На прошлом уроке мы дали определение философии согласно терминологии мусульман. Теперь в целях краткого ознакомления нам необходимо рассказать и о некоторых других определениях философии.
Но прежде чем приступить к изложению новых определении философии нам необходимо указать на одну историческую ошибку, ставшую источником и другой ошибки.
То, что за физикой, метафизика.
Аристотель был первым мыслителем, который понял, что есть ряд проблем, кои не вмещаются в рамки ни одной науки, независимо от того, физическая это наука, или математическая, или этическая, или логическая, и необходимо признать их принадлежащими к другой отдельной науке. Быть может, он является первым мыслителем, который определил, что ось, объединяющая эти проблемы вокруг себя в качестве своих акциденций и состояний, есть «сущее как таковое». Возможно, он первый мыслитель, который открыл соединяющий принцип и факторы родства проблем каждой науки Друг с другом. Критерием их различения с проблемами других наук является то, что называется предметом науки.
Разумеется, проблемы этой науки впоследствии расширились и она, как любая другая наука, получила значительное развитие. Этот вопрос проясняется сравнением метафизики Аристотеля с метафизикой Ибн Сины, не говоря уже о метафизике главы теософов — Садраддина Ширази. Но, во всяком случае, Аристотель был первым мыслителем, открывшим эту науку в качестве самостоятельной науки и определившим ее особое место среди других наук. Но Аристотель никак не назвал эту науку. В последующем труды Аристотеля были собраны в некоем роде энциклопедии. Этот раздел по порядку следовал за разделом физики. И поскольку он не имел особого названия, постольку стал известен как метафизика, т.е. то, что за физикой. Слово «метафизика» арабскими переводчиками было переведено как «ма ба’д ат-таби’а». Постепенно забылось, что это название было дано этой науке потому, что она в корпусе книг Аристотеля находилась после книг по физике. Утверждалось такое мнение, что эта наука названа так потому, что ее проблемы, по меньшей мере, некоторые из них, вроде: Бог и абстрактные разумы, — находятся за природой. Поэтому для таких мыслителей как Ибн Сина стал предметом обсуждения вопрос о том, что эта наука должна была называться «ма кабла ат-таби’а» (то, что до физики), а не «ма ба’д ат-таби’а» (то, что за физикой), ибо если она названа этим именем в связи с тем, что охватывает обсуждение проблемы Бога, то Бог предшествует природе, а не следует за природой.[1]
В последующие времена эта словесная и переводческая ошибка среди некоторых новых философов завершилась смысловой ошибкой. Большая группа европейских ученых слово «ма ба’д ат-таби’а» считали равнозначным слову «ма вара ат-таби’а» (то, что вне природы) и предположили, что предмет этой науки суть явления, находящиеся вне природы. Между тем, как мы узнали, предмет этой науки охватывает и природу, и то, что вне природы, ив конечном счете все, что существует. Во всяком случае, эта группа ошибочно так определила эту науку: метафизика есть наука, которая изучает только Бога и абстрагированные от материи явления.
Философия в новом времени
Как мы знаем, поворотный момент в новом времени по отношению к старому времени начался с шестнадцатого века и осуществлялся благодаря той группе, во главе которой стояли француз Декарт и англичанин Бэкон. В силу этого силлогический и умозрительный метод в науке уступил свое место опытному и чувственному методу Естественные науки всецело вышли за пределы силлогического метода и вступили в сферу опытного метода. Математика приобрела статус полусиллогической, полуопытной науки.
После этого процесса у некоторых возникла мысль о том, что силлогический метод ни при каких обстоятельствах не заслуживает доверия. Стало быть, если некая наука недоступна опыту и практическому эксперименту и желает пользоваться исключительно силлогическим методом, то она не имеет никаких оснований. Поскольку наука метафизики такова, т.е. в ней нет места опыту и эксперименту, постольку она не имеет никакой ценности, т.е. проблемы этой науки ни с точки зрения отрицания, ни с точки зрения утверждения не подлежат исследованию и изучению. Эта группа обвела красной линией ту науку, которая некогда стояла на голову выше всех наук, считалась благороднее всех их и называлась царицей наук. С точки зрения этой группы, не существует никакой науки под названием «наука метафизики», «первая философия» или еще каким-либо другим названием. Воистину эта группа отняла у человечества наиболее идейные проблемы, являющиеся предметами потребности разума.
Другая группа претендовала, что силлогический метод является недостоверным не везде. В метафизике и науке этике непременно им надо пользоваться. Эта группа создала новую терминологию и назвала «наукой» то, что поддается исследованию путем опытного метода. То, что должно изучаться средствами силлогического метода, включая метафизику, этику, логику и т.п., этой группой названо философией. Стало быть, определение философии по терминологии этой группы таково: «Философия — это науки, исследуемые исключительно силлогическими методами и в которых опыт и практический эксперимент не имеют места».
По этой точке зрения, сходной с точкой зрения древних ученых, слово «философия» есть нарицательное (общее), а не собственное имя, т.е. оно не название одной отдельной науки, а имя, которое охватывает несколько наук. Но согласно этой терминологии круг философии, безусловно, уже, чем по терминологии древних, ибо он охватывает только науку метафизики, науку этики, науку логики, науку права и иногда некоторые другие науки. Что же касается математики и физики, то они, в отличие от терминологии древних, охватывавшей математику и физику, оказываются за этим кругом.
Первая группа, полностью отрицавшая метафизику, не признававшая силлогический метод и считавшая достоверными только конкретные и опытные науки, постепенно склонилась к тому, что если все существующее ограничивается опытными науками (проблемы этих наук также являются частными, т.е. относятся к особым предметам), то мы полностью лишаемся общего познания мира, на что претендовала метафизика, или первая философия. Поэтому у них возникла новая идея, сводившаяся к основанию «научной философии», т.е. философии, которая стопроцентно опирается на науку. В этой философии на основе сравнения наук друг с другом, соединения их проблем с другими проблемами, открытия особого вида связи и общности между законами и проблемами наук возникает целый ряд более общих проблем. Эти наиболее общие проблемы ими были названы философией. Француз Огюст Конт и англичанин Герберт Спенсер стали придерживаться этого подхода. Философия с точки зрения этой группы более не была наукой, которая как по предмету, так и по основоположениям признавалась бы самостоятельной отраслью знания, ибо предметом той науки было «сущее как таковое», а началами ее, по крайней мере, главными ее началами, были первичные самоочевидные принципы. Она стала наукой, задачей которой было исследование результатов других наук, установление связей между ними и извлечение наиболее общих проблем из более ограниченных проблем науки.
Позитивная философия француза Огюста Конта и синтетическая философия англичанина Герберта Спенсера относятся к этому виду философии.
По мнению этой группы, философия не есть наука, отделенная от всех других наук. Напротив, отношение наук к философии относится к роду отношения одного уровня познания к другому более совершенному уровню познания об одной и той же вещи, т.е. философия есть более широкое и более общее познание той же вещи, которая является предметом постижения и познания наук.
Некоторые другие, как Кант, прежде всего, считали необходимым исследование о самом познании и о силе, которая есть источник этого познания, т.е. о разуме. Они занялись критическим анализом и критикой человеческого разума, и свои исследования назвали философией, или критической философией — Critical Philosophy.
Безусловно, и эта философия, кроме общности названия, не имеет ничего общего с тем, что древние называли философией. Она не имеет ничего общего также с позитивной философией Конта и синтетической философией Спенсера, кроме как общности понятия, философия Канта ближе к логике, которая есть особый вид мыслеведения, чем к философии, которая представляет собой миропознание.
В европейском мире то, что было «не-наукой», т.е. не вмещалось ни в одну особую науку, но в то же время представляло собой некую теорию о мире или человеке, или обществе, постепенно стало называться философией.
Если кто-то соберет все «-измы», называемые в Европе и Америке философией, и получит определение их всех, то увидит, что у них нет никаких общих признаков, кроме как быть «не-наукой». Указанное количество фактов приведено в качестве примера, дабы мы знали, что различие между древней философией и новыми философиями не относится к разряду различий древних и новых наук.
Древняя наука и новая наука (например, древняя медицина и новая медицина, древняя геометрия и новая геометрия, древняя наука о душе и новая наука о душе, древняя фитология и новая ботаника и др.) не имеют сущностного различия, т.е. дело обстоит не так, чтобы, например, слово «медицина» в древности было бы названием одной науки, а в новое время — наименованием некоей другой науки. Древняя медицина и современная медицина — обе имеют одно единое определение. Медицина, во всяком случае, представляет собой познание состояний и проявлений человеческого тела.
Одно из различий древней и новой медицины состоит в методе исследования проблем: новая медицина, в отличие от древней, более опытная; древняя же медицина, в отличие от новой, более доказательна и более силлогистична. Другое их различие состоит в их несовершенстве и совершенстве, т.е. древняя медицина более несовершенна, а новая медицина более совершенна. Таковы и другие науки. Но «философия» в древности и в новое время есть одно название для различных и разнообразных значений и каждому значению соответствует отдельное определение. Как мы уже сказали, в древности слово «философия» иногда было определением «всех без исключения наук», а иногда оно использовалось для обозначения одного из разделов науки, например, метафизики, или первой философии. В новое время это название используется в многочисленных значениях и в соответствии с каждым значением имеет одно отдельное определение.
Отделение науки от философии
Одна из вопиющих и распространенных в наше время ошибок, возникшая в Европе и имеющая хождение среди восточных подражателей-западников, — это сказка об отделении науки от философии. Одно словесное изменение и преобразование, связанное с узким конвенциальным термином, спутано с другим смысловым изменением и преобразованием, связанным с сущностью некоего значения, и названо отделением наук от философии.
Как мы уже сказали, по терминологии древних слово «философия», или «мудрость», в противовес повествовательному знанию преимущественно использовалось в значении рационального знания. Поэтому понятие этого слова охватывало всю совокупность интеллектуальных и рациональных раздумий и идей человечества.
Согласно этой терминологии, слово «философия» было неким «общим именем», неким «родовым (нарицательным) именем», а не «собственным именем». Затем в новое время это слово предназначалось для обозначения метафизики, логики, эстетики и им подобных наук. Это изменение содержания имени послужило причиной того, что некоторые стали думать, что философия в древности была единой наукой, проблемами которой были теология, физика, математика и другие науки. Затем физика и математика отделились от философии и стали независимыми.
Такое объяснение, поистине, похоже, например, на то, что слово «тело» некогда использовалось в значении «туловище» — в противовес душе — и охватывало все человеческое тело с головы до ног. А затем возник вторичный термин, и это слово в противовес «голове» стало использоваться для обозначения значения «ниже шеи». Тогда у некоторых возникло бы предположение о том, что голова человека отделилась от его туловища. То есть одно словесное изменение и преобразование отождествилось с другим смысловым изменением и преобразованием. Это также похоже на то, что слово «Фарс» некогда применялось по отношению ко всему Ирану, а ныне оно используется только по отношению к одной из областей южного Ирана. В этой связи может появиться человек, который будет предполагать, что Фарс отделился от Ирана. Отделение наук от философии относится к этому роду отделения. Науки некогда упоминались под общим названием «философия», ныне же это название предназначено для обозначения одной из этих наук.
Источник: книга «Философия и калам»
1) Илахийат-и Шифа. Старое издание. С. 15.