Важнейшим источником знаний имамов являются хадисы, которые Пророк ислама (с) передал сначала Али, а потом через него они были переданы Хасану и так поочерёдно всем остальным имамам.
Законы и правила ислама, составившие основу Шариата, ниспосылались Мухаммаду (с) в течение 23 лет пророческой миссии и были получены им двумя способами. Первый — через Коран, открывшийся сияющему сердцу Пророка в божественных откровениях. Второй — тоже через откровения, но полученные по какому-нибудь конкретному поводу и не предназначавшиеся для вхождения в Коран. Многие подобные откровения, высказанные Посланником публично, стали основой для хадисов.
Пророк ислама (с) точно так же как аяты Корана, повторял для Али ибн Абу Талиба откровения, не вошедшие в Коран. Али (а) мог читать и писать, и Пророк настоятельно советовал ему все эти откровения записывать, чтобы они сохранились для будущих поколений. Конечно, было немало людей, которые записывали стихи Корана, и таких было множество. Но что касается законов и правил, не вошедших в Священный Коран, то дело обстоит иначе. Хотя Посланник Аллаха (с) высказывался в присутствии сподвижников о законах и правилах, полученных в божественных откровениях, однако те не записывали и не запоминали дословно слова Пророка, чтобы сохранить их и точно передать другим. Часто случалось так, что просто передавали общий смысл сказанного Пророком или его слова по некому поводу оставлялись без должного внимания, а через какое-то время забывались. Конечно, среди сподвижников Пророка были и те, кто записывал или запоминал всё сказанное или сделанное им, однако, к сожалению, их было немного.
Общие и частные законы исламского права охватывали очень широкий спектр вопросов, и, естественно, что новые законы и правила следовало сохранить и передать как людям, проживающим не в городе Пророка, так и последующим поколениям. Кроме того, многие вопросы исламского права были не актуальны для простой жизни людей того времени и вообще не затрагивались на территории Аравийского полуострова. Потому многое осталось неспрошенным у Посланника Аллаха и, соответственно, не было получено от него ответа по вопросам, которые возникли потом и в других местах. С другой стороны, ислам – это религия для всех времён и для всех мест. В исламе для достижения людьми счастья в этом и ином мирах должны быть ответы на все вопросы, независимо от времени, места и разнообразных новых условий жизни.
Пророк ислама (с) прекрасно осознавал, в каких условиях находилась мусульманская община в то время, а также с чем ей предстоит столкнуться в дальнейшем. Он должен был бы подумать над тем, как подготовить мусульман к грядущим изменениям и в каком надёжном месте, неподверженном ошибках, искажениям и забывчивости, сохранить знания обо всех исламских законах и правилах, в том числе и тех, которые в то время не были актуальны. И не нашёл Пророк никакого другого достойного места, кроме сияющего сердца Али ибн Абу Талиба. Пророк ислама (с) по божественному вдохновению и предписаниям свыше с самого начала своей пророческой миссии и до последнего дня делал всё, чтобы передать Али (а) знания обо всех законах и правилах ислама. Всё, что Пророк получал в откровениях, он пересказывал Али, а тот сохранял сказанное в абсолютной точности. Али (а) при сохранении законов и правил ислама, полученных Пророком в откровениях и переданных ему, пользовался божественной поддержкой, без которой это важное и трудное дело было бы невозможным.
Али (а) передаёт: «Посланник Аллаха (с) обнял меня и сказал: “Всевышний повелел, чтобы я приблизил тебя к себе и не отдалял, и чтобы ты запоминал всё, сказанное мною”. И потом снизошёл ему этот аят — ٌن َوا ِعیَةٌ ذُ ُ ِعیَهَا أ َوتَ 1 (и чтобы внять этому могло ухо внимающее)» 2 .
Ибн Аббас передаёт слова Пророка, который сказал: «Когда ٌن َوا ِعیَةٌ аят снизошёл ذُ ُ ِعیَهَا أ َوت) َи чтобы внять этому могло ухо внимающее), я попросил Создателя, чтобы этим “внимающим ухом” и хранителем он сделал Али». Итак, Али (а) всё, что слышал от Посланника Аллаха (с) запоминал и никогда не забывал 3 .
Али (а) сказал: «Регулярно, один раз в день я заходил в дом к Посланнику Аллаха (с) и мы с ним оставались только вдвоём. Куда бы он ни шёл, я был с ним. Сподвижники знают, что ни с кем другим пророк так не поступал. Ещё чаще он сам приходил ко мне домой. <…>Если приходил я, то он всех просил оставить нас вдвоём, и уходили даже его жёны. А когда же он приходил ко мне, то Фатима и мои дети не выходили. Он отвечал на все вопросы, которые я задавал, и если я замолкал, не имея что более спросить, он сам начинал говорить. Он прочитывал мне каждый новый стих Корана, а я записывал. Он делал точные и подробные комментарии (тафсир) к каждой фразе стиха, пояснял его скрытое значение (тавиль), общее и частное в нём, внешнее и внутреннее. Ещё прежде он помолился, чтобы Всевышний даровал мне силу понимания сказанного им и запоминания этого.
Итак, я не забыл ни один аят из Книги Аллаха и ни одно слово из продиктованного мне и мною записанного. Все знания, которые он получил от Аллаха – о дозволенном и запрещённом, о том, что следует делать и от чего надо воздержаться, о прошлом и будущем, обо всех Книгах, полученных пророками, обо всех делах поклонения и каждом грехе – всему обучил он меня, и я запомнил всё так, что не забыл ни единого слова. Посланник Аллаха (с) положил свою руку мне на грудь и обратился к Всевышнему с просьбой, чтобы моё сердце Он наполнил знаниями и пониманием, мудростью и светом. После этого я обратился к Пророку: «О, Посланник Аллаха, да будут мать и отец мои жертвами ради тебя, с того самого времени, как ты помолился обо мне, я ничего не забыл. Разве ты [сейчас] боишься, что я что-нибудь забуду?» Ответил он: «Нет, я не боюсь, что ты можешь что-нибудь забыть или неправильно понять»» 4 .
У Али (а) спросили: «Почему у тебя больше хадисов о пророке, чем у любого другого из его сподвижников?» Ответил он: «Потому что когда я спрашивал, он отвечал мне, а когда я замолкал, тогда он сам начинал говорить» 5 .
Имам Али (а) сказал: «Клянусь Богом, нет такого аята, ниспосланного свыше, которого бы я не знал. Я знаю о чём, где и о ком послан каждый аят, так как мой Покровитель даровал мне понимающее сердце и повествующий язык» 6 .
Источник: книга «ИМАМАТ И ИМАМЫ»
1) Коран 69:12
2) Бихар аль-анвар, Т.35, С.327; Хилъя аль-аулийа’, Т.1, С.108; Монакеб Харезми, С.199
3) Монакеб Харезми, С.199
4) Кафи, Т.1, С.64
5) Табакат ал-кобра,Т.3 , С.338
6) Табакат ал-Кобра, Т.3, С.33