Истоки науки хадисоведения

Святой Пророк Ислама (с) на протяжении 23 лет с момента начала собственной пророческой миссии и вплоть до своей кончины был духовным руководителем и лидером общины. Перед мусульманами вставали самого разного рода вопросы, касающиеся их потребностей, и они обращались с ними к Святому Пророку (с). Пророк (с) отвечал на них, разъясняя и обсуждая эти темы с ними, и тематика этих бесед становилась все более разнообразной по мере укрепления Ислама, который охватывает все аспекты нравственной, социальной и гражданской жизни мусульман. Новое общество, которое появилось в это время, имело большое значение. Мусульмане, которые были современниками Пророка (с), обладали преимуществом прямого общения с ним и имели возможность задать ему вопросы, касающиеся их жизни в обществе. Тем не менее, на протяжении жизни Святого Пророка (с) среди мусульман находился источник Божественного Откровения, и важность записывания слов Посланника Аллаха (с), не была полностью ими понята. Однако после кончины Пророка (с) мусульмане осознали неизбежную необходимость записи хадисов для того, чтобы избавить от затруднений последующие поколения. Соответственно, начиная с эпохи правления первого халифа мусульмане остро ощутили потребность в записывании хадисов. Нельзя не отметить, что Али (мир ему), первый Имам мусульман-шиитов, обладая проницательностью, первым сказал записывать высказывания Пророка (с) еще при его жизни. Он записывал слово-в-слово то, что слышал от Пророка (с). Автор книги «Та‘сис аль-ши‘а» пишет:

«Знайте, что шииты были первыми, кто озаботился сбором записей о действиях и словах Пророка (с) в эпоху правления халифов. Они последовали пути своего Имама Али, Повелителя Правоверных (а), ибо он записывал и классифицировал хадисы во времена Святого Пророка (с). Со слов Мухаммада ибн ‘Азафара известно, что шейх Абу-ль-Аббас ан-Надджаши рассказал: «Я сидел вместе с Хакамом ибн ‘Аййина рядом с Абу Джа‘фаром Мухаммадом ибн Али аль-Бакиром (а). Хакам начал задавать вопросы, и Абу Джа‘фар (а) отвечал на них без энтузиазма. Между ними возникли разногласия по одному вопросу. Затем Абу Джа‘фар сказал: «Сынок, встань и принеси книгу Али». Он принес большую толстую книгу и открыл ее. Он стал внимательно изучать ее, пока не нашел описание той проблемы (по поводу которой они дискутировали). Абу Джа‘фар сказал: «Это рукопись Али (а), которую он составил под диктовку Посланника Аллаха(с) »[1].

Это предание согласуется с тем, что я нашел в книге Надджаши «Риджал». Кроме того, два других источника подтверждают аутентичность приведенного выше хадиса[2].

Другое предание, которое свидетельствует о внимании, уделяемом шиитами записи хадисов, повествует о случае из жизни Фатимы Захры (а). Однажды Фатима (а) не могла найти рукопись с хадисами. Как сообщается, она настаивала на том, чтобы ее служанка поискала ее, говоря: «Поищи, где она. Она так же ценна для меня, как мои сыновья Хасан и Хусейн»[3].

Сунниты начали запись хадисов после смерти Святого Пророка (с) после продолжительных дебатов между сторонниками и противниками этого.[4] В связи с этим Айша сообщила: «Мой отец Абу Бакр собрал пятьсот хадисов Посланника Аллаха (с), и однажды он сжег все эти записи»[5].
Существует несколько преданий, согласно которым второй халиф препятствовал тому, чтобы люди рассказывали хадисы Святого Пророка (с)[6].
Сунниты начали хаписывать хадисы с начала второго века хиджры, когда омейядский халиф Умар ибн ‘Абд аль-‘Азиз приказал собирать их и составлять их сборники[7]. Согласно широко распространенному мнению, Ибн Джурайдж был первым суннитом, который записывал и собирал хадисы[8].

Здесь стоит упомянуть о том, что помимо членов семейства Пророка (с), их последователи начали записывать хадисы раньше суннитов. Абу Рафи‘ был первым человеком, который наряду с Ахл аль-Бейт (а) взял на себя выполнение этой задачи[9]. Тем не менее, были и некоторые другие люди, помимо Абу Рафи‘ и после него, которые занялись этим. В их числе были ‘Убайдулла ибн Аби Рафи‘, Али ибн Аби Рафи‘, Салман аль-Фариси, Абу Зарр аль-Гифари, Асбаг ибн Нубата и другие[10].

Шиитов, записывавших хадисы, можно разделить на четыре группы:

1. К первой, наряду с Али ибн Аби Талибом (а) и Фатимой Захрой (а), следует отнести Абу Рафи‘, Салмана аль-Фариси, Майсама ат-Таммара, Асбага ибн Нубату, Муджаши’и аль-Куфи, ‘Убайдуллаха ибн Аби Рафи’, Харса ибн ‘Абдуллу аль-А‘вара аль-Хамдани, Раби’у ибн Сами’, Салима ибн Кайса, Али ибн Аби Рафи‘, ‘Абдуллаха ибн Хурра, Мухаммада ибн Кайса аль-Баджали, Йа’лу ибн Мурру, Джабира ибн ‘Абдуллаха аль-Ансари.

2. Вторую группу составляют Имам Али ибн аль-Хусейн Зайн аль-‘Абидин (a), Джа‘фар ибн Йазид аль-Джу‘фи, Зайд ибн Али, Хусейн ибн Савр, Зийал ибн аль-Мунзир.

3. К третьей группе относятся Йахйа ибн Касим, ‘Абд аль-Му?мин, Зурара ибн А‘йан, Мухаммад ибн Муслим, Бассим ас-Сайрафи, Абу ‘Убайда аль-Хазза’, Закариййа ибн ‘Абдуллах, Савраб ибн Камама, Маджд ибн Мухира, Мухаммад ибн За’ида аль-Хадрами, Му‘авийа ибн ‘Амара, Матлаб аз-Захри, ‘Абдуллах ибн Маймун.

4. К этой группе принадлежит более четырехсот человек из Ирака, Хиджаза, Хорасана и Шама (Сирии), которые передавали предания от Имама Мухаммада аль-Бакира (а) или Имама Джа‘фара ас-Садика (а)[11].

Первыми собирателями хадисов среди суннитов были Ибн Джурайдж из Мекки, Ибн Исхак и Малик из Медины, Раби‘ ибн Саби, Са‘ид ибн ‘Уруба, Хаммад ибн Салама из Басры, Суфйан ибн Саври из Куфы, аль-Авза‘и в Сирии, Хасан из Васита, Му’аммар из Йемена, Джарир ибн ‘Абд аль-Хамид из Рея и Ибн Мубарак из Харрана[12]. Тем не менее, среди суннитских ученых имеются разногласия относительно того, кто первым начал записывать хадисы[13]. Согласно Ибн Хаджару, Раби‘ ибн Салих (ум. 160/777) и Са‘ид ибн Аби ‘Урба (ум. 156/773) были первопроходцами в этой области, их пути последовали Малик из Медины и ‘Абд аль-Малик ибн Джурайдж из Мекки, которые записывали хадисы. Однако, согласно Хаджи Халифе, ‘Абд аль-Малик ибн Джурайдж и Малик ибн Анас были первыми, кто стал заниматься этим, а первым человеком, который начал классифицировать и подразделять хадисы на главы, был Раби‘ ибн Сабих [14]. В любом случае, вне зависимости от того, кто среди суннитов стал первым записывать хадисы – Раби‘ ибн Сабих, или Малик, или Са‘ид ибн Аби ‘Урба – все они жили во втором веке хиджры, и прошло уже сто лет с тех пор, как шииты уже начали работу по записи хадисов.

Как мы уже упомянули выше, мусульмане осознали потребность в записи слов Пророка (с) сразу после его кончины, потому что они знали, что это единственный путь уберечь грядущие поколения от разнообразных проблем. Осознание значимости такой работы приходило постепенно. После Пророка (с) его ближайшие сподвижники формируют первичный источник хадисов. На протяжении их жизни перед ними вставали разные проблемы, и высказываниями сподвижников стали руководствоваться представители следующего поколения таби‘инов. Таби‘ины принялись записывать ответы сподвижников на разные вопросы и их высказывания. Таким образом было положено начало науке хадисоведения. Хадисы служили ключом к пониманию Корана и стали дополнением к Священной Книге мусульман. Тем не менее, как об этом говорилось раньше, шииты почувствовали нужду в записи хадисов гораздо раньше, еще при жизни самого Пророка (с).
Как только мусульмане начали ощущать потребность в сборе и записи хадисов, они начали прилагать значительные усилия в этом направлении. Такой человек, как Джабир ибн ‘Абдаллах аль-Ансари, мог проводить месяцы верхом на верблюде ради того, чтобы слушать [от рассказчиков] новые хадисы[15].

В некоторых книгах указывается, что насчитывается около 114 сподвижников Пророка (с), которые передавали хадисы[16]. Главные рассказчики хадисов – Али ибн Аби Талиб (а), ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, Салман аль-Фариси, Убайй ибн Ка‘аб, ‘Аммар ибн Йасир, Хузайфа ибн аль-Йаман, ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф, Анас ибн Малик, Абу Муса аль-Аш‘ари, ‘А’иша, ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Абу Хурайра, ‘Абдуллах ибн аль-‘Аббас, ‘Убайда ибн Самит, Джабир ибн ‘Абдуллах аль-Ансари, Абу Са’ид аль-Худри.

Среди таби‘инов передатчиками хадисов были Ша‘би, Ибн Мусаййиб, Ибн Сирин и другие[17].

Автор книги «Тадриб ар-рави» приводит данные о количестве хадисов, переданных от каждого из сподвижников и располагает их в таком порядке [исходя из объема рассказанных хадисов]:

1. Абу Хурайра: 5374 хадиса;

2. ‘Абдулла ибн ‘Умар: 2630 хадисов;

3. ‘А’иша: 2208 хадисов;

4. ‘Абдуллах ибн аль-‘Аббас: 1660 хадисов;

5. Джабир ибн ‘Абдулла аль-Ансари: 1540 хадисов;

6. Абу Са‘ид аль-Худри: 1170 хадисов[28].

Никто из остальных сподвижников не передал более тысячи хадисов. Очевидно, что в силу политических условий в эпоху правления омейядов не дозволялась передача хадисов от Али (а) и его последователей (шиитов). Стоит отметить, что все из действительно надежных передатчиков хадисов в равной степени заслуживают доверия. Данная тема будет подробно освещена в разделе о науке дирайат аль-хадис (критический анализ хадисов). Но прежде, чем приступить к разговору о такой дисциплине, как дирайат аль-хадис, о ее истоках и развитии, необходимо сказать несколько слов о том, как развивалась наука хадисоведения в шиитской и суннитской среде, в частности, о том, как шло составление сборников хадисов в разные исторические периоды.

Источник: книга «ХАДИСОВЕДЕНИЕ»

[1] «Та’сис аш-Ши‘а», стр. 279; см. также Хусейн ибн Мухаммад Таки Нури ат-Табарси «Фасл аль-китаб», стр. 5-7, 1298.


[2] «А‘йан аш-ши‘а», том 1, стр. 274; «Да’ират аль-ма‘ариф аль-Имамиййа», стр. 70; «‘Илм аль-хадис»; Захаби, «Тазкират аль-хуффаз», стр. 10.


[3] Нет сомнений в том, что «400 Усул» основаны на преданиях от Ахл аль-Бейт (а).


[4] «Тадриб ар-рави», стр. 285.


[5] Захаби «Тазкират аль-хуффаз», стр. 5.


[6] Там же, стр. 7; См. также «Фаджр аль-Ислам», стр. 265; «Парто-е Ислам», 245.


[7] «Да’ират аль-ма‘ариф аль-Имамиййа», стр. 69; «Тадриб ар-рави», «Кашф аз-зунун», стр. 637.


[8] «Кашф аз-зунун», стр. 637; «Та’сис аш-ши‘а», стр. 278-279; Деххода «Логат-наме», стр. 298; «Такриб ат-тахзиб», стр. 333; «Вафайат аль-а‘йан», стр. 338; «Фаджр аль-Ислам», стр. 265.


[9] «Та’сис аш-ши‘а», стр. 280; Надджаши, «Китаб ар-Риджал», стр. 23; «Да’ират аль- ма‘ариф аль-Имамиййа», стр. 69-70; Деххода «Логат-наме», том 1, стр. 298; «Аз-Зари‘ат», том 1, стр. 14.


[10] «А‘йан аш-ши‘а», том 1, стр. 274; «Да’ират аль-ма‘ариф аль-Имамиййа», стр. 69; Ибн Са’д, «Табакат», том 4, стр. 73-74.


[11] «Да‘ират аль-ма‘ариф аль-Имамиййа», стр. 70; «Та’сис аш-ши‘а», стр. 280-287; см. также «Тадриб ар-рави» и «Кашф аз-Зунун», стр. 637-638.


[12] «Фаджр аль-Ислам», стр. 265-267; «Та’сис аш-ши‘а», стр. 278; см. также «Тадриб ар-рави», «Кашф аз-зунун», стр. 637-638.


[13] Там же, стр. 266-268.


[14] «Кашф аз-зунун», стр. 637.


[15] «‘Илм аль-хадис», стр. 13; «Мактаб-е Ташаййу’», Ордибехешт 1339, стр. 58-61.

[16] Там же; см. также «Фаджр аль-Ислам», стр. 265 и «Парто-е Ислам», стр. 264.

[17] «Тадриб ар-рави», «Введение», «‘Илм аль-хадис».

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.