Завораживающие, величественно-мелодичные, гармоничные звуки аятов Священного Корана, льющиеся из уст чтеца…Они растворяются в зыбком вечернем воздухе, когда клонящееся к горизонту солнце роняет свои отблески на синевато-черные пики минаретов, отражаются от строгих, покатых стен светлой торжественной мечети, сливаются с плеском прибрежных волн, улавливаются сквозь маленькое открытое окно в типовом доме, проносятся над заснеженными полями вместе с необузданным северным ветром…Эти звуки раздаются в разных частях нашей планеты и способны пробрать человека насквозь. Один известный музыкант-клавишник рассказывал мне, что когда он впервые услышал чтение Корана во время путешествия в Каир, то, будучи профессионалом своего дела, настолько поразился их необычайному совершенству его звучания, что в конечном итоге принял Ислам.
Сунна Пророка (С) указывает на исключительную важность регулярного чтения и прослушивания Священного Корана. Добросовестные мусульмане знают, что в их повседневные обязанности входит чтение пятикратного намаза или пост в месяц Рамадан, весьма рекомендуемым является чтение зикров (восхвалений Всевышнего) и дуа (обращений к Нему). Однако не все осознают, что постоянное чтение Корана является не просто средством успокоения и получения удовольствия от плавной соразмерности его аятов, но и точно такой же обязанностью, как и молитва.
Согласно Шариату, каждый мусульманин обязан читать как минимум пятьдесят аятов Священной Книги в день. Пророк Мухаммад (с) назвал чтение Корана «полировкой сердец», эта практика имеет такое значение, что, как указывается в источниках Ислама, прилежное чтение Корана способствует облегчению посмертной участи родителей мусульманина, даже если они были неверующими (кстати, при жизни мусульманин обязан быть внимательным и почтительным к отцу и матери, даже если они не приняли Ислам, кроме случаев, когда они являются его открытыми и непримиримыми врагами). Исследования современных медиков доказали, что прослушивание Корана благотворно воздействует на психическое и физическое состояние человека.
Существует множество наук о чтении и написании Священного Корана — это расм аль-хатт (методы и правила каллиграфии его аятов), таджвид (нормы верного и красивого произношения всех букв Корана и правила его чтения), аль вакф ва аль-ибтида (наука о местах, где необходимо делать паузу и начинать чтение), ас-савт ва аль-лахн (чтение красивым голосом с подходящим мотивом и в нужной тональности арабского языка с целью наилучшего воздействия на слушателя). На уровне постижения этих наук и овладения ими чтение Корана из необходимой практики превращается в виртуозное искусство, достижение мастерства в котором требует от человека кропотливой учебы, тренировки и способностей не меньших, чем те, какие требуются музыканту при работе с инструментом и голосом: так, хороший слух точно так же необходим профессиональному чтецу Корана, как и певцу. Со Священным Кораном также связано множество видов искусства арабской графики и каллиграфии, которая являет собой как самостоятельный жанр, так и входит в сложный рисунок орнаментов мечетей.
Важное значение придается и этике чтения Священного Корана. Для того, чтобы прикоснуться к нему, мусульманин должен находиться в состоянии ритуальной чистоты и иметь опрятный вид; его намерение должно быть искренним; ему следует стремиться к чтению в правильной, гармоничной тональности и красивым голосом; в начале чтения произносится фраза, посредством которой мусульманин просит у Всевышнего защиты от сатаны.
В исламских странах детям с пеленок прививают любовь к Корану — благо это обязанность родителей-мусульман. Кроме того, там регулярно проводятся любительские и профессиональные конкурсы чтецов Корана как среди взрослых, так и среди детей. Особого распространения такие массовые, всенародные состязания в искусстве таджвида получили в Исламской Республики Иран — подобные соревнования проводятся в мечетях, школах, университетах, на локальном и общенациональном уровне. Кроме того, во всем исламском мире существуют хафизы (люди, знающие весь Коран наизусть) и знаменитые мастера таджвида, чьим высококлассным чтением наслаждаются слушатели во всех уголках земного шара. Так, у многих на слуху имена Мухаммада Джебриля, Мишари Рашида Аль-Аффаси, Абдулбари ас-Сабити, Али аль-Хузейфи и многих других исполнителей.
Профессиональные чтецы Корана вносят немалую лепту в поддержание должного интереса мусульман к Священной Книге Ислама. Многим диски с записями их чтения помогают в навыках освоения премудростей таджвида — воспринимая правильное и красивое чтения на слух, человек легче осваивает и заучивает все новые и новые суры. Однако у всякого процесса, даже самого позитивного, всегда есть оборотная сторона.
Слушая Коран и пытаясь красиво читать его, мусульмане часто гипертрофированно относятся к внешней стороне этого процесса и порой напрочь забывают о его внутреннем смысле и конечном назначении. Известно высказывание Пророка Мухаммада (с), что есть «много чтецов Корана, которых проклинает Коран». Сосредотачиваясь на фасадных аспектах чтения Корана, множество мусульман забывают, что смысл эстетического воздействия коранического чтения — в том, чтобы побудить верующего к осознанию глубокого смысла его аятов, а вслед за его пониманием должны последовать действия в соответствии с указаниями Корана. Напыщенный выпуск роскошных Коранов в сочетании с истязанием мусульман в тюрьмах и учреждением антиисламских государственных практик (что мы можем наблюдать в некоторых именующих себя «исламскими» государствах) — уродливое явление с точки зрения Ислама.
Вот что говорится, в частности, в одном из наиболее удачных тафсиров (комментариев к аятам) на русском языке «Свет Священного Корана»: «Здесь необходимо сделать одно весьма важное замечание: слова о наградах и благах, обещанных за чтение Корана, каких-то его сур или отдельных аятов, отнюдь не означают, что человеку просто достаточно проговорить их вслух как заклинание.
Напротив, Коран следует читать для того, чтобы понять его, а понять его нужно, чтобы задуматься над прочитанным, размышлять же над прочитанным нужно для действия». Не случайно наилучшим методом чтения Корана считается тартиль — медленное и ритмичное чтение с размышлением над смыслом слов.
Таким образом, долг верующего — понимать смысл Корана не для самообразования, а для того, чтобы действовать, утверждать РухАллах (то есть Его Шариат и справедливость) в этой реальности, наполненной несправедливостью и гнетом, с тем, чтобы приблизить царство справедливости и Иную реальность.
Но поскольку как конкретный человек может быть ограничен в своих умственных возможностях, так и люди конкретной эпохи могут не понимать всей глубины смысла, нужны специальные, особые люди, которые указали бы на тот смысл, который не должен ускользнуть от уммы вне зависимости от того исторического периода, в который она находится. Все остальное — дело всестороннего иджтихада, благодаря которому мусульмане каждой исторической эпохи открывают для себя все новые и новые пласты понимания Корана.
К сожалению, среди мусульман прошлого и современности распространен иной подход. Коран читают просто «ради вознаграждения», не вдаваясь в смысл, и для многих его декламация действительно сродни заклинанию, гарантирующему успех. Безусловно, ряд сур и аятов обладают охранительным, успокаивающим действием, конечно, надо стремиться уметь красиво читать Коран по-арабски, однако это периферийные аспекты внимания мусульманина к Корану.
Когда же момент заклинательности начинает доминировать, буква вытесняет смысл — это есть торжество языческого магического подхода чистой воды. Коран превращается в набор медальонов-амулетов с цитатами из Святой Книги, которые приобретают «от джиннов» или еще каких-либо болезней и напастей, не понимая смысл и предназначение написанных на этих оберегах слов. Зачастую Кораны в дорогих переплетах распространяют те, кто на деле противостоит кораническим идеям.
Кто-то культивирует это тупое внимание к букве. Увы, порой в мечетях призывают не читать Коран, а изучать брошюры алимов (понятно, каких) на разную тематику, где приводятся аяты в качестве далилей. Или же — читать арабский текст, произнося непонятные слова и не вдаваясь в их суть. Все это, к сожалению, являет собой девиацию подлинно исламского отношения к чтению Корана, подмену внутреннего сугубо внешним.
Известно, что Священный Коран имеет несколько уровней понимания его смысла. Уникальность этой Книги в том, что ее могут читать домохозяйка и интеллектуал, грузчик и ученый, и каждый из них могут находить в ней смысл сообразно собственному уровню. Коран удивителен тем, что это одновременно и открытый, и закрытый текст. Каждый из погружающихся в Коран людей, будь то простой человек без особого образования или же просвещенный эрудит, должен отдавать себе отчет, что он открывает для себя лишь часть Корана. Коран подобен Вселенной; человек в ней сравним с маленькой домашней кошкой, для которой пределы обжитой ею квартиры — это весь ее мир, а поход во двор сродни полету человека в космос. При этом кошка не догадывается о далеких городах, об огромных морях, о мировых войнах, она даже не понимает смысла большинства слов, произносимых ее хозяином. Таково же объективное положение человека во Вселенной, парадоксальным образом сочетающееся с его субъективной центральностью как наместника (халифа) Всевышнего, призванного исполнять Его волю.
Это означает, что, не будучи способным до конца понять глубин Корана, человек обязан действовать в соответствии с тем, что он понял. Разумеется, понимание части возможно только благодаря пониманию целого, глубинного смысла Корана, которое есть не у всех. Поэтому мусульманин не должен уповать целиком и полностью на собственное понимание Священного Корана — так он рискует впасть в грубую самопальщину. Разумеется, он должен обращаться за разъяснениями смысла тех или иных аятов к авторитетным и живущим по Исламу ученым, которые осведомлены о комментариях к Корану, сделанными Пророком (мир ему) и теми людьми, которые были посвящены им в тайны Священного Корана.
При этом мусульманин — не слепая пешка, призванная механически воспроизводить эти наставления и слепо имитировать предписываемые действия. Нет, он должен находить в них смысл применительно к своей жизни, сопоставляя с собственным опытом и багажом накопленных знаний и мыслей, с потребностями того времени, в которое он живет. Собственно, в этом и заключается размышление над аятами Священного Корана, диалектика его постижения и финальная цель того красивого и величественного обрамления, в которое облачено донесение Истины Корана до людей.
Источник : http://alhassanain.org/russian