Определение терминов

Слово «хадис» имеет разные словарные значения – такие, как «новость», «повествование», «новый», «современный», «речь», «сообщение», «счет» и «предание». Однако в контексте Ислама термин «хадис» означает «слова Пророка (c)» или «рассказ о действиях Пророка (c) или о его молчаливом согласии с чем-либо». Согласно одному из мнений, даже упоминание о сне, связанном со Святым Пророком (c), является хадисом.
В большинстве случаев слова «Сунна» и «хадис» являются для ученых-хадисоведов взаимозаменяемыми синонимами. Автор книги «Талвих» утверждает: «Сунна – это более общее понятие, нежели хадис, которое включает в себя все относящееся к Пророку (c), кроме Корана: его слова – то есть хадисы – и его поведение и характер».[1] Согласно иному мнению, поскольку большинство суннитов убеждено в том, что Коран не сотворен (кадим), ко всему, что донес до нас Пророк (c) и что не является Кораном, стало расцениваться как хадис, который приобрел значение чего-то «случайного» в противоположность «вечному»[2]. Существуют и такие точки зрения, что высказывания сахабов (сподвижников Пророка(c)) и таби‘инов (второго поколения после Святого Пророка(c)) также являются хадисами[3]. С другой стороны, для авторитетных шиитских ученых-хадисоведов правомерно употреблять этот термин по отношению к словам, биографии и деяниям Святого Пророка (c) и Пречистых Имамов (мир им)[4].
Вначале следует дать объяснение некоторым принципиально важным терминам, которые мы будем использовать в обсуждении нашей темы.

Сунна – в целом данное слово переводится как «обычная практика» или «традиционная процедура», и в частности, данный термин относится к словам и делам религиозных лидеров, обладающих качеством непорочности – ма‘сум[5] (то есть Пророка (c) и Имамов (мир им), которые свободны от грехов и ошибок). Соответственно, данный термин относится и к Книге (Корану). Понятие «Сунна» имеет более широкий смысл, нежели термин «хадис», хотя в некоторых суннитских сборниках хадисов, таких, как «Сунан ибн Маджа», аль-Байхаки и других источниках, он эквивалентен понятию «хадис». Специалисты по хадисам разногласят относительно того, какое значение имеют понятия «хадис» и «хабар» (новость). Хотя некоторые из них считают их синонимами, другие ученые придерживаются точки зрения, что «хабар» — это более общее понятие, нежели «хадис». Согласно их мнению, хабар – это любое предание о Пророке (c), в то в время как хадис содержит в себе его (c) собственную прямую речь[6]. Как было сказано выше, существует также практика, в соответствии с которой высказывания сахабов (сподвижников) и таби‘инов также называют хадисами. Таким образом, каждый хадис – это хабар, в то время как не любой хабар является хадисом, хотя некоторые исследователи считают слова «хабар» и «хадис» взаимозаменяемыми синонимами[7].

Ривайат – синоним слова «хадис». Согласно автору «Маджма‘ аль-бахрайн», «ривайат – это хабар, который возводится к ма‘суму через разных передатчиков»[8].

Асар – шейх Баха’и пишет в своей книге «Нихайат ад-дирайат», что асар – это то же самое, что и хадис. Другие считают, что термин «асар» имеет более широкое значение, хотя некоторые сужают его до высказываний, восходящих к сподвижникам[9].

Хадис аль-кудси – слова Всевышнего Аллаха, которые не являются частью Священного Корана. Саййид Шариф Джурани утверждает: «[Хадис аль-кудси] восходит к Аллаху Всевышнему по своему содержанию и от Пророка (c) с актуально вербальной точки зрения. Он содержит в себе то, что Аллах сообщил Пророку (c) в Откровении или через его сны. Пророк (ДБАР) пересказал окружающим смысл этого своими собственными словами. Соответственно, Коран превосходит хадисы аль-кудси, ибо содержит в себе прямую Речь Аллаха».
Существует шесть отличий между Кораном и хадисами аль-кудси. Во-первых, Коран – это Божественное чудо, что не всегда можно сказать о хадисе аль-кудси. Во-вторых, салят (молитва) недействителен, если в нем не читаются айаты Корана, однако это правило не относится к хадисам аль-кудси. В-третьих, тот, кто отрицает Коран, является кафиром (неверующим), однако если кто-то отрицает хадис аль-кудси, он не становится неверным. В-четвертых, весь Коран был ниспослан Пророку (c) через посредничество ангела Джибрила, однако хадисы аль-кудси были сообщены иным образом. В-пятых, каждое слово в Коране является словом Аллаха, но словесное выражение хадиса аль-кудси может принадлежать Пророку (c). В-шестых, до Корана нельзя дотронуться, если человек не находится в состоянии предписанной шариатом ритуальной чистоты (тахарат), но это условие не относится к прикосновению к хадису аль-кудси[10].

Источник: книга «ХАДИСОВЕДЕНИЕ»

[1] «‘Илм аль-хадис» «Ас-Сунна кабл аль-тадвин», стр. 16; см. также Деххода, «Логат-наме», том 5, стр. 398, «Тадриб ар-рави», стр. 4-5.


[2] «Тадриб ар-рави».

[3] Там же, стр. 6; см. также «Кашф аз-зунун» и Деххода «Логат-наме», том 5, стр. 398.

[4] «‘Илм аль-хадис», стр. 9.

[5] «Нихайат ад-дирайа», стр. 7; «Ас-Сунна кабл ат-тадвин», стр. 16; Деххода, «Логат-наме», том 5, стр. 399.

[6] «Тадриб ар-рави», стр. 6.

[7] Там же; см. также Деххода «Логат-наме», том 5, стр. 399 и «Тадриб ар-рави», стр. 6.

[8] «‘Илм аль-хадис», стр. 4.

[9] «Нихайат ад-дирайа».

[10] Деххода, «Логат-наме», том 5, стр. 398; см также «Энциклопедию Ислама», стр. 28.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.