Образ Мухаммада (с)

Подобно тому, как рождение Пророка Ислама и события, следующие за ним, были удивительными и говорили о его неординарной личности, речь и поведение его светлости в детстве отличали его от сверстников, так, что даже его дед Абд-аль-Муталлиб оценил это и проявлял к нему глубочайшее уважение.[1]

Дядя Пророка, Абу Талиб говорил: «Я никогда не видел от Мухаммада лжи и непристойного и необдуманного поступка: ни неуместного смеха, ни бесполезных разговоров. Большую часть времени он проводил в одиночестве».[2]

Мухаммаду (с) было семь лет, когда произошёл этот удивительный случай. Как-то иудеи приготовили украденную курицу и послали её Абу Талибу. Все отведали этого мяса, и только Мухаммад (с) не прикоснулся к нему. Когда остальные хотели узнать причину, он ответил: «Мясо было запретным, а Бог уберегает меня от всего запретного…»

В другой раз иудейские раввины взяли у соседей курицу, пообещав заплатить после. Но, Пророк по-прежнему не прикасался к мясу, говоря, что сомневается в дозволенности этой пищи.

Тогда иудеи подтвердили: «Этот ребёнок обладает большим превосходством».[3]

Несколько случаев из детства и юношества

Детство Пророка Мухаммада (с), сопровождавшееся горечью сиротства, прошло под опёкой его великодушного деда Абд-аль-Муталлиба и ласкового дяди Абу Талиба. Словно, эти годы, когда любая печаль, терзала его тонкую душу, были необходимым условием в дальнейшем формировании великой личности Пророка. Сирота, которому суждено было стать Посланником и благодетелем, должен был с самого детства познать все горести и страдания; ему нужно было обладать твёрдостью и стойкостью, чтобы вынести нелёгкую ношу божественного послания. Несмотря на то, что будущий пророк был лишён доброты матери и нежной любви отца, он не был покинут. Абу Талиб, согласно завещанию своего брата, а также по настоятельной просьбе отца, Абд-аль-Муталлиба, взял под свою заботу и защиту Мухаммада (с). Фактически, племянник заменял Абу Талибу сына и был памятью о брате Абдулле и об отце Абд-аль-Муталлибе. Абу Талиб был для Мухаммада (с) ласковым отцом, преданным дядей и сострадательным и отзывчивым опекуном. Дядя и племянник были настолько привязаны друг к другу, что казалось, их жизни неразрывно сплелись между собой невидимой нитью. Из-за большой привязанности Абу Талиб никогда не расставался с Мухаммадом (с), и даже водил его с собой на такие большие базары, как: «Акказ», «Маджанна», «Зил Маджаз». Когда же Абу Талиб покинул Мекку для торговли в Сирии, то, неспособный выдержать разлуку, взял его с собой в дорогу. Сидя верхом на верблюде, Мухаммад (с) преодолевал долгий путь в Сирию.[4]

Встреча Мухаммада (с) с монахом Бахирой  

В день, когда курайшитский караван приближался к городу Бусра,[5] некий монах по имени Бахира, ведущий отшельнический образ жизни, был у себя в келье, как вдруг заметил вдали караван и облако, которое следовало за ним и защищало путников от палящих лучей солнца.

Бахира вышел из своей кельи и велел своему слуге: «Иди и скажи тем людям, что сегодня они наши гости».

Пришли все, кроме Мухаммада (с), оставшегося стеречь вещи. Увидев, что облако не сдвинулось с места, Бахира спросил: «Все ли путники присутствуют здесь?» — Да, кроме одного мальчика, — последовал ответ.

Монах попросил, чтобы привели мальчика, и когда тот пришёл, облако тоже последовало за ним. Бахира очень внимательно разглядывал Мухаммада (с) и после, сказал ему: «Я спрошу тебя ради Лата и Уззы».[6]

— Я ничего ненавижу так, как эти два имени, коими ты заклял меня.

— Ответь тогда мне ради Аллаха.

— Спрашивай.

После недолгой беседы с Мухаммадом (с), монах припал к его ногам и рукам и, целуя их, произнёс: «Если дано будет мне жить в твоё время (время твоего пророчества), то я, одним из первых, буду сражаться с твоими врагами. Поистине, ты — великий человек…»

Затем, Бахира поинтересовался, кому принадлежит этот ребёнок. Ему указали на Абу Талиба, сказав, что он его отец.

— У этого отрока не должно быть живого отца, — возразил Бахира.

— Он сын моего брата, — признался Абу Талиб.

Тогда Бахира обратился к нему:

— Этого мальчика ожидает большое будущее. Но, если иудеи увидят его и узнают то, что знаю я, они попытаются его убить. Береги его от них!

— Но, что предстоит ему сделать, и какое отношение иудеи имеют к этому? – спросил Абу Талиб.

— Он будет Пророком. Ангел Откровения снизойдёт к нему.

Бог не оставит его одного![7]

Пастушество

Несмотря на то, что Абу Талиб был одним из знатных курайшитов, но всё же денег на тяжёлые расходы его семьи было недостаточно. Мухаммад (с), достигший зрелости, был склонен заняться делом и тем самым, помочь Абу Талибу.

Но какую же профессию он должен выбрать, чтобы она соответствовала его духовному миру?

Ввиду того, что Мухаммаду (с)  предстояло стать великим Пророком и благородным предводителем, а также столкнуться с упрямыми и необузданными арабами, вести борьбу с фанатичными иудеями и неправильными традициями эпохи Невежества, заложить основы возвышенного дворца справедливости и принести в мир счастье и благополучие, он предпочитает пастушество.

Мухаммад (с) пас скот своих родственников и мекканцев в степях, находившихся в окрестностях города Мекки. Полученные за работу деньги, он отдавал дяде. Кроме этого, пустынные просторы, отдалённые от мирской суеты, были хорошей возможностью отдалиться от погрязшего в разврате и невежестве общества.

Источник: книга «Жизнь Пророка Мухаммада»


[1] «Бихар аль-Анвар», том 15, стр. 382, 402, 366.

[2] Там же.

[3] Там же, стр. 336.

[4] «Сира», Ибн Хишам, том 1, стр. 180.

[5] Небольшой город в Сирии.

[6] Самые почитаемые идолы мекканских язычников.

[7] «Бихар аль-Анвар», том 15, стр. 193-204.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.