Ахль аль-бейт. Кто они?

Знаменитый хадис Посланника Аллаха (с) о следовании Корану и ахль аль-бейт включили в свои труды практически все авторитетные исламские ученые. Его считают достоверным и шиитские, и суннитские богословы. В исламской терминологии выражение «ахль аль-бейт» означает домочадцы Пророка, семейство Пророка, род Пророка. Существенным разногласием между шиитами и суннитами в данном случае является вопрос: «Кто относится к ахль аль-бейт»? Кого имел в виду Посланник Аллаха, когда он говорил: «О люди! Я оставляю среди вас две драгоценности – Книгу Аллаха и ахль аль-бейт. И если вы будете следовать им, то никогда не сойдете с истинного пути»?

     Относятся ли к ним только Али, Фатима, Хасан, Хусейн и последующие девять имамов из пророческого рода (а)? Или же ими являются также жены Пророка и другие его родственники? Все без исключения шиитские ученые убеждены в истинности первой точки зрения, а большая часть суннитских ученых придерживаются второго мнения. 

     Для того чтобы верно ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим несколько хадисов с авторитетных трудов суннитских авторов. В данной статье будут рассмотрены именно хадисы с суннитских источников, так как для шиитов с их множеством хадисов о следовании пророческому роду вполне очевидно, кто относится к ахль аль-бейт. Пророк(с) неоднократно и разными способами указывал мусульманам, кто является такой же драгоценностью, какой является Священный Коран, за кем после него должны следовать мусульмане.

     К сожалению, большинство последователей суннитского вероучения не обладают верной информацией о безгрешных имамах из пророческого рода и их шиитах, то есть последователях. Сложилось так, что, оказавшись под воздействием антишиитской пропаганды, они стали жертвой истории, жертвой страстей, бушевавших в душах недругов безгрешных имамов. И, наверное, вину за это можно возложить на плечи тех лиц, которые на протяжении сотен лет скрывали от людей истину, не позволяли им самим разобраться в этом вопросе, не давали им возможности самостоятельно размышлять и искать.

Несколько хадисов об ахль аль-бейт из суннитских книг

     1. В сборнике хадисов, собранном Муслимом, передается следующий хадис, связанный с ниспосланием последнего отрывка из 33-ого аята суры «Сонмы». Муслим приводит слова Аишы: «Однажды утром Посланник Аллаха(с) вышел из дома, и на нем была накидка. К нему подошел Хасан(а), и он ввел его под свою накидку. Затем подошел Хусейн(а), и его он ввел под накидку. Потом подошла Фатима(а), и ее он ввел под свою накидку. Потом подошел Али(а), и его он ввел под свою накидку. После этого Посланник Аллаха(с) прочитал аят: «Воистину, Аллах желает лишь вас очистить от скверны, о ахль аль-бейт, и очистить вас полным очищением» (Сахих, Муслим, т.7 стр.130).

     В этой же версии хадиса, которую привел Хаким Хаскани (известный суннитский ученый 5-ого века хиджры), сказано, что Аиша спросила Пророка: «Разве я не отношусь к твоему ахль аль-бейт?» На что он ответил: «Ты во благе». Аиша говорила: «Он так и не ввел меня вместе с ними по свою накидку» (Шавахид ат-Танзиль, Хаким Хаскани, т.2 стр.32).

     2. Этот же хадис приводится другими путями. Тирмизи и Ахмад Ханбал включили в свои сборники следующий хадис. Когда Пророку Аллаха был ниспослан аят «Воистину, Аллах желает лишь вас очистить от скверны, о ахль аль-бейт, и очистить вас полным очищением», он находился в доме Умм Саламы (одной из его жен). После этого Пророк позвал Фатиму, Хасана, Хусейна, а Али находился за его спиной. Затем он накрыл их своей накидкой и произнес: «Господи, они мой ахль аль-бейт. Удали от них скверну и очисти их полностью». Находившаяся при этом Умм Салама спросила: «О Посланник Аллаха, отношусь ли я к ним?» Но Пророк ответил ей: «Ты на своем месте и ты в благодати» (Сунан, Тирмизи, Китаб Манакиб; Муснад, Ахмад Ханбал, т.6 стр.292).

     Данный хадис является неопровержимым ответом тем, кто утверждает, что жены Посланника Аллаха относятся к ахль аль-бейт в значении драгоценности, подобной Священному Корану. Ведь его жены сами спрашивали его о своем отношении к ним, на что Пророк давал им отрицательный ответ. Если Пророк Ислама сам сказал об этом, и авторитетные суннитские ученые привели его слова, то зачем все эти споры, зачем бы всем мусульманам не принять явную истину?

     Комментируя отрывок из 33-ого аята суры «Сонмы», суннитские толкователи Корана привели под аятом множество хадисов, указывающих на то, что во времена Посланника Аллаха к ахль аль-бейт относились лишь Али, Фатима, Хасан и Хусейн. К примеру, Джалалуддин Суюти, автор знаменитого тафсира «Дурр аль-мансур», привел пятнадцать таких хадисов, переданных от Умм Саламы, Аиши, Абу Саида Худри, Ибн Аббаса, Анаса и других сподвижников. Справедливости ради необходимо сказать, что он привел также четыре хадиса, в которых сказано, что жены Пророка тоже входят в его ахль аль-бейт. Однако не стоит упускать из виду следующее. Пятнадцать первых хадисов восходят непосредственно к самому Пророку Ислама, тогда как четыре других хадиса являются мнением самих сподвижников, то есть в этих хадисах ничего не сказано о том, что лично Пророк относил своих жен к своему ахль аль-бейт.

     Также Суюти и Табари приводят в своих комментариях к последнему отрывку из 33-ого аята суры «Сонмы» хадис от Абу Саида Худри: «Посланник Аллаха говорил: «Данный аят был ниспослан в отношении пяти человек – меня, Али, Хасана, Хусейна и Фатимы».

     3. Суюти, Тирмизи, Хаким Хаскани приводят хадис, в котором от разных сподвижников передается, что после ниспослания отрывка из 33-ого аята суры «Сонмы» в течение нескольких месяцев Посланник Аллаха каждое утро перед молитвой подходил к дверям дома Али и Фатимы и говорил: «Молитва, о мой ахль аль-бейт. Воистину, Аллах желает лишь вас очистить от скверны и очистить вас полностью» (Дурр аль-мансур, Суюти, т.5 стр.199).

     Этот хадис наглядно демонстрирует, что Пророк снова и снова показывал мусульманам, кто относится к ахль аль-бейт, о которых сказано в суре «Сонмы», и которых он вместе со Священным Кораном называл средством спасения от заблуждения.  

     4. Практически во всех сборниках хадисов и тафсирах Священного Корана описывается следующая история. В 10-ом году хиджры в Медину прибыла делегация христиан из Наджрана, для того чтобы обсудить с Пророком некоторые религиозные вопросы и решить политические дела. Между Пророком и христианскими учеными завязалась продолжительная дискуссия, в которой в том числе была затронута тема личности Исы ибн Марьям. Пророк привел им неопровержимые доводы истинности исламской религии. Однако христиане, несмотря на очевидность приведенных им доводов, продолжали упрямиться и бессмысленно настаивать на своем. Тогда Всевышний Аллах ниспослал аят: «Тому, кто станет препираться с тобой относительно него (то есть Исы) после того, что к тебе явилось из знания, скажи: «Давайте призовем наших сыновей и ваших сыновей, наших женщин и ваших женщин, нас самих и вас самих, а затем помолимся и призовем проклятие Аллаха на лжецов» (Сура «Семейство Имрана, аят 61).

     Вняв повелению Господа, Посланник Аллаха предложил христианским ученым собраться в определенное время  в определенном месте для взаимного проклятия. Между ними было условлено, что в назначенный день вместе со своими самыми близкими людьми они выйдут за город, и в тени под двумя деревьями, между которыми будет натянута накидка, ниспошлют друг на друга проклятия. В назначенный день люди собрались за городом. В это время к условленному месту подошел Пророк, которого сопровождали Али, маленькие Хасан и Хусейн, и Фатима. Они шли спокойно, не спеша, на их лицах не было ни малейшего следа волнения. Встав в тени под накидкой, Посланник Аллаха прочитал аят: «Воистину, Аллах желает лишь вас очистить от скверны, о ахль аль-бейт, и очистить вас полным очищением», а затем обратился к своим спутникам: «Я ниспошлю проклятия, а вы скажите: «аминь». Увидев величие Пророка и его спутников, пораженный глава христианской делегации отказался от взаимного проклятия и сказал: «Если люди с такими лицами попросят Господа сдвинуть горы, то Он обязательно ответит на их просьбу». После этого христиане предложили Пророку заключить перемирие и пообещали ему регулярно выплачивать джизью.

     Эту историю привели в своих трудах Замахшари, Фахр Рази, Хаким Нишабури, Байхаки и множество других не менее известных ученых суннитского мира. Тирмизи приводит в своем сборнике хадис от Саада ибн Аби Ваккаса: «Когда был ниспослан 61-ый аят суры «Семейство Имрана», Посланник Аллаха позвал к себе Али, Фатиму, Хасана и Хусейна, а затем сказал: «Господи, они мой ахль аль-бейт» (Сунан, Тирмизи, т.2 стр.166).

     Данный хадис еще раз указывает на то, что в эпоху жизни Посланника Аллаха к его ахль аль-бейт относились только Али, Фатима, Хасан и Хусейн, и они были самыми близкими его людьми. Если бы это было не так, то на взаимное проклятие он привел бы с собой всех своих жен и своих многочисленных родственников. Но он не сделал этого, а поступил так, как и должен поступить мудрый Пророк, своим поступком показавший истину для всех будущих поколений размышляющих мусульман.

     Затем в последующие годы, согласно повелению Всевышнего и завещанию Посланника Аллаха, к Али, Фатиме, Хасану и Хусейну присоединились еще девять потомков Пророка Ислама, которые вместе являются четырнадцатью безгрешными предводителями мусульманской общины.

Источник: https://maaref.makarem.ir

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.