Имам Хусейн (а) был самым благочестивым, целомудренным и учёным из всех людей. Двадцать пять раз он совершил хадж ради Аллаха. При этом он смиренно шёл пешком, а его верблюды шли за ним 1. Он был выдающимся предводителем и сыном дочери Посланника Аллаха (с). В ту эпоху на всём земном шаре нельзя было найти человека равного ему 2. Хусейн (а) был современником пророка Мухаммада (с) и его сподвижником. В течение всей своей жизни Посланник Аллаха был доволен им 3. Первый халиф рассказывал: «Однажды Пророк разбил шатёр и стоял внутри него, опираясь на арабский лук. Я увидел, что там же были Али, Фатима, Хасан и Хусейн. Посланник Аллаха сказал: «Мусульмане! Я благоволю тому, кто идёт по пути мира с находящимися в этой палатке, и сражаюсь с тем, кто борется против них. Я друг того, любит их. Только благородные любят их, и только отпрыски низменного народа враждуют с ними”» 4.
Ахмад ибн Ханбал рассказывает: «Пророк взял Хасана и Хусейна за руки и сказал: «Тот, кто любит меня, этих двух, а также их родителей, – равен мне в День всеобщего воскресения”» 5. Джабир рассказывает: «Однажды в долине Арафат Али (а) встретил Посланника Аллаха. Пророк (с) сказал ему: «‘Али, подойди ко мне. Мы с тобой – одно дерево. Я его корень, ты – ствол, а Хасан и Хусейн – ветви. Того, кто ухватится за ветви [этого райского дерева, соблюдая прочие религиозные предписания,] Господь введёт в рай”» 6.
Посланник Аллаха (с) сказал: «Хасан и Хусейн – райские юноши» 7.
Йа‘ла ибн Мурра рассказывает: «Однажды мы пригласили Пророка (с) в гости. Хусейн (а) играл на улице. Пророк направился к нему с распростёртыми объятиями. Пытаясь убежать, мальчик метался во все стороны. Посланник Аллаха смеялся. Наконец он поймал его. Одну руку он положил ему под подбородок, а другую – на голову. Он поцеловал его и сказал: «Хусейн – от меня, а я – от него. Аллах любит того, кто любит Хусейна. Хусейн – одна из общин”» 8 . Этот хадис показывает всю глубину любви Пророка (с) к Хусейну (а). С одной стороны, слова «Хусайн – от меня» свидетельствуют о том, что он – от плоти и крови Посланника Аллаха (с). И это очевидно для каждого, поскольку внуки и дети являются отражением сущности отца или деда. Было это очевидно и для арабов, считавших ребёнком только младенцев мужского пола и, в конечном итоге, полагавших, что, пролив кровь этого великого человека, они убили сына Али (а). Так, они говорили: «Мы не запятнали своих рук кровью любимого чада Посланника Аллаха». И данный хадис, приводимый в суннитских источниках, ясно указывает на это важное обстоятельство. Кроме того, хадис говорит о том, что Хусейн (а) – это сам пророк Мухаммад (с) (за исключением качеств, принадлежащих только ему). Он является носителем возвышенного духа и высоких нравственных ценностей Пророка, покушение на него – это покушение на Пророка, его убийство – это убийство Пророка, имеющее целью уничтожить ислам ради утверждения власти Омейядов. Совершенно очевидно, что человеческое воображение не в со-стоянии вместить всю трагедию убийства Пророка. Далее, слова «Я – от Хусейна» неверны с точки зрения физиологии. Разве за всю историю хоть один отец или дед сказали: «Я – от своего внука»? Не говоря уже о Всеобщем разуме и Властителе трона слов! Однако мы видим, что в определённый исторический момент по мере своих сил Хусейн (а), вооружившись словом и пером, выступает на защиту религии Аллаха против присвоивших себе положение Пророка. И когда возникает необходимость, чтобы вместо чернил под росток религии пролилась алая кровь, он приносит себя, своих детей и семью в жертву (причём так, что здесь нет необходимости пересказывать трагические события Кербелы), дабы сердце ислама не перестало биться в больном теле мусульманского общества, дабы возжечь над людьми, сидящими в ночи угнетения (в том числе и не мусульманами), светильник борьбы и свободы, дабы разрушить власть Омейядов и истребить невежество до исламской эпохи, которое снова было готово бросить свою чёрную тень на тех, кто недавно принял ислам.
Итак, роль Хусейна (а) в возрождении памяти о Пророке (с) и религии Аллаха была настолько яркой, что, по мнению Мухаммада, продолжение его духовной жизни принадлежит Хусейну (а). Кроме того, обратившись к словарям, мы понимаем, что арабское слово сибт, использованное в этом хадисе по отношению к Хусейну (а), не может иметь значение «сын». Ведь совершенно очевидно, что внук считается ребёнком, а Пророк красноречия без необходимости ничего не говорил (как об этом сказано выше). В данном случае это слово употребляется во втором своём значении, о котором пишут лексикографы, а именно – умма. Подобно тому как в Ко-ране Ибрахим [Авраам] интерпретируется как целая община 9, так и Хусейн (а) один обладает всеми особенностями независимой общины. Поэтому нам не следует думать, что он один, а его врагов, последователей Йазида – несметное множество.
Источник: http://pomnihuseyna.ru
1. Та’рих мадинат Димашк (Тарджумат ал-имам ал-Хусейн), с. 216; Йанаби‘ ал-маваддат. Т. 2, с. 424.
2. ал-Бидайат ва ан-нихайат. Т. 8, с. 162; Джавахир ал-маталиб. Т. 2, с. 294.
3. ал-Бидайат ва ан-нихайат. Т. 8, с. 161.
4. Джавахир ал-манакиб. Т. 1, с. 174; Шарх ал-ахбар. Т. 3, с. 515; ал-Манакиб (Хорезми), с. 297.
5. Сунан (Тирмизи). Т. 5, с. 305; Канз ал-‘уммал. Т. 12, с. 97; Муснад Ахмад. Т. 1, с. 77.
6. Та’рих мадинат Димашк. Т. 42, с. 64; Лисан ал-мизан. Т. 4, с. 144; Мизан ал-и‘тидал. Т. 3, с. 41.
7. Сунан (Тирмизи). Т. 5, с. 321; Фада’ил ас-сахаба, с. 20; Мустадрак ал-васа’ил. Т. 3, с. 166.
8. Тахзиб ал-камал. Т. 1, с. 426; Сунан Ибн Маджа. Т. 1, с. 51; Му‘джам ал-кабир. Т. 3, с. 33.
9. «Воистину, Ибрахим [= Авраам] не был из многобожников, он был верной Богу общиной…» (ан-Нахл 16:120).