсис Бэкон в своём «Эссе о гражданской и моральной жизни» писал, что никакая страсть так не околдовывает человека, как любовь и зависть. И кому не хватает собственного блага и достоинств, тот будет питаться чужим несчастьем, будет стараться нанести ущерб благополучию другого.

В мусульманском обществе также принято сторониться пагубного влияния этого чувства. Коран и другие исламские источники изобилуют назиданиями на данную тему. Так, например, в «Аль-Кафи» приводится, как Имам Садик (а) сказал:

Остерегайтесь завидовать друг другу, ведь, поистине, зависть — корень неверия [2].

Имам Бакир (а) предостерегал:

Поистине, зависть поедает веру подобно тому, как огонь пожирает дрова [3].

Посланник Аллаха (с) указывал на то, как Аллах сказал Мусе ибн Имрану:

Поистине, зависть препятствует получению Моих милостей, отвергает блага, которыми Я наделяю рабов Своих [4].

Зависть и ревность (часто идущие под руку) подтолкнули родных братьев пророка Юсуфа (Иосифа) убить его, повинного лишь в том, что он был любимым сыном их отца, пророка Якуба (Иакова). В последний момент по просьбе одного из них братья передумали и бросили двенадцатилетнего Юсуфа в колодец.

Мы часто слышим о «хороших» и «плохих» эмоциях. И если к первым причисляют те чувства, которые доставляют нам удовольствие, то знаком «минус», к коим и относится зависть, характеризуют те, которые в целом предпочли бы не испытывать. На первый взгляд эта дифференциация звучит вполне логично, так как едва ли найдётся человек, который выбрал испытывать зависть, злость или обиду, вместо того чтобы радоваться. Однако все эмоции всё же существуют для того, чтобы лучше понимать себя и мотивировать к действию. Если стоит задача присвоить эмоции знак «плюс» или «минус», то лучше сделать это, задавшись вопросом: эмоция, испытываемая и транслируемая нашему окружению в данный момент, помогает или мешает? Более рационально думать о чувствах в категориях конструктивных или деструктивных. И тогда стоит попытаться выяснить, почему существует зависть и о чем она нам сигнализирует. А также можно ли эту эмоцию сделать своим инструментом для самосовершенствования?

Само слово «зависть» этимологически образовано от существительного «завида» и однокоренного с ним глагола «завидеть», то есть «увидеть издалека». От устаревшего слова «завида» было образовано и прилагательное «завидный», то есть являющийся предметом зависти; прекрасный, такой, которого можно пожелать для себя.

Традиционно зависть подразделяют на два вида: белую (конструктивную) и чёрную (деструктивную). В исламской терминологии принято называть белую зависть – «гибта», а черную – «хасад». Таким образом, в отличие от русского языка, где присутствует только одно слово, нуждающееся в пояснении, в арабском языке даже лексически разделяются эти смыслы.

Человек, завидующий белой завистью, склонен видеть успехи других людей и радоваться за них, не злорадствует и не желает им несчастья. «Белая» рождается из восхищения, к которому примешиваются здоровое желание достичь того, чего не хватает. Стоит только задуматься, как становится ясно, что порой некоторые наши достижения являются тем, чему мы осознанно или неосознанно завидовали раньше. И возможно, именно зависть даёт первый толчок в сторону реализации желаний, которые на первый взгляд кажутся невозможными.

При «чёрной» зависти человек неистово желает, чтобы объекты его зависти лишились благ, не пользовались успехом, которыми по несправедливому стечению обстоятельств не обладает он сам. Порой пожелание зла перестаёт быть тайным и толкает жертву этого чувства на действия: завистник начинает строить козни, распускать клевету, а порой применяет физическую силу. В одном из хадисов передается, как Имам Садик (а) сказал:

Воистину, верующий испытывает белую зависть, не желая зла, но никогда не завидует чёрной завистью. А лицемер завидует чёрной завистью и не испытывает белой зависти, в которой нет пожелания зла [5].

Нередко «чёрная» зависть имеет психосоматические проявления. Завистник, по сути, иссушает в первую очередь свои тело и душу. По данным некоторых телесно-ориентированных психотерапевтов, негативное влияние зависти на организм зависит от психотипа человека. В целом для завистника это чревато спазмами сосудов, сердечной тахикардией, гипертонией. Известный мусульманский богослов Макарем Ширази также утверждает, что зависть оказывает негативное воздействие не только на духовный мир человека, но и отрицательно влияет на его физическое здоровье:

Чем большим количеством благ будут обладать другие люди, тем большей завистью будет изводить себя завидующий. Он будет не в состоянии думать о чем-либо другом и лишится нормального сна [6].

Имам Али (а) в «Нахдж аль-балага» говорит по этому поводу:

Удивляюсь завистникам, которые беспечны от того, что зависть может навредить их телам [7].

Если в своей «белой» зависти некоторые могут признаться, то «чёрная» – это тяжёлое табуированное социумом чувство, которое способны признать в себе единицы. Глубинная причина заключается в восприятии чужих благ как ущемление собственного Я. Токсичность зависти в том, что она закрывает перспективы самого человека стать богатым, счастливым, здоровым и успешным. А ещё она старит – как правило, завистники, выглядят плохо и старше своих лет, потому что их жизнь дисгармонична.  Образуется замкнутый круг: человек не чувствует себя полноценным, поскольку его возможности заблокированы собственными негативными эмоциями, и к тому же испытывает сильное чувство зависти, которое ограничивает его потенциал к благополучию. В «чёрной» зависти присутствует сильное желание и жёсткий запрет. Восхищение вытеснено. Есть ложное убеждение, которое мешает почувствовать восхищение. Вместо восхищения присутствует критика, осуждение, неприязнь, отвращение. Некоторые даже так боятся чужой зависти, что опасаются ярко проявляться, делать что-то заметное, из ряда вон выходящее, иметь больше других, жить лучше других.

Любопытно отметить, что психологическое сообщество выносит на рассмотрение ещё одну – третью разновидность зависти, которая не влечёт за собой злости и желания унизить другого, но при этом и не мотивирует на собственное развитие. Эту разновидность зависти хорошо иллюстрирует герой романа И.А. Гончарова – И.И. Обломов, говоря, что все «так полно и широко живут, а у него как будто тяжелый камень брошен на узкой и жалкой тропе его существования». Возможно, именно зависть порождает в персонаже отчаяние и уныние.

Такая сложная и при всём при этом очень нужная эмоция, как зависть, говорит нам о подавленных желаниях, вытесненных потребностях, на которые стоит обратить внимание. Увидев что-либо желанное в жизни другого человека, мы можем начать путь к обретению собственной целостности и самореализации. Для этого психологи рекомендуют задать себе следующие вопросы: когда вы испытываете зависть? как вы это чувство переживаете? как его выражаете?

Обнаружив в себе это чувство, важно преодолеть внутреннюю критику, придумать, как получить желаемое (то, чем обладают другие) морально, религиозно дозволенным и приемлемым для себя путём и действовать, делать конкретные шаги для достижения желаемого благодаря заранее выстроенному плану.

Разрушительный эффект деструктивной формы зависти является чрезвычайно важной проблемой психологической гигиены. Если мы научимся принимать любые переживания как естественные сигналы, нам удастся лучше понимать себя и других. С завистью важно работать, при этом помня, что, несмотря на всю её токсичность, в ней есть большая польза: она очень отчётливо помогает понять, чего нам так не хватает.

Источник: http://fatima-zahra.ru

[1] Коран, 5:30

[2] Аль-Кулайни, аль-Кафи, т. 8, стр. 8

[3] Аль-Кулайни, аль-Кафи, т. 2, стр. 306

[4] Аль-Кулайни, аль-Кафи, т. 2, стр. 307

[5] Аль-Кулайни, аль-Кафи, т. 2, стр. 307

[6] https://makarem.ir/main.aspx?lid=5&typeinfo=2&catid=474&pageindex=0&mid=79429

[7] Нахдж аль-балага, хадис 225

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.