Сунна непорочных, то есть высказывания и деяния Пророка Мухаммада (с) и безгрешных имамов (а), в шиитском вероучении является после Корана вторым по значимости шариатском источником. Уже со времен Посланника Аллаха мусульмане записывали многое из того, что делал и говорил Пророк(с). В дальнейшем эта традиция была продолжена последователями двенадцати имамов, которые старательно собирали хадисы, повествующие об исламском вероучении, толковании Корана, нравственности, фикхе.
Затем из этих хадисов были составлены авторитетные сборники, которыми на протяжении многих веков пользовались шиитские ученые. И сегодня сборники хадисов наравне с Кораном продолжают оставаться важнейшим религиозным источником, из которого шииты черпают божественные знания. В течение четырнадцати столетий шииты собрали множество сборников хадисов, но самыми авторитетными из них являются четыре свода хадисов, получивших название четыре книги (аль-кутуб аль-арбаа). Далее будет дано краткое описание каждого из четырех основных шиитских сборников хадисов.
1. Аль-кафи
«Аль-кафи» является первой из четырех книг и самым значимым шиитским сборником хадисов. Его автор Абу Джафар Мухаммад ибн Йакуб ибн Исхак Кулейни Рази, скончавшийся в 329 году по лунной хиджре. Кулейни выдающийся мухаддис исламского мира, внесший неоценимый вклад в развитие шиитского учения. Кулейни появился на свет в местечке Кулейн, располагавшемся недалеко от иранского города Рея. Его рождение, жизнь и труд во благо религии пришлись на эпоху малого сокрытия Имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие). Сам Мухаммад Кулейни, его отец и дядя были известны своими знаниями и благочестием, люди доверяли им и прислушивались к их мнению.
Кулейни в поисках знаний совершил множество поездок в различные города мусульманского государства, встречался со многими выдающимися последователями ахль аль-бейт и изучил множество рукописей, составленных со слов непорочных имамов. Эти рукописи впоследствии получили название четыреста основ (усуль арбаамиа), и именно они составили основу самых авторитетных шиитских сборников хадисов. Кулейни является автором нескольких книг. За составление сборника хадисов, в котором будут освещены все стороны исламского вероучения, Кулейни взялся по настоятельным просьбам шиитов, желавших иметь свод собранных по тематике и разбитых на главы авторитетных хадисов от Посланника Аллаха и непорочных имамов. В те годы в мусульманском мире имели хождение огромное количество хадисов, как достоверных, так и вымышленных.
Зачастую одни хадисы противоречили другим, и поиск истины представлял затруднение для многих мусульман. Назрела необходимость систематизировать эти хадисы. За этот нелегкий труд и взялся Кулейни. Составление «Аль-кафи» продолжалось в течение почти двадцати лет, по окончанию которых мир увидел систематизированный свод высказываний непорочных, состоящий по разным оценкам приблизительно из 16000 хадисов. Количество хадисов «Аль-кафи» равняется, а по некоторым данным даже превышает общее число всех хадисов, содержащихся в шести основных суннитских сборниках хадисов. Свой труд Кулейни назвал «Аль-кафи», что в переводе с арабского означает достаточный, так как эта книга охватывает все стороны исламской религии и достаточна для ее познания.
Кулейни разделил «Аль-кафи» на три части:
1.Аль-усуль, в котором собраны хадисы о вероучении, Коране, нравственности, истории.
2.Аль-фуру, содержащий в себе хадисы о практической стороне исламской религии.
3.Ар-рауда, в котором собраны проповеди, письма, различные притчи и наставления.
Составляя «Аль-кафи» Кулейни разбил его на 34 общие темы, назвав их книгами, например, книга единобожия, книга достоинств Корана, книга молитвы. Эти общие темы (книги) включают в себя более 2200 глав, состоящих, как было сказано ранее, приблизительно из 16000 хадисов.
Так как «Аль-кафи» считается среди последователей ахль аль-бейт самым значимым сборником хадисов, то вполне естественно, что шиитские ученые написали множество толкований и комментариев к этой книге. Самое объемное толкование «Аль-кафи» выполнил Алламе Маджлиси в своем многотомном труде «Мират аль-укуль фи шархи ахбар ар-расуль». Также в числе важных толкований хадисов «Аль-кафи» можно назвать «Аль-вафи» Фейза Кашани, комментарии Муллы Садруддина Ширази и Салиха Мазандарани.
2. Ман ля йахдуруху аль-факих
Сборник хадисов «Ман ля йахдуруху аль-факих» принадлежит перу Абу Джафара Мухаммада ибн Али ибн Хусейна ибн Мусы Бабавейха Куми, более известного как шейх Садук. Шейх Садук – величайший шиитский ученый четвертого века по лунной хиджре. Его отец долгое время не имел сына. Поэтому он написал Имаму Махди письмо, в котором попросил его помолиться за рождение сына, которое передал через Хусейна ибн Руха Нубахти – особого представителя имама во время малого сокрытия. Шейх Садук появился на свет в 306 году по лунной хиджре благодаря молитве Имама Махди. Он прожил насыщенную жизнь, прошедшую в служении Исламу, и скончался в 381 году.
Шейх Садук внес неоценимый вклад в развитие Ислама, написав множество книг в различных областях исламской религии, многие из которых до сих пор привлекают к себе внимание ученых и исследователей. Сборник «Ман ля йахдуруху аль-факих», состоящий из хадисов о практической стороне религии, он составил по совету своего учителя Абу Абдуллы Мухаммада ибн Хасана Алави. Сборник составлен таким образом, что если кто-либо не имеет возможности спросить у факиха некое шариатское положение, то он может обратиться к этой книге и узнать все необходимое. Поэтому шейх Садук и дал своей книге такое название. При составлении этой книги он обращался к рукописям, именовавшимся четыреста основ, и привел названия некоторых из них в предисловии. А в конце сборника он перечислил имена всех передатчиков хадисов, которые вошли в него.
Собранный шейхом Садуком сборник заключает в себе 5920 хадисов в более чем 600 главах. Хадисы охватывают практическую сторону исламской религии, разъясняя читателю все шариатские заповеди и предписания.
Шиитские ученые разных эпох написали десять толкований к сборнику хадисов «Ман ля йахдуруху аль-факих», известнейшим из которых является комментарий Мухаммада Таки Маджлиси – отца Алламе Маджлиси.
3. Тахзиб аль-ахкам
Полное название третьего шиитского сборника хадисов звучит как «Тахзиб аль-ахкам фи шархи аль-макнаати лиш-шейх аль-муфид». Его автором является Абу Джафар Мухаммад ибн Хасан ибн Али Туси, прославившийся в исламском мире как шейх Туси. Он родился в 385 году по лунной хиджре в городе Тус и скончался в 460 году. Шейх Туси является выдающимся шиитским ученым, оставивший после себя многочисленные труды в каламе, фикхе, тафсире и других исламских дисциплинах. Его положение и авторитет настолько высоки, что часто его называют шейх ат-таифа, что переводится как шейх общины, подразумевая шиитскую общину. Он перенял знания у выдающихся ученых своего времени, таких как шейх Муфид и сейид Муртаза, и сам в свою очередь воспитал множество учеников, впоследствии сослуживших огромную службу Исламу и мусульманам.
Сборник хадисов «Тахзиб аль-ахкам» включает в себя 13590 хадисов от Посланника Аллаха и непорочных имамов. В этой книге очень мало хадисов о вероучении и нравственности, так как основная ее направленность фикх и практические заповеди. Шейх Туси взялся за составление этого сборника в возрасте 25 лет как разъяснение одной из книг своего учителя шейха Муфида. К каждому шариатскому положению, имевшему место в книге шейха Муфида, шейх Туси привел в качестве доказательства хадисы, а иногда аяты Корана, мнения ученых и свои разъяснения. Своим трудом шейх Туси отвел от шиитского фикха многочисленные нападки и критику недоброжелателей, а также способствовал тому, что у многих людей развеялись сомнения и колебания относительно преданий ахль аль-бейт.
К сборнику «Тахзиб аль-ахкам» было составлено немалое число толкований и комментариев.
4. Аль-истибсар
Сборник хадисов «Аль-истибсар фи ма ихталяфа мин аль-ахбар», сокращенно называемый просто «Аль-истибсар», является четвертым важным шиитским сборником хадисов. Авторство это книги также принадлежитшейху Туси, который составил ее после завершения «Тахзиб аль-ахкам». «Аль-истибсар» включает в себя 5511 хадисов, повествующих о практических положениях исламской религии. Особенность этого сборника заключается в том, что в каждой его главе сначала собраны достоверные и сильные хадисы, а затем противоречащие хадисы, которые зачастую были слабыми. Затем шейх Туси объясняет, каким образом нужно понимать эти хадисы, как нужно отделять достоверные от недостоверных. «Аль-истибсар» разделен на три части, две из которых отведены хадисам о богослужении, а одна остальным шариатским заповедям.
Так же, как другие сборники хадисов, «Аль-истибсар» всегда привлекал к себе внимание ученых и исследователей, которые написали к нему множество толкований и комментариев, и всегда использовали его как важный источник шариата.
Источник : http://alhassanain.org