УРОК ШЕСТОЙ — ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ

Теперь нам следует хотя бы в порядке указания дать перечень философских проблем, исследуемых в исламской философии, со­провождая его рядом просвещающих разъяснений. Философские проблемы вращаются вокруг оси бытия, т.е. вокруг того, что есть «бытие как таковое», вроде тела для медицины, числа для арифме­тики и количества для геометрии. Другими словами, предметом философии является «бытие как таковое». Все рассуждения фило­софии вращаются вокруг этой проблемы. Иначе говоря, предме­том философии является бытие.
Проблемы, вращающиеся вокруг бытия, бывают нескольких ви­дов:
А. Проблемы, связанные с бытием и двумя противоположными ему точками, т.е. с сущностью и существованием.
Несомненно, что в объективном мире ничего, кроме бытия, не существует. За рассудком бытие не имеет противоположную точ­ку. Но понятие образующий человеческий рассудок создал в проти­вовес бытию еще два других значения и понятия. Одно из них — небытие, другое — сущность (конечно, сущности). Особенно в выс­шей философии целая цепь философских проблем есть проблемы, связанные с бытием и небытием.
Б. Другая группа проблем связана с частями бытия. Бытие, в свою очередь, имеет части, представляющие собой его виды. Дру­гими словами, бытие обладает такими видами, как объективное бытие и возможное бытие, возникшее бытие и извечное бытие, устойчивое бытие и изменчивое бытие, единое бытие и многооб­разное бытие, потенциальное бытие и актуальное бытие, субстан­ция и акциденция. Целью, несомненно, являются первичные виды бытия, т.е. те виды, которые присущи бытию как таковому. Например, деление на белое и черное или большое и маленькое,
равное и неравное, четное и нечетное, высокое и низкое и т.п. не являются видами «бытие как такового», а есть виды «бытия, по­скольку оно есть тело» или видами «бытия, поскольку оно имеет количество», т.е. телесность в силу своей телесности или количе­ство как таковое подразделяются на эти виды.
Но разделение на единое и многое или на необходимое и воз­можное — это разделение «бытие как такового».
В философии осуществлено детальное исследование о критерии этих разделений и определении того, какие из этих разделений есть разделение «бытия как такового», а какие — нет. Иногда встреча­емся со случаями, когда некоторые философы причисляли отдель­ные разделения к видам «тела как такового» и предполагали, что выходят за рамки проблем философии. Некоторые же другие фило­софы по разным аргументам считали их разделениями «бытия как такового» и относящимися к области первой философии. Мы на этих уроках укажем на некоторые из них.
В. Другая группа проблем — это проблемы, связанные с общими законами, господствующими над бытием, такими как: причинность; причина и следствие; необходимость, господствующая над систе­мой причины и следствия; проблемы прежде, после и одновремен­ности в иерархии бытия.
Г. Некоторые другие проблемы относятся к доказательству ка­тегории бытия или миров бытия, т.е. бытие имеет особые катего­рии и миры. Исламские мудрецы признают четыре общих миров, или четыре ступени бытия:
Мир природы, или материальный мир. Мир идей, или небесный мир.
Мир разумов, или запредельный (потусторонний) мир.
Мир божественности, или божественный мир.
Материальный мир-это мир материи, движения, времени и про­странства, другими словами, мир природы и чувственных вещей, или мир земной.
Мир идей, или небесный мир, — это надприродный мир, который обладает формами и измерениями, но лишен движения, времени и изменения.
Мир запредельный (потусторонний), т.е. мир разумов, или мир значений, который лишен форм и образов и находится выше мира идей (мира небес).
Божественный мир — это мир божественности и единобожия Д. Некоторые другие проблемы относятся к связям мира при­роды над природными мирами. По более точному выражению, это проблемы, относящиеся к линии нисхождения бытия от божествен­ного мира до природы и к линии восхождения природы к более выс­шим мирам, особенно в случае с человеком, что называется «воз­вратом» и составляет большую часть высшей философии.

Источник: http://alhassanain.org

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.