После принятия иранцами исламской религии исламская и иранская культуры начали тесно переплетаться. Иранцы считают, что мусульманство согласно их иранской сущности. Именно поэтому иранские традиции и обряды обрели исламскую окраску. А трагедия Ашура – это событие, обретшее национальную окраску и превратившееся в важный национальный эпос.
Джалаледдин Мухаммад Мевлеви в числе прочих иранских поэтов посвятил немало стихов его светлости имаму Хусейну (а) и его восстанию.
Руми ярко рассказывает о событии Ашура в двух местах: в «Маснави» и «Диване Шамс».
На событие Ашура Руми смотрит с восторженной любовью поклонника. В «Маснави» он приводит рассказ о том, как прибывший в день Ашура в город Халаб (в нынешней Сирии) чужестранец видит как люди соблюдают траур. В ответ на вопрос, почему они в трауре, он слышит: «Разве ты не знаешь? Мы скорбим по человеку, чья ценность выше всех». Затем они рассказывают ему о том, что произошло в пустыне Кербеле. Иностранец спрашивает: «Разве это случилось недавно?». В ответ ему говорят, что нет, это событие произошло 7 веков назад. Тот думает, что людям только что сообщили об этом и отмечает, что им лучше оплакивать свою неинформированность.
В этом рассказе Руми обращает внимание читателей на истинные цели восстания третьего имама и предостерегает их от беспечности и незнания фактов. Затем он предлагает свое разъяснение событий Ашуры. По мнению Мевлеви, на это событие можно смотреть с разных точек зрения, так как рассказ о жестокостях и беспощадности группы угнетателей, чьи деяния сжимают сердце каждого свободолюбивого и честного человека, — это лишь один из аспектов важного события Ашура.
- Душа султана вызволилась из тюрьмы
- Почему мы разрываем ворота и траур соблюдаем
- Он был царем веры, душа его парила,
- Когда пришло время избавляться от оков,
- И к Господу своему умчаться.
По мнению Руми, мученическая гибель этого великого имама – это трагический аспект события Ашура. С другой стороны, на самом деле его душа освободилась от земных оков. С точки зрения Мевлеви, в этом событии нужно обратить внимание и на освобождение от клетки, т.е. мирского тела и полет души султана из тюрьмы.
Руми смотрел на событие, питая искреннюю любовь к имаму Хусейну (а), а ненависть к Язиду. Рассказывая о событии в Кербеле, он не только протестует против жестокости и беспощадности притеснителей, но и старается на основе своего мистического опыта и мышления описать другой, более красивый аспект мученической смерти его светлости Хусейна и его верных соратников (мир им!).
Важнейший урок всего «Маснави» заключается в эстетическом мировоззрении. Иногда человек из-за трагичности того или иного события настолько восхищается его печальными аспектами, что забывает об остальных аспектах. Руми был влюбленным человеком. Любовь он не только знал, но сам испытал и вкусил, и вся его школа заключается в любви. Руми научился как жить с любовью, как смотреть на мир с любовью, как анализировать происходящее с любовью и как придавать любовь в помощь разуму с тем, чтобы устранять его недостатки.
Именно поэтому когда Руми смотрит на событие в Кербеле, оценивает его как прекрасный самоотверженный процесс, который опьяняет его. К гнету угнетателей он питает ненависть, а к самоотверженности имама Хусейна (а) – искреннюю любовь.
В понимании Руми, такое событие, полное злости и безжалостности, имеет и другой облик, полный настоящего самопожертвования, любви и принесения в жертву всего, что имеешь. С точки зрения Мевлеви, самоотверженность – это прекраснейшее, что может произойти в мире, и чем глубже она будет, тем она красивее.
На событие Ашура и мученическую гибель имама Хусейна (а) Руми смотрит как на настоящее самопожертвование, являющееся символом чистой красоты. Руми размышлял о тех мотивах, которые заставили этого великого человека отказаться от всего мирского. Это, конечно, не легко. Для того, чтобы отказаться от всего мирского, нужно достичь наивысшей ступени в любви.
- Где вы, павшие смертью на пути Аллаха,
- Претерпевшие беды в пустыне Кербелы?
- Где вы, влюбленные, летавшие выше птиц?
- Где вы, отказавшиеся от жизни и благ мирских?
- Разве можно спросить, где разум?
- Где вы, высвободившиеся из тюрьмы?
По мнению Руми, самопожертвование – это важнейший признак любви. Имам Хусейн (а) своим восстанием отказался не только от жизни, но и от всего мирского. Мученической смертью он пал не один, а тысячу раз. С мученической смертью каждого своего соратника он тысячу раз вознесся на небо. А в понимании такого человека, как Руми событие Ашура означает легкий полет влюбленных мужчин, желавших освободиться от клетки тела. На самом деле они обнаружили исключительную возможность выразить свою искреннюю и исключительную любовь к Создателю.
Руми научился у Хусейна ибн Али (а) доблестно и с любовью встретить смерть.
Источник: https://erfan.ir/ru