Каждая религия и каждое нравоучение имеет особое мировоззрение. Исламская религия пользуется божественным мировоззрением. Ислам основан на принципах благоразумья и благополучия человечества. Хиджаб входит в число правил, которые должны соблюдать приверженцы ислама с целью охраны нравственности личности и общества.
Многие мыслители современности отмечают важность целомудрия и добродетельности в личных и общественных отношениях. Они высказывают свою точку зрения по поводу различных аспектов присутствия женщин и мужчин в обществе. Иногда их мнения не так уж и отличаются друг от друга. В этой программе мы ознакомимся с размышлениями мыслителей, психологов и социологов по этому поводу. Оставайтесь с нами.
В настоящее время многие задают себе следующие вопросы: В чем заключается суть хиджаба? Почему женщина для появления в обществе должна придерживаться определенных рамок? Запирает ли себя женщина в своем собственном доме, выбрав хиджаб? Служит ли хиджаб поводом для дискриминации женщин?
За ответами на данные вопросы следует ознакомиться с причинами склонности современных женщин к соблюдению хиджаба.
Последние психологические исследования показывают, что склонность женщин к покрову имеет природные и естественные причины. Эта склонность необходима для их нравственного и духовного развития. Писатель и психолог доктор Шахрияр Рухани говорит: «Некоторые считают, что разница в одежде мужчин и женщин является свидетельством стремления мужчин к превосходству над женщинами, неравенству полов, и унижению женщин. Они не ведают о том, что на одном из этапов развития направления духовно-морального совершенствования парней и девушек разделяются. Вопреки этой пропаганде, подходящий покров для женщин касается этапов их совершенствования и имеет корни в природе человека».
Известный французский философ Монтескьё в своей книге «Дух законов» пишет: «Законы природы требуют от женщин большей сдержанности, так как мужчина создан более напористым. Поэтому при помощи подходящего покрова можно создать баланс между женщиной и мужчиной. Основываясь на данный принцип, все народы мира считают, что женщин украшает застенчивость и скромность».
Хиджаб в исламе определен с учетом душевных качеств женщин и мужчин. Женщины являются символами красоты и изящества. Из-за наличия этой красоты, у многих из них наблюдается склонность демонстрировать свою внешность. Для предотвращения пустой траты своих способностей и увлечения женщин чрезмерной заботой о своей внешности, ислам обращает их внимание на высокое положение человеческого великодушия. С точки зрения ислама, соблюдение правильного покрова – это верный путь к сохранению этого высокого положения. Это также подтверждается и психологами.
Большинство специалистов по психологии считают, что путь человека к совершенствованию делится на несколько стадий. На каждом этапе развития у человека возникают определенные потребности. Если не следить за правильным удовлетворением этих потребностей, происходит так называемый «застой в развитии личности», то есть личность человека больше не совершенствуется, она как бы «застывает» на определенном этапе развития. Очевидно, что если человек не удовлетворил верным путем свои потребности, то он до конца своей жизни будет стремиться наверстать упущенное, даже когда по возрасту он перерастет потребности данной стадии.
Разумеется, что девушки и парни на стадии достижения моральной и физической зрелости по-разному воспринимают окружающий мир. На этом этапе парни ведут себя более агрессивно и стараются показать свое превосходство над другими. Девушки, наоборот, стараются привлечь к себе внимание окружающих. Характерными чертами этого этапа является желание девушек пользоваться красивой одеждой и косметикой.
Вполне очевидно, что для продолжения развития своей личности, девушкам следует пройти эту стадию. Однако, к сожалению, некоторые девушки из-за так называемого синдрома «застоя в развитии личности» не могут пройти этот этап и превращаются в людей, которым всегда необходимо чужое внимание. Психологи считают, что застой в развитии личности девушек на указанном этапе считается болезнью, которая препятствует их совершенствованию. В результате этого, их способности развиваются лишь в плане украшения своей внешности для привлечения внимания других людей. В большинстве случаев этот недостаток приводит к отчаянию и замкнутости женщин. Застой женщин на данном этапе приводит к тому, что они не могут сосредоточиться на правильном исполнении своих обязанностей в качестве любящей матери и жены.
Следует отметить, что большинство девушек и женщин спокойно проходят данный этап и плавно вступают в стадию «достижения зрелости и совершенствования человеческой личности». На этом этапе, они не тратя зря силы и энергию на украшение своей внешности, направляют свои моральные и физические возможности на развитие своей личности, семьи и общества.
Некоторые женщины, которым по каким-либо причинам не удалось заслужить внимания своего супруга, чтобы как-то выразить себя, выставляют свои «прелести» на общее обозрение; и тем самым пытаются получить подтверждение своих сомнительных «достоинств» у общества. Такое поведение считается падением личности женщины. Психолог Шахрияр Рухани по этому поводу пишет: «Недостаточное внимание супруга в большинстве случаев приводит к необузданности и падению личности женщины». Этот писатель также добавляет: «Стремление некоторых мужчин к преобладанию над женщинами и, с другой стороны, излишняя забота некоторых женщин о своей внешности и их старания привлечь к себе внимание других являются показателями отсутствия их моральной зрелости».
Несомненно, что когда женщина наряжается для своего мужа, она занимается очень полезным делом, так как это укрепляет семейный очаг. Лидер ИРИ аятулла Хаменеи по этому поводу говорит: «Когда женщина украшается и принаряжается только для своего мужа, она тем самым, удовлетворяет свой эстетический инстинкт, а также препятствует влечению своего мужа к другим женщинам…»
В современном мире в некоторых странах распространена культура обнаженности и украшения внешности. В большинстве стран Запада с женщинами обращаются как с товаром. Отрицательным последствием подобного обращения является рост уличного насилия над женским полом. Американская писательница Хиллари Карлип в своей книге «Девушки» пишет: «Большинство девушек утверждают, что они постоянно чувствуют на себе неуважение и жестокое обращение. Подобное обращение проявляется в такой форме, как давление на психику женщин, словесные и физические издевательства, случаи изнасилования. Ежедневно они сталкиваются с проблемой сексуального домогательства. Большинство девушек не чувствуют себя в безопасности, прогуливаясь в одиночестве по улицам города». Когда в обществе царят нормы необузданности, тогда это общество лишается своей моральной непорочности. Профессор психологического отдела Висконского университета США Сеймур Халк говорит: «Только в этом университете ежегодно сотни студентов обращаются за помощью психотерапевта. Не только я и мои коллеги, но и большинство профессоров, преподающих психологию в американских ВУЗах, всерьез обеспокоены критическим состоянием психики нового поколения США».
Множество мыслителей считает, что хиджаб дает женщине безопасность и спокойствие, и является наиболее эффективным препятствием падения общества в пучину пошлости и необузданности. Шейх Фуад Джонейд, один из священнослужителей, руководящих по пятницам молитвой в пакистанских мечетях, говорит: «Хиджаб играет особую роль в совершенствовании личности женщин и оберегает их от сексуальных домогательств. Хиджаб считается ярким свидетельством свободы женщин». Отмечая роль хиджаба в уменьшении социальных невзгод, он считает, что хиджаб – это важный фактор развития морали в обществе.
Религиозные мыслители считают, что хиджаб – это гордость женщины и подтверждение ее личности. Обычно всё ценное оберегается от посягательства посторонних людей. С точки зрения ислама, женщина – эта прекрасный цветок, и хиджаб оберегает ее от посягательства порочных людей.
Крупный мыслитель мученик Муртеза Мутаххари говорит: «Когда женщина, облачившись в достойное одеяние, покидает пределы своего дома и соблюдает принципы целомудрия и непорочности, то даже порочные люди не осмелятся обидеть ее». Иными словами, хиджаб по своей сути является залогом неприкосновенности. Женщины, соблюдающие хиджаб, благодаря тому, что скрывают прелести своего тела, неуязвимы для большинства социальных пороков. Имам Али (а) говорит: «Полный хиджаб дает женщине большую неприкосновенность».
Позитивными последствиями применения хиджаба также считается очищение личности и общества от безнравственности и распущенности. Поэтому женщинам рекомендуется не показывать свои прелести посторонним лицам. Мутаххари пишет: «Покров женщин с точки зрения ислама – это сокрытие тела женщины от взора мужчины». Борясь с развратом, ислам больше всего обращает внимание на корни безнравственности и пытается в корне уничтожить элементы испорченности. Всевышний Господь в священном Коране, суре «Свет», стихах 30-31, повелевает:
Скажи мужам, уверовавшим (в Бога), Чтоб потупляли свои взоры, Храня себя от вожделений плоти — Так им пристойнее и чище, — Аллах ведь сведущ в том, что делают они. Скажи и девам, что уверовали (в Бога), Чтоб потупляли свои взоры И целомудрие хранили, И чтоб не выставляли напоказ свои красоты, Помимо лишь того, Чему (обычно) надлежит быть видным.
Общество, в котором в отношениях между мужчиной и женщиной господствуют нормы распущенности, движется в сторону морального разложения и отдаляется от счастья и благополучия.
Специалисты считают, что хиджаб напрямую связан с чувством самоуважения женщины. Уверенные в себя женщины не ощущают необходимости привлекать к себе внимание посторонних мужчин. Американский психолог Эбрахам Мослоу считает, что когда удовлетворяется потребность в самоуважении, то человек обретает уверенность в себе и осознает важную роль своей личности в этом мире. Ислам считает, что чем скромнее женщина, тем больше она достойна уважения. Проведя исследования по поводу хиджаба, профессор университета Токио доктор Сачикор Мората утверждает: «Скромность и покорность женщины кроется в ее хиджабе. Хиджаб – это священная крепость женщины. Хиджаб — это замок ее спокойствия и величия».
С другой стороны, соблюдение хиджаба – это религиозная обязанность мусульманок. По мнению экспертов, определение границ для достойного покрова женщин способствует активному участию женщин в общественной жизни. Специалисты считают, что хиджаб вовсе не препятствует общественной деятельности женщин. Если бы женщина была обязана постоянно оставаться в пределах дома и общаться лишь с близкими родственниками, то не существовало бы и самого понятия хиджаб. Профессор университета, доктор Рахимпур Азгеди говорит: «Когда ислам требует от женщин соблюдения хиджаба, это означает, что они могут принимать участие в общественной жизни. Такое участие должно быть чистым и непорочным, так как хиджаб предоставляет женщинам безопасную территорию для деятельности в экономической, культурной и социальной областях».
Иными словами, хиджаб предоставляет женщине безопасность в различных ситуациях, в том числе в сфере ее общественной деятельности. Следует отметить, что исламская религия основана на здравом смысле и логике. В этой религии нет предписаний, которые бы способствовали игнорированию природных способностей человека; так как одной из основных целей человеческой жизни является развитие потенциальных способностей человека. Женщины составляют половину общества. Наряду с исполнением своих обязанностей в качестве матери и супруги, женщина может принимать достойное участие в общественной деятельности. Лидер исламской революцию аятулла Хаменеи по этому поводу говорит: «Хиджаб никак не подразумевает изоляцию женщин от общества. Хиджаб необходим для того, чтобы предотвратить безоговорочное смешивание мужчин и женщин в обществе. Подобное безоговорочное смешивание во вред и обществу, и мужчине, и в особенности женщине». По мнению лидера исламской революции, женщины при соблюдении хиджаба и этических норм могут принять активное участие в общественной жизни и достичь высокого положения в науке и прочих областях.
В настоящее время, в западных странах вопреки принятию в ряде стран Запада законов, препятствующих ношению хиджаба, мы являемся свидетелями возрождения склонности к соблюдению хиджаба. Американская писательница Венди Шалит говорит: «Возвращение к целомудрию и непорочности не относится лишь к исламским государствам. В США и в некоторых европейских странах с 1989 года наблюдаются преобразования в области покрытия женского тела. Журнал «Тайм» сообщает о серьезном тяготению женщин к целомудрию. Журнал «Женский Покров» пишет, что ежегодно увеличивается спрос на менее обнаженную одежду, что является последствием некоторых преобразований новой эры».
Иракская исследовательница Зейнаб Мехди-Ганем говорит: «Вопрос хиджаба актуален не только для приверженцев ислама, но и для последователей других религий. Хиджаб препятствует моральному разложению, а также способствует развитию личности и укреплению семейных уз. Ислам – это совершенная религия, которая рассматривает вопрос хиджаба с точки зрения логики и здравого смысла». К сожалению, западные страны, которые постоянно разглагольствуют по поводу демократии и прав человека, не желают относится к правам мусульманок с должным уважением». Шведская писательница Анна София Роальд пишет: «Христианская монахиня в рясе, с точки зрения Запада – это символ безмятежности, непорочности и религиозной преданности, тогда как мусульманка в хиджабе, по мнению Запада – это свидетельство антифеминистского фанатизма и угнетения женщин. Западные политики должны пересмотреть свой противоречивый и двоякий подход к вопросу».
Позитивное влияние хиджаба доказано не только в теории, но и в реальной жизни. Хиджаб увеличивает плодотворность деятельности женщин и возвышает их моральный облик. Ныне в Иране женщины с хиджабом без каких-либо проблем играют важную роль в обществе. Благодаря спокойствию и безопасности, которые им дарит хиджаб, они принимают активное и эффективное участие в жизни современного общества. Иранские женщины занимают ведущие позиции в менеджменте, науке, медицине и спорте. Публицист из журнала «Тайм» в своей статье о деятельности иранских женщин пишет: «Вопреки моим представлениям, я увидел в Тегеране множество женщин, облаченных в хиджаб, которые занимались своей работой, общественными делами и даже спортом. В Иране несколько спортивных клубов предоставлены в распоряжение женщин. В то же время следует отметить, что во Франции мусульманки, соблюдающие хиджаб, лишены множества социальных прав. По всей видимости, настало время пересмотреть свое мнение о личности женщины и воздать должное ее духовному облику. Следует признать, что хиджаб не мешает женщине развиваться, а наоборот, создает благоприятную почву для ее активного присутствия в обществе».
Источник: http://alhassanain.org