УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ. ИСЛАМСКИЕ ИДЕЙНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

На предыдущем уроке мы коротко разъяснили сущность иллюминативистского и перипатетического философских направлений и говорили, что между иллюминативистами и перипатетиками в ин­терпретации философских вопросов существует целая цепь основ­ных разногласий. А также говорили, что, согласно распространен­ному мнению, Платон является главой иллюминативистов, а Арис­тотель — главой перипатетиков. Также было указано, что эти две школы продолжали существовать и в исламскую эпоху и некото­рые исламские философы придерживались линии иллюминативизма, а некоторые другие — линии перипатетизма. 
В связи с тем, что в исламском мире существовали и другие идейные направления, отличающиеся от иллюминативистского и перипатетического направлений и игравшие существенную и основ­ную роль в развитии исламской культуры, мы вынуждены указать и на них. 
Среди этих направлений существенными и достойными упоми­нания являются два: 
1) Мистическое направление. 
2) Каламистское направление. 
Мистики, а также и каламисты ни при каких обстоятельствах не считали себя последователями философов, включая иллюминати­вистов и перипатетиков. Напротив, они противостояли им и между ними и философами происходили разного рода столкновения. И эти столкновения оказали существенное влияние на судьбу исламской философии. Мистика и калам наряду с тем, что столкновением и противодействием давали импульс развитию исламской философии, открыли для философии и новые горизонты. Многие вопросы, обсуждаемые в исламской философии, впервые поставлены мутакаллимами и мистиками, хотя точка зрения философов по этим вопро­сам явно отличается от точки зрения мистиков и мутакаллимов. 
Поэтому совокупность исламских идейных направлений сводится к четырем, и исламские мыслители разделялись на четыре группы, очевидно, что мы имеем в виду идейные направления, кото­рые в целом имеют философскую окраску, т.е. являются неким ви­дом онтологии и миропознания. Поскольку на этом уроке мы будем обсуждать только общие принципы философии, постольку не затро­нем юридические, герменевтические, хадисоведческие, литерату­роведческие, политические и этические направления мысли, ибо они относятся к другим отраслям знания. 
Другой вопрос заключается в том, что все эти направления под влиянием исламских теорий приобрели особый характер и имеют значительные различия со своими аналогами, имеющими место вне исламских областей. Иными словами, над всеми ними довлеет осо­бый дух исламской культуры: 
1) Дискурсивное перипатетическое философское направление. Это направление имеет множество приверженцев. Большинство исламских философов были последователями этого направления. Ал-Кинди, Фараби, Абу Али ибн Сина, Хаджа Насреддин Туси, Мир Дамад, Ибн Рушди Андалуси, Ибн Баджа-и Андалуси, Ибн ас-Саиги Андалуси были перипатетиками. Олицетворением и со­вершенным представителем этой школы, безусловно, является Ибн Сина. Философские труды Ибн Сины, как «Исцеление», «Указания и наставления», «Спасение», «Алоиевая книга знаний», «Исход и возврат», «Приложения», «Споры», «Родники мудрости», — все по­священы перипатетической философии. В этом направлении опира­ются только и только на рациональный аргумент и рациональное Доказательство. 
2) Иллюминативистское философское направление. Это направ­ление, по сравнению с перипатетизмом, имеет малочисленных при­верженцев. Создателем этого направления был Шейх Ишрак. Кутбаддин Ширази, Шахрзури и некоторые другие придерживались иллюминативистского направления. Сам Шейх Ишрак считался олицетворением и совершенным представителем этой школы. 
Шейх Ишрак написал множество книг, в том числе «Иллюминативная философия» («Хикмат ал-ишрак»), «Объяснения» («Талвихат») «Диалоги» («Мутарахат»), «Ценности» («Мукавамат»), «Образы света» («Хайакил ан-нур»). Самой известной из этих книг является «Иллюминативная философия», и только она всецело выражает иллюминативистскую линию. У Шейха Ишрака есть и некоторые брошюры на персидском языке, в том числе: «Голос горна Джебраила» («Аваз-и сури Джабарил»), «Красный разум» («Акл-и сурх») и др. 
В этом направлении опираются на две вещи: во-первых, на аргу­мент и рациональное доказательство и, во-вторых, на душевное усердие и очищение души. Согласно этому направлению, открыть реальность мира одними аргументами и доказательствами невоз­можно. 
3) Мистическое аскетическое направление. Направление мис­тицизма и суфизма опирается только и только на принцип очищения души на пути к Богу и приближения к Истине до ступени соедине­ния с нею. Оно ни в коей мере не доверяет рациональным аргумен­там. Представители этого направления считают дискурсивистов догматиками. Согласно им, цель мистика — не только открытие истины, но и ее достижение. 
Мистическое направление имеет много приверженцев, и в ис­ламском мире появилось немало именитых мистиков. В их числе следует назвать Баязида Бастами, Халладжа, Шибли, Джунайда ал-Багдади, Зун-нуна ал-Мисри, Абу Са’ида Абу-л-Хайра, Хаджу Абдаллаха Ансари, Абу Талиба ал-Макки, Абу Насра Сарраджа, Абу-л-касыма ал-Кушайри, Мухи ад-Дина Араби ал-Андалуси, Ибн Фариза ал-Мисри и Мавлави ар-Руми. Олицетворением и совер­шенным представителем исламского мистицизма является Мухиаддин Араби, который придал мистицизму форму цельной науки. Все последующие мистики находились под его сильнейшим влия­нием. 
Мистическое аскетическое направление имеет с иллюминативной философией один общий и два различающих признака. Общий их признак — это опора их обоих на принцип исправления, совершен­ствования и очищения души. Что касается двух их различающих признаков, то один из них состоит в том, что мистик полностью отрицает аргументацию, а философ — иллюминативист, защищая ее, считает мышление и очищение помощниками друг друга. Другой их различающий момент состоит в том, что цель иллюминативистского философа — открытие истины, цель же мистика — соединение с Истиной. 
4) Каламистское дискурсивное направление. Мутакаллимы, по­добно философам-перипатетикам, опираются на рациональную ар­гументацию, но с двумя различиями. 
Первое — рациональные принципы и основы, с которых мутакал­лимы начинают свои дебаты, отличны от принципов и основ, с ко­торыми философы приступают к обсуждению проблем. Главный традиционный принцип, используемый мутакаллимами, особенно мутазилитами, — это принцип «прекрасного и безобразного», только с той разницей, что мутазилиты считают прекрасное и безобразное рациональными, а Ашариты — каноническими. Мутазилиты на этой основе составили целую цепь принципов и правил, вроде «правила милости», «необходимости совершения всевышним Богом наилуч­шего» и многого другого. 
Но философы принцип «прекрасного и безобразного» считают неким относительным и человеческим принципом из типа практи­ческих общепринятых и умозрительных начал, принятых в логике и используемых только в диалектике, а не в науке доказательства. Поэтому философы считают калам «диалектической мудростью», а не «доказательной мудростью». 
Второе, мутакаллим, в отличие от философа, считает себя «обя­завшимся» — обязавшимся защищать святость ислама. Философс­кие же дебаты — это свободные дебаты, т.е. цель философа зара­нее не определена — не определено, какой взгляд он должен защи­щать. Цель же мутакаллима заранее определена. 
Каламистское направление, в свою очередь, распадается на три течения: 
А. Мутазилитское каламистское течение. 
Б. Ашаритское каламистское течение. 
В. Шиитское каламистское течение. 
Полное объяснение сущности этих течений на этом уроке неосуществимо и нуждается в отдельном обсуждении. Мутазилиты многочисленны: Абул-Хузайл ал-‘Аллаф, Наззам, Джахиз, Абу Убайда Муаммар ибн Мусанна, жившие во втором — третьем ве­ках хиджры, Казн Абд ал-Джаббар Мутазили — в четвертом веке хиджры, Замахшари — в конце пятого — начале шестого века хид­жры были олицетворением и выдающимися представителями шко­лы мутазилизма. Шейх Абу-л-Хасан Ашари, умерший в 330 г. хиджры (948 г. х.э.), считается олицетворением и совершенным представителем шко­лы ашаризма. Казн Абу Бакр Бакилани, Имам ал-Харамайн Джувайни, Газзали и Фахраддин Рази придерживались ашаритского направления. Многочисленными были и шиитские мутакаллимы. Хишам ибн ал-Хакам — сподвижник Имама Джафара Садика (мир ему) явля­ется одним из выдающихся шиитских мутакаллимов. Династия Навбахти, бывшая одной из иранских шиитских династий, дала ис­ламу многих великих мутакаллимов. Шиитскими мутакаллимами считаются также Шейх Муфид и Сайд Муртаза Алам ал-Худа. Олицетворением и великим представителем шиитского калама яв­ляется Хаджа Насираддин Туси. Его «Очищение калама» («Тадридж ал-акаид») есть одна из известнейших книг по каламу. Хаджа также является философом и математиком. После Хаджи судьба философии коренным образом изменилась и калам преимущественно приобрел философскую окраску. Среди суннитских каламистских книг наиболее известными яв­ляются «Объяснение принципов» («Шарх-и мавакиф») Казн ‘Азуд ад-Дина Иджи — современника Хафиза, и ее толкование, принадле­жащее перу Мир Сайда Шарифа Джурджани. «Объяснение прин­ципов» Иджи написано под сильным влиянием «Очищения калама» Насираддин Туси. 

Источник: книга «Философия и калам»

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.